Рассмотрите с ребенком игрушки. Спросите у ребенка, назвать эти предметы одним словом?
Бухарина К.Е.
Б94 Логопедическая тетрадь для занятий с детьми 4-5 лет / К.Е. Бухарина. - М.:
Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 95 с. : ил. - (Коррекционная педагогика).
ISBN 978-5-691-02208-1
Агентство CIP РГБ.
Первая тетрадь из комплекта «Логопедических тетрадей для занятий с детьми дошкольного возраста с ОНР» предназначена для занятий с детьми 4-5 лет.
В тетрадь включены 29 лексических тем, охватывающих все периоды обучения ребенка этого возраста в ДОУ. В рамках каждой лексической темы используются все виды работ: словообразование, словоизменение, работа над предложно-падежными конструкциями, предложением, развитие связной речи, графо-моторных навыков, высших психических функций и др.
Занятия построены так, что в процессе игры с ребенком осуществляется плавный переход от простых, доступных занятий к более сложным, комплексным. В результате такой организации коррекции и развитию подвергается речь ребенка в целом, а не отдельные ее части.
Результаты занятий, а также вопросы родителей к педагогу, возникающие по ходу их выполнения, записываются в специальном разделе тетради - разделе «Примечание»; завершающем рассмотрение каждой лексической темы. Это существенно облегчает индивидуальную работу родителей с детьми дома, так как позволяет отследить те недостатки и успехи, которые были у малыша в определенные периоды обучения.
Комплект логопедических тетрадей рассчитан на работу с детьми дошкольного возраста, в соответствии с программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.
УДК 376.1-056.264
ББК 74.3я71
© Бухарина К.Е.,2015
© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2015
© Оформление. 000 «Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС», 2015
ISBN 978-5-691-02208-1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………….4
Методические рекомендации …………………………………………………....7
Игрушки…………………………………………………………………………...9
Фрукты……………………………………………………………………………13
Овощи…………………………………………………………………………….17
Фрукты – овощи…………………………………………………………………20
Осень……………………………………………………………………………...22
Деревья. Лес……………………………………………………………………...26
Перелетные птицы……………………………………………………………….30
Дикие животные и их детеныши……………………………………………….33
Домашние животные и их детеныши………………………………………….38
Дифференциация понятий «домашние» и «дикие» животные ……………..42
Домашние птицы и их птенцы…………………………………………………45
Дифференциация понятий «животные» и «птицы»………………………….49
Одежда…………………………………………………………………………....51
Головные уборы………………………………………………………………….55
Обувь ……………………………………………………………………………..58
Семья……………………………………………………………………………...62
Квартира. Мебель………………………………………………………………..66
Зима……………………………………………………………………………….71
Праздник Новый год…………………………………………………………....75
Зимующие птицы………………………………………………………………..78
Дифференциация понятий «дикие» и «домашние» птицы..………………...82
Профессии. Инструменты……………………………………………………….85
Весна. 8 марта……………………………………………………………………89
Продукты питания ………………………………………………………………93
Посуда ……………………………………………………………………………96
Насекомые………………………………………………………………………100
Цветы……………………………………………………………………………104
Лето……………………………………………………………………………...108
Времена года……………………………………………………………………112
Список литературы…………………………………………………………….114
ПРЕДИСЛОВИЕ
В ваших руках одна из тетрадей логопедических домашних заданий для детей с общим недоразвитием речи из комплекта «Занимаемся дома». Комплект состоит из трех тетрадей:
Тетрадь логопедических домашних заданий по лексическим темам для детей 4-5 лет.
Тетрадь логопедических домашних заданий по лексическим темам для детей 5-6 лет.
Тетрадь логопедических домашних заданий по лексическим темам для детей 6-7 лет.
Данный комплект пособий рассчитан на работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в соответствии с программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Пособие может быть использовано и в работе с нормально развивающимися детьми. Оно будет полезно как специалистам- логопедам, дефектологам, воспитателям, учителям, так и взрослым, не имеющим специального образования, для занятий с ребенком дома.
Содержание пособия организовано по лексическим темам. В начале каждой темы приводится словарный материал, который ребёнок должен освоить во время её изучения: это дает логопеду возможность быстрее и проще сориентироваться в подборе материала для занятий, а родителям понимать, что должен усвоить и знать ребенок по данным лексическим темам.
