Процесс проведения межхозяйственного землеустройства. Участники процесса, их обязанности.
В любых случаях объектом межхозяйственного землеустройства является территория, перераспределенная между собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.
Основой этого перераспределения служат общественные, коллективные или личные интересы правообладателей земельных участков. Общественные интересы отражаются, как правило, в различных планах или программах социального и экономического развития различных народнохозяйственных комплексов (страна, субъект Федерации, регион, муниципальное или другое административно-территориальное образование) и реализуются в схемах землеустройства.
Одновременно схемы землеустройства учитывают и перспективы развития отдельных отраслей, регулируют процессы функционирования частной собственности на землю и земельный оборот.
Поэтому межхозяйственное землеустройство, затрагивающее одновременно группу землевладений и землепользований, проводят в единой технологической и информационной связи со схемами землеустройства. Если оно охватывает территорию нескольких, не менее двух, пространственно взаимосвязанных землевладений и землепользований разных юридических и физических лиц разнообразных форм собственности и хозяйствования, расположенных на территории одного административного района, то межхозяйственное землеустройство осуществляют в увязке со схемой землеустройства этого района. При этом разработка схемы землеустройства района должна предшествовать составлению проекта межхозяйственного землеустройства.
В схему землеустройства административного района на основании изучения состояния его земельного фонда, землевладений и землепользований, потребностей в земле включают следующие вопросы, относящиеся к межхозяйственному землеустройству:
выявление резервов земель;
предложение по перераспределению земельного фонда; размещение объектов районного агропромышленного комплекса и его инфраструктуры;
организация территории района: выделение специальных земельных фондов, упорядочение землевладений и землепользований, выделение массивов земель для размещения крестьянских (фермерских) хозяйств, коллективных садов и других объектов;
уточнение границ городских и сельских поселений;
уточнение и установление границ особо охраняемых территорий и т. д.
Схема землеустройства района и разработанные в соответствии с ней показатели служат основой при подготовке задания на составление проектов межхозяйственного землеустройства.
Основаниями проведения межхозяйственного землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, договоры проведении землеустройства, судебные решения, Договоры о проведении землеустройства составляют на основании ходатайств (заявлений) собственников, владельцев и пользователей земли или заявителей (юридических и физических лиц) о выделении им земельных участков.
В ряде случаев с инициативой проведения межхозяйственного землеустройства выступают землеустроительные органы.
Производственный процесс межхозяйственного землеустройства состоит из подготовительных работ; составления проекта; рассмотрения и утверждения проекта; перенесения проекта в натуру; оформления и выдачи землеустроительных материалов, землеустроительных дел и документов, удостоверяющих право собственности на землю землевладения и землепользования; осуществления проекта межхозяйственного землеустройства, проведения авторского· надзора за выполнением проекта собственниками земли, землевладельцами и землепользователями.
Межхозяйственное землеустройство проводят:
при изменении границ объектов землеустройства, в том числе с целью устранения недостатков в их расположении (чересполосица, вклинивания, вкрапливания, дальноземелье, изломанность и неудобства в использовании);
установлении (восстановлении) границ объектов землеустройства;
предоставлении земельных участков гражданам и юридическим лицам;
изъятии (выкупе) земельного участка; совершении сделок с земельными участками; в иных случаях перераспределения земель.
Межхозяйственное землеустройство осуществляют на основе сведений государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной документации, связанной с использованием, охраной и перераспределением земель.