Своей монополии обирать граждан. Это побуждает его, во-первых, проти-
Водействовать действиям других, направленных на насильственное пере-
Распределение богатства в их пользу. Отсюда его внимание к специфика-
Ции и защите прав собственности. Во-вторых, он стремится не допускать
Смены подданства своих подданных. Это побуждает его оптимизировать
Уровень налоговых изъятий.
Наконец, у оседлого бандита возникает интерес к созданию условий
Для роста эффективности и ее масштабов экономической деятельности,
Поскольку от этого зависит объем ресурсов, которые он может присвоить.
Это обусловливает его внимание к созданию благоприятной среды эконо-
Мической деятельности, к организации порядка. Часть своего дохода он
Направляет на создание и обеспечение четкой и понятной системы пра-
Вил.
Однако, не только объективная заинтересованность субъекта власти
Объясняет значение и роль государства в экономике. Благодаря своему
Особому положению государство способно более эффективно, чем от-
Дельные граждане выполнять ряд важных для экономики функций.
Набор этих функций определен «провалами» рынка. Он включает
следующие:
Снижение неопределенности и упрощение координации эконо-
Мического поведения на основе установления и обеспечения правил. Со-
Гласно институциональной теории фундаментальными ограничениями на
Экономический выбор являются формальные и неформальные правила по-
Ведения. Государство, устанавливая и поддерживая общие формальные
Правила, сужает границы выбора, делает поведение экономических субъ-
Ектов более предсказуемым, а его координацию – менее затратной.
Оптимизация структуры стимулов и поведения. В зависимо-
Сти от характера правил и их действенности стимулы предпочтения эко-
Номических субъектов относительно путей и форм употребления принад-
Лежащих им ресурсов могут существенно различаться. Посредством ин-
Ституционального производства государство способно сформировать эф-
Фективную (с точки зрения роста общественного благосостояния) систему
Стимулов. В зависимости от институциональной среды, в формировании
Которой принимает участие государство, рациональность и индивидуа-
Лизм поведения субъектов может приобретать разную степень, может из-
Меняться характер их предпочтений.
Экономия на издержках коммуникаций. Вследствие эффекта
Масштаба центральная власть способна с меньшими удельными издерж-
ками обеспечить:
- создание каналов обмена информацией между экономическими
субъектами;
- решение проблемы измерения качества обмениваемых благ (путем
разработки стандартов мер и весов);
- упрощение обмена (на основе организации денежного обращения,
А так же создания физических каналов обмена - транспортной сети,
площадок для торгов и т. д.);
- защита прав участников экономических взаимодействий и выпол-
Нение роли «третьей» стороны в конфликтах, возникающих при выполне-
нии контрактов из-за непредвиденных обстоятельств;
Производство общественных благ. Производство таких благ
Сталкивается с проблемой безбилетника и потому не может быть профи-
Нансировано частными лицами.
Перераспределение доходов. Производство государством порядка
Предполагает наличие различных ограничений и прав у разных групп эко-
Номических субъектов. Таким образом, каждой институциональной среде
Соответствует своё распределение политической и экономической власти
Среди в обществе.
Функции государства выполняются тем полнее и эффективнее, чем
Совершеннее создаваемый им порядок.
Типы государственного устройства. Автократия и демократия
Государство в экономическом контексте представляет интерес как
Источник порядка, который является ключевым фактором максимизации
Общественного благосостояния. Порядок при этом представляет совокуп-
Ность институтов, благоприятствующих обмену, прежде всего - прав соб-
Ственности. Монополия государства на насилие является решающим фак-
Тором установления и обеспечения порядка.
С точки зрения механизма власти и ее влияния на формирование
Порядка различаются автократические и демократические государства.
Различие этих форм государственного устройства связано с характером
Распределения потенциала насилия, влияющим на цели его применения