В каждой рабочей тетради есть типовые задания, в которых предусматриваются:
• работа над обобщающими понятиями («Четвертый лишний», «Назови и раскрась» и др.);
• подбор прилагательных («слов- признаков»), глаголов («слов - действий»), существительных («слов -предметов»): («Добавь словечко», «За- кончи предложение», «Какой, какая? Что делает?» и др.);
• работа над предложно-падежными конструкциями («Исправь ошибку»,
«Поможем Незнайке», «Один - много» и др.);
• работа над согласованием имен существительных с числительными, прилагательными, глаголами («Посчитай-ка», «Ошибки Незнайки», «Добавь слово», «Один, три, пять» и др.);
• работа над уменьшительно-ласкательной формой слова («Назови ласково») ;
• работа над предложением («Закончи предложение», «Составь предложение», «Исправь ошибку» и др.);
• работа над связной речью: составление загадок - описаний, рассказов по серии картин, рассказов - описаний, рассказов - сравнений, пересказов;
• работа над высшими психическими функциями: вниманием, памятью, мышлением, восприятием
• работа над графо-моторными навыками («Дорисуй», «Раскрась»).
Разработанная автором система игр и упражнений позволяет:
• развивать речь детей, преодолевать общее недоразвитие речи (развивать и корригировать лексико-грамматический строй и связную речь)
• стимулировать познавательную активность дошкольников, высшие психические функции
• формировать и обобщать базовые знания о предметах и явлениях окружающего мира
• развивать у ребенка интерес к учебной деятельности
• развивать графо-моторные навыки детей.
Занимаясь по данным тетрадям, родители вовлекаются в коррекционную работу, у них появляется возможность контролировать знания и умения своего ребенка, лучше видеть и распознавать его речевые проблемы, а также самим наблюдать прогресс в развитии ребенка.
В основу организации занятий по данным тетрадям легли следующие принципы:
Принцип системности (коррекции и развитию повергается речь ребенка в целом, а не отдельные ее части).
Принцип постепенного и систематичного освоения материала (переход к новому этапу обучения, новому виду деятельности осуществляется только после освоения в полном объеме предыдущего материала: от простых, доступных игровых заданий к более сложным, комплексным).
Принцип соответствие материала возрастным и индивидуальным возможностям ребенка (подбор учебно-развивающего материала и динамика его усложнения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития ребенка: именно поэтому для каждого возраста своя тетрадь).
Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий.
Занятия по данным тетрадям позволяют родителям и педагогам ДОУ (воспитателям, учителям - логопедам, дефектологам) выступать равнозначными партнерами: используя единую систему игр и упражнений, педагоги занимаются развитием, коррекцией речи детей, родители закрепляют полученные ребенком знания, занимаясь с ним дома.
Преимущество именно этих тетрадей состоит в том, что:
Количество лексических тем, подобранных в тетрадях позволяет охватить все периоды обучения ребенка в ДОУ. Помимо этого, присутствуют темы, часто не взятые в других подобных изданиях (такие как «Детский сад», «День Защитника Отечества», «Спорт» и др.), но которые присутствуют в программах дошкольных образовательных учреждений.
В рамках каждой лексической темы используются все виды работ - словообразование, словоизменение, работа над предложено-падежными конструкциями, работа над предложением, развитие связной речи, развитие графомоторных навыков, развитие высших психических функций и др.
Родители активно и грамотно вовлекаются в коррекционный процесс за счет тщательной подготовки к занятию (например, необходимость подобрать реальные предметы для демонстрации ребенку и т.д.); записи ответов ребенка, а также заполнения раздела «Примечания»,
Простота в использовании. Зачастую родители удивляются, почему на занятии в саду ребенок может выполнить тот или иной вид заданий, а дома нет. Это происходит из-за того, что родители не знают, как донести до ребенка требуемое, как научить навыкам.
В тетрадях дана четкая инструкция и последовательность действий для родителей (особенно при обучении ребенка составлению рассказов или пересказов (чтение произведения, беседа по содержанию, повторное чтение произведения, составление рассказа или пересказа ребенком), а не просто задание «перескажи» или «составь рассказ»).
