Начальная эпоха животноводства в азии.
Область междуречья медленного Евфрата и быстрого Тигра с притоками (Месопотамия) по данным археологии почти синхронна египетской культуре. Следов возникновения животноводства здесь не найдено. Возникновению месопотамской культуры шумеров конца IV и начала III тысячелетия до н.э. и в последствие аккадцев (семитический народ) III-го тысячелетия предшествовал весь неолит и мезолит. В течение этих периодов всюду на юге происходило одомашнение животных, создание животноводства как важной области хозяйственной деятельности человека. Наличие в Месопотамии разных типов овец с руном, коз, разных пород крупного рогатого скота, ослов, собак, гусей, широкое использование продуктов животноводства (производство шерстяных тканей и молочное дело) было основано на достижениях человека в предшествующих тысячелетиях и в других географических областях. Это те области, откуда в Месопотамию пришли шумеры (с востока) и аккадцы (с запада). Там, на западе, востоке, северо-востоке, включая Среднюю Азию, шел процесс одомашнения животных.
Вместе с тем, с конца IV тысячелетия до н.э. и позднее, до падения ассирийского государства, животноводство Месопотамии стояло на большой высоте. На прядильных станках наряду с льном выделывались разные ткани, как неокрашенной, так и окрашенной шерсти. Излюбленной окраской шерстей были пурпурная, синяя, ярко желтая.
В третьем тысячелетии в Месопотамии цена на белую шерсть была очень высокой, при конфискациях имущества за недоимки о ней в документах упоминалось особо. Шерстяные ткани были разные: как грубые, так и очень тонкие. В Вавилонии были овцы длинношерстные с прямой и волнистой шерстью и короткошерстные. Шерсть была тонкая и уравненная (судя по обрывкам найденных тканей), хотя остается открытым вопрос, были ли эти овцы подобны современным цигайским или мериносам. Первые громоздкие железные ножницы были известны из Рима. До их появления шерсть возможно выщипывалась, возможно сбривалась каменными или бронзовыми бритвами (которые были у шумеров).
Животноводство сосредоточивалось на обширных лугах и степях к западу от Евфрата и на заболоченных угодьях в устьях рек. Поголовье состояло из длиннорогого и короткорогого крупного рогатого скота, питавшегося на выпасах и подкармливаемого зерном, размолотыми плодами финиковых пальм, чечевицей, хлебом, соломой, травой. Упоминается о горбатом скоте (зебу). В болотистых зонах разводилось много домашних буйволов. На декоративных фризах IV тысячелетия до н.э. видно, как жрецы доят коров, процеживают молоко в сосуд через воронку, сбивают масло. В клинописных текстах говорится о приготовлении масла и сыра. Как и в Египте также содержали и доили газелей.
В большом количестве в Месопотамии содержали ослов, как рабочих пахотных, так и стада дойных ослиц. Содержали стада боевых слонов.
Иранское плоскогорье.
Иранское плоскогорье на западе ограничено горами Загроса, отделяющими Иран от Месопотамии, на севере - Каспийским морем и Копет-Дагом, на юге - Персидским заливом, на востоке - рекою Инд. Окаймляющие Иран горы богаты речками, долинами и лесами. Там имелись свои дикие виды культурных растений, водилось много диких родичей домашних животных: дикие овцы, свиньи, туры, козлы, а возможно - лошади и двугорбые верблюды. Условия здесь способствовали развитию охоты и , следовательно, одомашнения животных. По археологическим сведениям местное население очень рано стало разводить животных в одомашненном состоянии. Если шумеры до прихода в Месопотамию были обитателями Ирана, не удивительно, что они непосредственно продолжили земледелие и животноводство и в новой для них стране. Название страны Иран (Айран) дано пришедшими сюда в последствие арийскими племенами.
Индия.
На территории от берегов Инда и его притоков до берегов океана и до Ганга существовала дравидская культура от начала III тысячелетия до второй половины II тысячелетия до н.э., когда сюда вторглись арии. Арии разрушили такие города, как Амри, Харапп, Мохенджо-Даро. Время создания Хараппы, как и Мохенджо-Даро (“Холм смерти”) относят к первой половине III тысячелетия до н.э.
