России в начальный период работы в правительстве (апрель – октябрь 1906 г.)

В апреле 1906 г. Столыпин приезжает в Петербург и, сначала становится министром внутренних дел, а затем и Председателем Совета министров. Став главой правительства, ему понадобились документы и проекты из всех ведомств, которые были ещё давно до него разработаны, но вследствие бюрократических проволочек лежали без движения. В итоге ему удалось разработать более или менее полноценную программу умеренных преобразований. Реформистская деятельность после отставки Витте, вновь возобновилась и начала свою работу. В отличие от Дурново и Горемыкина, Столыпин стремился не только подавить революцию при помощи репрессий, но и снять её с повестки дня путём реформ, имевших целью в угодном для правительства и правящих кругов духе разрешить основные вопросы, поставленные революцией[1]. В целом реформаторский путь был многовариантен, правительственные же реформы занимали наиболее выраженные консервативные позиции.

Первое место в программе правительства занимал аграрный вопрос. Трудно сказать по каким причинам, этот пункт был мало освёщен в программе реформ. Он сводился к обещаниям «устройства быта малоземельных крестьян» с использованием «наличного земельного запаса»[2].

Основные же положения столыпинской аграрной реформы были следующие: (разрушение крестьянской общины, ломка общинного землевладения, создание хуторов и отрубов на надельных землях), и они уже были давно разработаны и докладывались в то время на I съезде «объединённых дворян».

На втором же месте в декларации был вопрос об осуществлении «некоторых неотложных мероприятий в смысле гражданского равноправия и свободы вероисповедания»[3]. Предполагалось также сделать равноправными крестьян с другими сословиями, урегулировать положение старообрядцев, и отменить явно устаревшие и отжившие ограничения для еврейской части населения. Предполагалось также провести реформы суда и местного самоуправления, которые занимали важное место в декларации. Кроме того, в ней говорилось и о введении земства в западных губерниях, также, в Прибалтике и Польше, говорилось о введении государственного страхования рабочих, реформе образования: средней и высшей школы.

Некоторые мероприятия правительство решило необходимым проводить, не дожидаясь созыва Думы. 27 августа 1906 г. по 87-й статье был введён указ о передаче Крестьянскому банку для продажи крестьянам части казённых (государственных) земель. Столыпин придавал особое значение этому указу, считая, что тем самым он заимствует идею у кадетов «общегосударственного земельного фонда»[4] для наделения безземельных крестьян и оставляет ни с чем своих главных политических конкурентов.

Затем, 5 октября 1906 г. был ввёден указ об отмене некоторых ограничений в правах крестьян, который включал в себя следующие положения: отмена подушной подати и круговой поруки, снятие некоторых ограничений свободы передвижения крестьян, избрания ими места жительства, отмена закона против семейных разделов, осуществлена мера уменьшения произвола земских начальников и уездных властей, и в завершении были значительно расширены права крестьян на земских выборах.

Ещё одно мероприятие было предпринято правительством 17 октября 1906 г. Этот указ конкретизировал принятый по инициативе Витте указ 17 апреля 1905 г. о веротерпимости. В новом правовом акте определялись новые права и обязанности старообрядческих и сектантских общин[5]. Следствием этого указа стало недовольство и чувство ревности со стороны служителей господствующей Русской православной церкви.

В вопросе прав и свобод граждан ключевое значение сыграл в этом плане Указ 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», который самым прямым образом касался судеб многомиллионного сельского населения. «Уравнение прав крестьянства с остальными сословиями России, считал Столыпин,- должно быть не словом, а должно стать фактом»[6]. Этот указ с одной стороны, как раз и стирал систему разного рода ограничительных мер, свидетельствовавших о совершенно явной гражданской и политической неполноправности, а также об ущемлении личного достоинства крестьян, а с другой предоставлял низшему сословию широкий спектр гражданских и политических прав, уравнивающих их в положении с другими сословиями, в том числе и с дворянством (в отношении, конечно, государственной службы). Согласно этому указу крестьяне могли без согласия общины и иных механизмов и инстанций поступать в высшие учебные заведения, имели право поступить на гражданскую и духовную службу, могли по желанию остаться в общине, окончательно отменялась круговая порука, ограничения, относящиеся к предпринимательской деятельности, с этого момента земских гласных от сельских обществ могли избирать крестьяне, а не ждать утверждения губернатором из числа предложенных кандидатов.

Став главой правительства, Столыпин также поставил вопрос об образовании народа в стране, поэтому важнейшее направление его реформ является расширение и совершенствование системы образования. Одной из причин было то, что в условиях формирующейся новой системы экономики ощущалась зависимость политического и экономического развития от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения. Столыпин считал, что «образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не поведёт его к анархии»[7]. В министерстве народного просвещения был разработан законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской империи», согласно ему предполагалось обеспечить всесторонним элементарным образованием детей обоего пола. К этим нововведениям требовались высококвалифицированные преподаватели. Например, для этого создавались специальные курсы для учителей и учительниц, более того, в Ярославле основали Учительский институт. Правительство вкладывало огромные денежные средства на реализацию данных мероприятий, это подтверждается данными статистики: в период столыпинских реформ вложения на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн до 35, 5 млн руб. что, конечно, говорит о том, что государство уделяет особое внимание образованию своих граждан.

Также у Столыпина был проект «О неприкосновенности личности и жилища и тайны корреспонденции», который был направлен на обеспечение основных гражданских прав. Он охарактеризовал эти меры, предусмотренные в законопроекте, как «обычные для всех правовых государств». Согласно этому проекту, никто не мог быть наказан иначе, «как в порядке законом определённом»; никто не мог быть судим «иначе, как тем судом, которому по закону подведомственно вменяемое в вину деяние», никто не мог быть задержан или заключён под стражу либо подвергнут личному обыску «иначе, как в случаях, законом определённых, и при том лишь по предъявлении письменного на то требования, от подлежащей судебной власти исходящего»[8].

Очевидно, конструируя облик проекта, Столыпин руководствовался двумя задачами: во-первых сам человек, его личность получив права, включалась в единое целостное правовое пространство и должна была воспитываться в духе правопорядка и законности; а во-вторых, фиксируемые в законопроекте права личности изменялись и в соответствии с её ответственностью перед законом.

Наши рекомендации