После каждой лексической темы идет раздел «Примечание», созданный для того, чтобы родители могли записать возникающие по ходу выполнения заданий вопросы или трудности и тем самым обратить на это внимание педагога. А педагог, в свою очередь, помочь родителям в выполнении задания или оценить его выполнение. Так как не всегда бывает, что родители могут напрямую спросить педагога о чем-то (родители очень рано приводят ребенка, не знают часов работы педагога, не успевают на родительские собрания и т.д.) и их трудности и вопросы остаются незамеченными.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТЕТРАДЬЮ
Как организовать занятие?
Ведущая деятельность дошкольного возраста - игровая. Поэтому не надо акцентировать внимание ребенка на том, что сейчас вы будете заниматься. Задача взрослого - увлечь ребенка, вызвать интерес к заданиям, обыграть их. За исключением тех заданий, где требуется раскрасить, обвести, дорисовать, составить рассказ по картинкам, занятие можно проводить сидя на полу или диване, гуляя на улице, играя с мячом. Обстановка на занятиях должна быть спокойной и доброжелательной, а их продолжительность - для детей четырех лет не более 15 мин, пяти лет - не более 20 минут, шести лет - не более 25 минут. Но при этом необходимо соразмерять количество предлагаемых упражнений с индивидуальными возможностями ребенка. Не торопите ребенка при выполнении задания, не старайтесь ответить за него, сразу подсказывать, сначала лучше задать несколько наводящих вопросов.
Если какие-то упражнения вызывают затруднения у ребенка, проделайте их еще раз, чтобы добиться результата. Разделите выполнение домашнего задания на несколько дней, не следует выполнять за раз все задания - это утомит и ребенка и Вас. Если Вы или ребенок устали, находитесь не в настроении, занятие лучше перенести.
Родители, заинтересованные в быстром и стойком преодолении общего
недоразвития речи ребенка, должны подготовиться к занятию, прочитать задания, предлагаемые в тетради по лексической теме; где необходимо, подобрать материал (например, дать ребенку потрогать одежду из разных материалов, чтобы он смог сравнить их на ощупь).
Как работать с тетрадью?
Взрослый читает ребёнку задание. Ребёнок отвечает на вопросы, выполняет задание на развитие лексико - грамматического строя речи, составляет рассказы, работает с картинками, рисует. В некоторых заданиях требуется вписать ответ. Следует записывать все ответы ребенка - и правильные и неправильные. Запись ответов выполняет контрольную функцию (логопед сможет видеть, что домашнее задание выполнялось, а также судить о степени усвоения материала; родители в свою очередь смогут также видеть, что именно затрудняет ребенка, чтобы еще раз отработать плохо усвоенный материал). Особого внимания требуют задания на раскрашивание, обводку, дорисовывание картинок - проследите, чтобы ребенок выполнял их аккуратно, не черкал, движения руки были плавными. Также обратите внимание, как ребенок раскрашивает - предметы должны соответствовать реальным (корова не может быть зеленой, а трава синей).
Раздел «Примечание». Он создан для взаимосвязи родителей и педагогов ДОУ (родители могут описать затруднения ребенка или возникающие по ходу выполнения заданий вопросы; педагог - комментарии к заданиям). Раздел не требует обязательного заполнения.
Общее недоразвитие речи - сложный дефект, преодоление которого требует много усилий не только со стороны педагогов, но и, в первую очередь, родителей.
Успехов!
ИГРУШКИ
Необходимый словарь по теме
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
Детский сад, группа, кукла, машинка, игрушка, пирамидка, мяч, кубик, юла, мозаика, конструктор. | играть, собирать, возить, кидать, убирать, доставать, лепить, рисовать. | круглый, новый, старый, красивый, деревянный, плюшевый. |
Игра «Назови ласково»
Это два друга – Гном и Гномик. У Гнома игрушки большие, а у Гномика маленькие. Соедини большие игрушки с Гномом, а маленькие с Гномиком и назови их.
Машина – машинка.
Игра «Один - много»
Я буду говорить про одну игрушку, а ты про много.
Игрушка - игрушки.
Кукла -
Машина -
Мяч -
Пирамидка –
Как играть?»
С какими игрушками можно так играть?
