Особенности развития хозяйства Новых индустриальных стран Азии.

Возникновение новых индустриальных стран (НИС) в Зарубежной Азии – важное и неординарное явление современности. До недавнего времени к числу таких стран и территорий относили четырех азиатских «тигров» – Респуб­лику Корею, Сингапур, Гонконг и Тайвань. Теперь их нередко называют НИС «первой вол­ны». А к странам «второй волны» относят Ма­лайзию, Таиланд, Филиппины и приближаю­щуюся к ним Индонезию.

Еще в середине XX в. роль этих стран в ми­ровой политике и экономике была, можно ска­зать, третьестепенной. Но затем они стали все более активно и последовательно осуществлять политику «догоняющего развития». При этом своего рода образцом, эталоном для них послу­жил опыт Японии, или, иными словами, япон­ская модель развития.

Действительно, за последние три-четыре десятилетия азиатские «тигры» совершили настоящий прыжок от отсталости к гораздо более высокому уровню развития. Он нашел наиболее яркое выражение в достижении едва ли не самых высоких в мире темпов прироста ВВП, которые составили в 1960–1980-х гг. 6 – 13 % в год, в первой половике 1990-х гг. 6 – 9 % и только во второй половине 1990-х гг. заметно снизились.

Впечатляющих успехов НИС Азии добились в первую очередь благодаря осуществлению политики индустриализации. При этом приоритеты в ее проведении не оставались неизменными. Индустриализация началась здесь в 1960-е гг. с легкой, в первую очередь текстильной, промышленности. В 1960–1970-е гг. акцент сместился в сторону отраслей тяжелой промышленности, а еще позднее приоритет был отдан более трудоемким и наукоемким производствам (электроника, электротехника, новые конструкционные материалы).

Одновременно изменялись и внешнеэконо­мические приоритеты этих стран. На началь­ном этапе индустриализации они ориентирова­лись на импортозамещающую модель эконо­мики. Курс на замену импорта собственным производством сопровождался защитой наци­ональной промышленности от конкуренции со стороны импортных товаров. На втором этапе произошел переход к экспортоориентированной модели экономики, когда НИС начали ориентироваться сначала на производство ря­довых (металл, некоторые виды машин, хими­катов), а затем значительно более высокотех­нологичных изделий для внешних рынков. Пе­реход к такой экономике открытого типа потребовал, как отмечают экономисты, соеди­нения усилий трех заинтересованных сторон: национальной буржуазии, государства и ино­странного капитала. Под влиянием государст­ва сформировался крупный государственный сектор экономики, как правило, включающий в себя энергетику, транспорт, горнодобываю­щую промышленность.

В результате в хозяйстве НИС Азии про­изошла значительная структурная перестрой­ка. Так, доля промыш­ленности в создании ВВП увеличилась с 1980 по 2000 г. в Малайзии с 38 до 48% и в Таиланде с 29 до 40%. Примерно такие же показатели харак­терны для Республики Корея и Индонезии, и только в Сингапуре доля промышленности составляет 34%. Ныне по общим размерам про­мышленного производства Республика Корея занимает 11-е место в мире (перед Россией).

С течением времени главной «визитной кар­точкой» большинства НИС Азии стала элек­тронная промышленность.Сам профиль электронного производства также постепенно видоизменялся. НИС Азии начали с выпуска дешевой массовой продук­ции(электронныечасы, микрокалькуляторы, видеоигры и пр.), затем перешли к выпуску бо­лее сложных изделий (цветные телевизоры, ви­деомагнитофоны) и, наконец, персональных компьютеров.

Среди многих факторов, которые способст­вовали структурной перестройке экономики НИС Азии на более высокотехнологичной осно­ве, прежде всего заслуживает внимания фак­тор трудовых ресурсов. Не располагая значи­тельными природными ресурсами, эти страны сделали главную ставку на свои большие тру­довые ресурсы, к тому же все время пополняю­щиеся благодаря довольно высокому естествен­ному приросту населения. То, что рабочая сила достаточно квалифицированная, в первую очередь связано с уровнем образования. В самом деле, все НИС обеспечили свой прорыв во многом благодаря тому, что ввели всеобщее среднее об­разование, подняли уровень общей и професси­ональной подготовки до современных стандар­тов.

Еще одна очень важная общая черта, харак­терная для этой группы стран, заключается в открытости их экономики, ее глубоком врастании в международное географическое разделе­ние труда. Еще в конце 1080-х гг. доля четы­рех НИС «первой волны» в общем промышлен­ном экспорте развивающегося мира достигла 55%. В конце 1990-х гг. по доле во всем миро­вом экспорте Республика Корея занимала 14-е место (более 2%), превосходя многие развитые страны, включая и Россию. Страны «первой волны» помимо рынка электроники вышли также на мировой рынок автомобилей, электрооборудования, морских судов, станков, некоторых видов вооружения и других технически сложных видов машино­строительной продукции. Они сумели укре­пить свои позиции на рынках многих изделий химической и легкой промышленности.

Одной из основ экономической стратегии всех четырех НИС «первой волны» была и ос­тается ориентация на максимальное привлече­ние иностранного капитала. В 1970–1980-е гг. особое место в этой политике стало занимать создание свободных экономических, или экспортных, зон – территорий, на кото­рых иностранные предприниматели пользуют­ся преимуществами административного и фи­нансового характера, где необходимая инфра­структура предоставляется им по сниженным тарифам и ограничивается деятельность проф­союзов. В настоящее время такие зоны дейст­вуют в Республике Корея, в Индонезии, на Тайване, Филиппинах.

Однако в 1997 г. поступательное развитое азиатских «тигров» было внезапно нарушено валютно-финансовым кризисом, фактически переросшим в общий экономический. Подоб­ное здесь случалось и раньше, но кризис 1997–1998 гг. оказался особенно глубоким. Можно добавить, что в условиях глобализации последствия это­го кризиса ощутили на себе не только государ­ства Юго-Восточной и Восточной Азии, но и многие другие.

После кризиса некоторые специалисты ста­ли утверждать, что в пересмотре нуждается и сама модель развития НИС Азии, основанная на экспортной ориентации экономики. Дей­ствительно, по мере роста квалификации трудовых ресурсов, повышения уровня зарплаты производимые в НИС Азии товары делаются более дорогими и теряют былую конкуренто­способность на мировых рынках. Неудивительно, что многие более простые и массовые производства уже начали переме­щаться из них в НИС «второй волны». Тем бо­лее что в странах «первой волны» главную роль в создании ВВП начинает играть уже не промышленность, а сфера услуг.

Можно утверждать, что в последнее время в зарубежной Азии появляются НИС «треть­ей волны». В первую очередь это относится к Вьетнаму, где в 1986 г. началось коренное ре­формирование экономики, долгое время на­ходившейся в состоянии застоя. Оно ориенти­ровано на многоукладное хозяйство, призна­ние негосударственного сектора, отказ от коллективной собственности в сельском хозяйстве, отход от системы жесткого централизо­ванного планирования. Был издан специаль­ный закон, способствующий привлечению ино­странных инвестиций и развитию экспортных производств.

Таким образом, причинами экономического роста НИС послужили:

1) выгодное географическое положение;

2) наличие дешевой рабочей силы;

3) крупные вложения иностранного капитала, и прежде всего США, Японии, ФРГ;

4) опережающее развитие внешнеэкономических отношений;

5) активная роль ТНК (около 80% всех средств было вложено в НИС).

Эти государства отличаются в настоящее время более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровне развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Наши рекомендации