Декларация царского правительства в III Думе как вектор реформаторской политики П.А. Столыпина

После третьеиюньского переворота, который сопровождался роспуском II Государственной Думы и принятием нового избирательного закона, начался созыв III Государственной Думы. Затем последовала речь Столыпина в III Государственной Думе.

Надо сказать, что в III Государственной Думе наибольшую фракцию, по крайней мере, в начале работы Думы составили «Октябристы», поддерживающие реформы Столыпина. Также в поддержку столыпинских реформ высказались умеренные монархисты. Решения, принимаемые в такой Думе, чаще совпадали с политикой правительства, нежели расходились с ней, поэтому Столыпин получил послушную Думу, где он и уговорами, и угрозами подать в отставку мог продавить любой законопроект. Ему нужно было добиться «умиротворения» страны, чтобы провести реформы, нацеленные на экономический расцвет[12].

Дворяне, составлявшие, по переписи 1897 года, менее 1% населения, получили в III думе 43% мест от общего числа, примерно 15% мест получили помещики. Лица либеральных профессий получили 19,4% мест, торговцы - 7,5%, священники и миссионеры - примерно 10% от общего числа. Таким образом, Дума получилась такой, какая нужна была Столыпину.

16 ноября 1907 года Столыпин выступил перед Думой с правительственной декларацией. Первая и основная задача, как он говорил, это не курс на внутренние преобразования в стране, а борьба с насущной революцией, которая может сорвать все, что было задумано им.

Правительство решительно настроено и готово претворять в жизнь необходимые стране преобразования самыми разными способами и в самых разных сферах жизни общества только после того, как будет покончено с революцией.

В частности говорилось о реформах в области местного самоуправления, образования, здравоохранении, в сельском хозяйстве: В своей речи 16 ноября 1907 г. Столыпин сказал: «На устойчиво заложенном таким образом основании правительство предложит вам строить необходимые для страны преобразования посредством расширения и переустройства местного самоуправления, реформы местного управления, развития просвещения и введения целого ряда усовершенствований в строе местной жизни, между которыми государственное попечение о не способных к труду рабочих, страхования их и обеспечение им врачебной помощи останавливают теперь особенное внимание правительства. Соответственные проекты готовы. Большинство их вносится немедленно в Государственную думу. Другие же, как затрагивающие многосторонние, местные интересы, будут предварительно проводиться через Совет по делам местного хозяйства и вноситься в Думу постепенно, с принятыми правительством поправками и, во всяком случае, с заключением названного Совета. Такой порядок устанавливается правительством ввиду того, что опубликованные во время сессии II Государственной Думы законопроекты Министерства внутренних дел вызвали оживленное обсуждение на местах и многочисленные ходатайства о передаче их на заключение земских собраний. Замечания местных деятелей могут быть быстрее всего сведены в одно целое и соображены правительством путем живого общения с представителями земств и городов, и результаты этой работы должны послужить драгоценным материалом для законодательных учреждений и особенно их комиссий[13]».

Столыпин не ограничивался реформами в сельском хозяйстве, он обдумывал реформы местного управления, образования для малоимущих и крестьян. Речь, в которой затрагивались эти вопросы, прозвучала в Думе 9 ноября 1908 года. Вскоре в Думе возник "Польский вопрос", он появился в 1910 году в связи с вопросом о западном земстве и выборах от западных губерний в Государственный совет. Законопроект был принят 29 мая 1910 года. Но, несмотря на быстрые темпы, срок введения земства в западных губерниях в законопроекте пришлось передвинуть на год: Государственный совет уже не успевал принять его до 1 июля, то есть до срока выборов. Законопроект о выделении из Царства Польского Холмщины был по-настоящему первым выходом нового столыпинского "центра". Уже после смерти Столыпина законопроект о Холмщине был принят 26 апреля 1912 года правооктябристским большинством, уже после смерти Столыпина. 4 мая его передали в Государственный совет, а уже 23 июля того же года утвердил царь и законопроект стал законом.

Между тем, к осени обнаружилось, что реформ не будет. Это привело к резкому обострению противоречий всех звеньев системы - между правой и либеральной частью Думы. Столыпин в интервью одной из немецких газет суть случившегося с Западным земством объяснял следующим образом: Дума "еще слишком юна и чересчур нестройна по духу - политической подготовке своих членов, чтобы ее взгляды и решения считались без дальнейших справок непогрешимыми".

В аграрном вопросе Столыпин считал: «Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками — бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы»[14].

Наши рекомендации