катать - машинку
собирать -
подбрасывать, кидать -
одевать, кормить -
строить -
возить -
Что делают дети?»
Сначала Вова играл один, потом к нему подошел Коля, и друзья стали играть вместе. Я буду говорить про Вову, а ты обоих мальчиков.
Вова катал машинку. Мальчики катали машинку.
Вова строил башню из кубиков.
Вова собрал пирамидку.
Вова подбрасывал мяч вверх.
Вова возил зайчика на машине.
Вова играл с конструктором.
Расскажи»
Расскажи об игрушках по плану:
Название размер цвет как играть
Образец рассказа: это мяч, он большой, синий. Мяч можно катать, подбрасывать вверх.
Пирамидка»
Выложи из палочек пирамидку.
Примечание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФРУКТЫ
Необходимый словарь по теме
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
Яблоко, груша, апельсин, банан, лимон, ананас, персик, косточка, сок, варенье, фрукт, сад, деревья | Зреть, расти, пахнуть, краснеть, мыть, варить, сушить, срывать, резать | Большой, сладкий, круглый, маленький, твердый, вкусный, сочный, спелый, полезный |
Игра «Мой, моя, мое»
Назови фрукты по образцу: мое яблоко, моя груша ...
Вспомни, про какие фрукты мы говорим МОЯ? МОЙ? МОЕ?
Игра «Назови ласково»
Назови фрукты ласково.
Яблоко - яблочко.
Банан –
Ананас –
Лимон –
Апельсин –
Игра «Угадай по описанию»
Угадай, про какой фрукт я говорю. Картинки тебе помогут.
Красное, круглое, сочное, сладкое.
Длинный, продолговатый, желтый, сладкий.
Желтый, овальный, сочный, кислый.
Зеленая, вкусная, сладкая.
Раскрась фрукты теми цветами, как они описаны.
Составь предложение»
Посмотри на картинки и составь предложения о том, что делает девочка Маша с разными фруктами.
Например, Маша моет красные яблоки.
Расскажи»
Посмотри на картинки, ответь на вопросы.
Как могут звать девочку? Мальчика?
Что сажают дети?
Что дети увидели на следующий год весной?
Выросли ли яблоне яблоки?
Что сделали с ними дети?
Составь небольшой рассказ по картинкам.
Примечание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОВОЩИ
Необходимый словарь по теме
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
Морковь, капуста, свекла, помидор, лук, огурец, картофель, овощ, огород, грядка | Расти, собирать, поливать, чистить, мыть, зреть, варить | Зеленый, желтый, красный, круглый, овальный, большой, маленький, мягкий, твердый, кислый, соленый, горький, сладкий, вкусный |
Игра «Мой, моя, мое»
Про какие овощи мы скажем МОЙ? Обведи их синим цветом.
Про какие овощи мы скажем МОЯ? Обведи их красным.
Игра «Назови ласково»
Назови овощи ласково.
Например, огурец - огурчик.
помидор –
капуста –
свёкла –
лук –
морковь –
Игра «Какой? Какая?»
Лук какой? (круглый, твёрдый, гладкий, сочный, горький, полезный)
Огурец какой?
Помидор какой?
Морковь какая?
Картофель какой?
Игра «Раскрась»
Раскрась каждый овощ своим цветом.
Где лежит овощ?»
Рассмотрите картинки и составьте предложения по образцу:
Помидор лежит на тарелке.
Расскажи»
Посмотри на картинки и ответь на вопросы:
Что делает девочка весной? Что она сажает?
Как девочка ухаживает за росточками?
Получилось у девочки вырастить капусту? Как ты думаешь, в какое время года собирают урожай капусты?
ФРУКТЫ – ОВОЩИ
Сравни»
Предложите ребенку сравнить по размеру фрукты и овощи (взрослый кладет перед ребенком два предмета) и составить предложения по образцу: Яблоко меньше капусты. Свекла больше лука и т.д.
Игра «Раскрась»
Раскрась фрукты красным цветом, овощи - зеленым.
Расскажи»
Опиши один фрукт и один овощ по плану:
Название цвет форма размер
Вкус Где растет Какой на ощупь
Образец рассказа: это помидор. Он красный, большой, круглый.