Судя по изображениям на печатях и по текстам арийских Вед, дравиды разводили буйволоа, зебу, по-видимому, также гауров, овец, свиней, двугорбых верблюдов. В верхних слоях раскопок содержатся кости лошадей. Судя по барельефам домашних животных той эпохи можно видеть существенные доместикационные признаки. Наличие домашних верблюдов свидетельствует о том, что животных для одомашнения давала Центральная Азия, если их не было в более близких местах. Наличие буйволов свидетельствует, что животноводство в Индии, хотя бы частично, создавалось на основе местных одомашненных животных. Среди местных форм особого внимания заслуживает многообразие пород зебу, ни в какой другой стране и теперь нет такого количества форм зебу. Крупный рогатый скот по древнеиндийски - “го” (по гречески - “гаус”, по древнеславянски - “говяда”). В Индии развился культ коров, что обязывало к лучшему их содержанию и разведению.
Придя откуда-то с севера со своим скотом и лошадьми, на территорию Индостана вторглись арии, победили местное дравидское население и ассимилировались с ним. Арии восприняли более высокую земледельческую культуру дравидов, создали мощное животноводческое хозяйство. Арии не только внедрили свои породы скота, но и успешно разводили в дальнейшем и дравидские - зебу, буйволов, гаялов. Шерстяные ткани в Индии, вероятно, изготавливались и до ариев, но при них это ремесло усилилось.
Китай.
На земле нынешнего Китая связанное с синантропом зарождение культур относится к началу палеолита. Судя по костным останкам в неолите первыми домашними животными были собаки и свиньи. В последних неолитических слоях кости домашних животных принадлежали коровам, лошадям, овцам, собакам и свиньям.
В труде Чжан Чжук-кэ и Хуан приводится хронология разных эпох в Китае:
1. Первая эпоха связана с мифическим императором Фуси и названа его именем. Это начало животноводства, в этот период народ уже знал, как приручать животных, изобретал методы содержания диких животных.
2. Эпоха Хуан Ди-Сюань Юань. Начало содержания животных и птиц в загонах. Начали приучать скот ходить в упряжи. Первобытные методы лечения животных и техника кастрации.
3. Эпоха Тан-Яс (2357-2256 г. до н.э.). Техника приручения животных достигла таких успехов, что животные начали подчиняться человеку.
4. Эпоха Юнь-Шунь (2255-2206 г. до н.э.). Уже создавались методы определения качества домашних животных.
5. Эпоха Ся Юй (2205 г. до н.э.). Появились первобытные помещения для содержания животных.
6. Эпоха Шань Инь (1766-1122 г. до н.э.) - период расцвета животноводства. Создавались специальные коневодческие заведения.
7. Эпоха Чжоу (1122-247 гг. до н.э.). В этот период установлена совершенная система коневодства, делом коневодства ведало специальное учреждение; лошадей делили по типам и работоспособности на военных, церемониальных, почтовых, охотничьих и рабочих. Для улучшения пород завозили лошадей с Запада.
8. Династия Цинь (246-207 гг. до н.э.). Аналогично эпохе Чжоу.
9. Династия Хань (от 206 г. до н.э.). В армии учреждены кавалерийская и обозная части. Из западных стран завозили лошадей для улучшения пород, завозили семена люцерны.
10. Эпоха 16 царств и южных и северных династий (306-589 гг. н.э.). После объединения северного Китая в бассейне Хаун-хе животноводство стало более развитым.
11. В результате войны в эпоху от конца династий Суй до династии Тан в результате войны был убит почти весь рабочий скот. Династия Тхан (618-907 гг. н. э .) - восстановление коневодства, его объем стал больше, чем в предыдущую эпоху. Достигнуты большие успехи в кормлении и содержании лошадей. Крупный рогатый скот стал главным животным в земледелии.
12. Династия Мин (1369-1644 гг. н.э.). Система коневодства самая совершенная в течение ряда поколений. Улучшена работа по скотоводству, крупный рогатый скот для улучшения закупали в Корее, уделялось внимание содержанию молочного скота.
13. Династия Цин (1644-1912 гг. н.э.). Коневодству уделялось большое внимание. Разведение крупного рогатого скота стояло на более низкой ступени, чем в предыдущую эпоху.
Показательно, что до начала второго тысячелетия (1792-1750 гг. до н.э.) о лошадях в Месопотамии сведений не имеется, в Китае и Индии они уже играли в жизни народов существенную роль. Лучшими лошадьми были среднеазиатские, даванские. Во II веке до н.э. китайская военная конница доходила до Давана (нынешнего Коканда).