На вкус помидор сладкий. Помидоры растут на огороде. На ощупь
помидор гладкий, мягкий.
Примечание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОСЕНЬ
Необходимый словарь по теме:
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
Осень, погода, туча, дождь, облако, ветер, грязь, земля, листья, деревья, животные, птицы, подготовка, урожай, грибы | Наступать, идти, капать, дуть, светить, лететь, падать, желтеть, краснеть, опадать. Готовиться, собирать, запасать | мокрый, грязный, чистый, теплый, холодный, осенний, дождливый, солнечный |
Рассмотри картинку.
Какое время года изображено? Почему ты думаешь, что это осень? Попросите ребенка отвечать полным предложением
(На картинке изображена осень ...)
Ответь на вопросы полным предложением:
Что часто идёт осенью?
Что происходит осенью с листьями?
Что делают осенью птицы?
Что делают осенью звери?
Что надевают осень люди?
Какой урожай собирают люди осенью? Зачем ходят в лес?
Назови ласково»
Назови предметы ласково.
лист - листочек
лужа -
дождь -
гриб -
дерево -
капля -
туча –
Где листок?»
Начался листопад. Посмотри и скажи, где лежат листочки?
Игра «Добавь словечко»
Составь предложения по картинкам, добавляя подходящее слово:
Ветер раскачивает
На деревьях пожелтели
На небе много
Очень часто моросят
После дождя много
Игра «Нарисуй»
Нарисуй дождик.
Расскажи»
Посмотри на картинку и расскажи, в чем ошибся художник?
Примечание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДЕРЕВЬЯ. ЛЕС
Необходимый словарь по теме:
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
Дерево, желудь, шишка, береза, дуб, ель, клен, яблоня, груша, слива, листья, ветка | Желтеть, краснеть, опадать, срывать, кружиться, шелестеть | Высокий, толстый, большой, маленький, кленовый, березовый, дубовый, еловая, красный, зеленый, желтый, коричневый |
Игра «Найди и обведи»
Подул сильный ветер и начался листопад. Посмотри, какие красивые листочки летят! Покажи все зеленые листочки, все большие листочки, все маленькие красные листочки. Найди и обведи большой красный листок клена, маленький зеленый листок березы, маленький зеленый листок клена, все листочки с дуба. Назови все листочки по образцу: Это маленький кленовый листок.
Игра «Изменения»
Посмотри на картинку и скажи - что происходит с деревьями в разные времена года.
Например, летом на дереве много зеленых листочков.
Какие деревья остаются зелеными даже зимой?
Посчитай-ка»
Посчитай и скажи, сколько и каких деревьев на картинке? Раскрась их.
Одна береза, две березы…
Игра «Один – много»
Я буду говорить про один предмет, а ты про много.
Дерево – деревья
Клен –
Береза –
Дуб –
Елка –
Лист –
Ветка –
Расскажи»
Послушай рассказ:
Как-то зимой Вася со своей семьей приехали на дачу. Холодно в доме! Надо печку затопить. Пошли папа с Васей за дровами - а дров и нет! Вася расстроился, что придется в холодном доме спать, а папа придумал сходить в лес, дерево срубить.
Пошли они в лес, стоят деревья - большие, красивые. Как жалко рубить! И вдруг увидел папа поваленное дерево - старую елку, от ветра и снега сломалось дерево. Нарубили они дров и домой принесли. Затопил дедушка печку, вся семья собралась. Как тепло стало в доме!
Ответь на вопросы:
Куда приехала семья?
Зачем понадобились дрова?
Что придумал папа?
Почему Вася с папой не стали рубить дерево?
Откуда они взяли дрова?
Кто затопил печку?
Как стало в доме?
Послушай рассказ еще раз и перескажи его. Картинки тебе помогут.
Примечание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Необходимый словарь по теме
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
Утка, гусь, скворец, ласточка, лебедь, аист перья, крыло, клюв, лапа, нога, хвост, голова, туловище, гнездо | Улетать, клевать, собираться, плавать, прилетать, голодать | быстрый, голодный, перелетный, большой, маленький, дикий |
Игра «Части тела»
Назовите и подпишите части тела птицы.
Игра «Назови ласково»
Назови птиц и части тела птиц ласково.
Грач - грачик
Утка -
Крыло -
Перо -
Нога -
гнездо -
клюв -
хвост -
Игра «Закончи предложение»
Закончи предложения:
Грач ласточка, аист - это ...
Птицы улетают в ...
Птицы улетают в теплые страны, потому что ...
Весной у птиц вылупляются …
Птицы учат своих птенцов…
Что делают птицы?»
Я буду говорить про одну птицу, а ты про много.
Утка плавает, а утки плавают.
Грач летит в небе, а грачи ...
Ласточка строит гнездо, а ласточки ...
Скворец ест червячка, а скворцы ...
Аист стоит в болоте, а аисты ...
Расскажи»
Рассмотри картинки и ответь на вопросы:
Когда птицы улетают в теплые страны? Почему они улетают?
Когда птицы возвращаются?
Что птицы строят весной?
Кого они высиживают в своих гнездах?
Как птицы заботятся о своих птенцах?
7. Сначала составь предложения по каждой картинке, а
затем придумай небольшой рассказ о том, что делают птицы.
Примечание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Необходимый словарь по теме
Слово-предмет | Слово-признак | Слово-действие |
Волк, заяц, еж, медведь, лиса, белка, лось, мышь, хищник, животное. Голова, туловище, лапа, хвост, иголки, шерсть, рога, клыки | Охотиться, прятаться, пугаться, убегать, кормить, грызть, искать, собирать | Колючий, трусливый, хитрый, хищный, голодный, дикий, злой, большой, маленький |
Игра «Части тела»
Назовите и подпишите части тела животных.
Игра «Накорми животных»
Соедини животное с той едой, которую он ест. Составь предложение по образцу: Лисе дадим мясо.
Скажи по-другому»
Я буду говорить о том, что делает животное, а ты о том, что животное уже сделало.
Волк охотится на зайца. Волк охотилсяна зайца.
Лиса прячется в нору.
Медведь лезет в берлогу.
Ежик несет яблоко.
Заяц спит под кустом.
Лось ест кору.
Белка ищет орехи.
Игра «Посчитай-ка»
Сколько и каких животных нарисовано? Посчитай животных по
образцу: один лось, два лося ...
Игра «Назови ласково»
Назови животных ласково.
Лиса – лисонька
Заяц –
Медведь –
Белка –
Мышь –
Расскажи»
Дикие звери рассказали, как зимуют. Послушай их рассказы и скажи - кто его рассказывает.
Я веселый зверек, по деревьям скок да скок. Но зимой я меняюсь, переодеваюсь в серую шубку. Всю осень я дупло утепляла. К зиме готовила запасы: грибы, ягоды, орехи.
К зиме я побелел, шубку новую надел. Прячусь под кустами и деревьями, чтобы не увидели меня лесные звери. Очень трудно бывает зимой, когда сильный мороз. И еды не хватает. А питаюсь я корой и замерзшими ягодами.
Я зимой очень злой. Мы охотимся стаей на зайцев. Воем сильно по ночам! Но трудно зимой ... Еды не хватает, и я голодаю.
Я устраиваю берлогу в чаще леса. В берлоге тепло. Всю зиму я сплю.
Ответь на вопросы:
Кто зимой «переодевается» В серую шубку? Какие запасы делает белка?
В какую шубку «переодевается» заяц? Чем зимой питаются зайцы?
Кто самый голодный и злой в морозы? Кто устраивает берлогу и спит всю зиму?
Послушай еще раз рассказы животных и расскажи, кто как зимует (взрослый показывает ребенку животное, ребенок рассказывает о нем).
Примечание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра «Кто как голос подает»
Я буду говорить про одно животное, а ты про много.
Собака лает, а собаки лают.
Корова мычит, а коровы.
Лошадь ржет, а лошади.
Свинья хрюкает, а свиньи.
Кот мяукает, а коты.
Овца блеет, а овцы.
Игра «Назови ласково»
Назови животных ласково
Кошка - кошечка
Овца -
Собака -
Свинья -
Лошадь -
Коза -
котёнок - котёночек
щенок -
козлёнок -
поросёнок -
телёнок -
Где котенок?»
Посмотри на картинки и скажи - где сидит котенок?
Игра «Накормим животных»
Рассмотри картинки и соедини животное с той едой, которой можно его накормить.
Составь предложения по образцу: собаке дадим косточку.
Игра «Угадай по описанию»
Угадай, о каком животном я говорю:
Пушистая, ласковая, ловит мышей ... кошка
Злая, умная, охраняет дом от посторонних
Большая, пятнистая, дает молоко
Большая, быстрая, сильная, помогает людям в деревне перевозить грузы ...
Игра «Раскрась»
Кто нарисован на картинке? Раскрась.
Расскажи»
Опиши собаку и корову по плану:
Название Размер Части тела
Чем питается Какую пользу приносит
Образец рассказа: это кошка. Она маленькая, у нее есть голова, туловище, лапы, уши, хвост, глаза, усы. Тело покрыто шерстью. Кошка ест рыбку, мясо, пьет молочко. Коты ловят мышей.
Примечание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЙ
«ДОМАШНИЕ» И «ДИКИЕ» ЖИВОТНЫЕ
1. Рассмотрите с ребенком животных. Назовите их. Спросите,
чем отличаются дикие животные от домашних?
Игра «Звери заблудились»
Соедини домашних животных с человеком, а диких - с лесом.
Игра «Четвертый лишний»
Кто лишний в каждом ряду? Объясни свой выбор.
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ И ИХ ПТЕНЦЫ
Необходимый словарь по теме
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
Курица, петух, утка, гусь, индюк, цыпленок, птенец; яйцо. Шея, лапка, крылья, голова, туловище, перья, корм, зерно | Бегать, ходить, плавать, клевать | Домашний, большой, маленький, злой, птичий |
Игра «Кто как голос подает»
Я буду говорить про одну птицу, а ты про много
ИНДЮК болбочет, а ИНДЮКИ болбочут.
Курица кудахчет, а куры ...
Петух кукарекает, а петухи ...
Утка крякает, а утки...
Гусь гогочет, а гуси...
Исправь ошибки»
Все ли правильно Незнайка говорит о домашних птицах?
Детеныши индюка называются утята.
Все домашние птицы умеют хорошо плавать.
У утки большой красивый хвост.
Домашние птицы питаются травой.
Утка кудахчет, а курица крякает.
Скажи наоборот»
У петуха большой хвост, а курицы маленький.
Индюк добрый, а петух ...
Утенок маленький, а утка ...
Гусь злой, сердитый, а курица ...
Шея у индюка толстая, а у утки ...
Накормим птиц»
Посмотри на картинку и добавь нужное слово в предложение.
Зерном накормим ...
Семечками накормим…
Крошками накормим…
Червячками накормим…
Хлебом накормим…
Кормом накормим…
Расскажи»
Поставь рассказ — описание двух домашних птиц по плану:
Название | Дикая или домашняя | Части тела птицы | Цвет перьев |
Чем питается Какую пользу приносит?
Образец рассказа: это курица. Kурица — Домашняя птица, у нее есть голова, туловище, крылья, хвост, клюв, ноги. Они питаются зерном. От кур мы получаем перо, мясо н яйца.
Примечание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЙ
«ЖИВОТНЫЕ» И «ПТИЦЫ»
Игра «Соединю»
Соедини животных с изображением их следов, а птиц - с изображением крыльев.
Игра «Четвертый лишний»
Посмотри на картинки и скажи, кто лишний в каждом ряду. Объясни свой выбор.
Расскажи»
Посмотри на картинки и ответь на вопросы:
Что нашли петушки?
Над кем они решили пошутить?
Почему лиса начала охотиться на игрушечного петушка?
Что случилось с лисой, когда она укусила петушка?
5. Придумай рассказ по картинкам.
Примечание ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОДЕЖДА
Необходимый словарь по теме
Слово-предмет | Слово-действие | Слово-признак |
Одежда, куртка, шуба, варежки, шарф, кофта, юбка, шорты, колготы, носки, трусы, пижама. Воротник, рукав, карман, пуговица, капюшон. | Носить, надевать, стирать, гладить, шить, снимать, одевать, расстегивать, вешать, раздеваться | Осенний, зимний, летний, старый, новый, рваный, теплый, чистый, грязный, мужской, женский, детский |
Что сначала, что потом»
Попросите