Своей монополии обирать граждан. Это побуждает его, во-первых, проти-

Водействовать действиям других, направленных на насильственное пере-

Распределение богатства в их пользу. Отсюда его внимание к специфика-

Ции и защите прав собственности. Во-вторых, он стремится не допускать

Смены подданства своих подданных. Это побуждает его оптимизировать

Уровень налоговых изъятий.

Наконец, у оседлого бандита возникает интерес к созданию условий

Для роста эффективности и ее масштабов экономической деятельности,

Поскольку от этого зависит объем ресурсов, которые он может присвоить.

Это обусловливает его внимание к созданию благоприятной среды эконо-

Мической деятельности, к организации порядка. Часть своего дохода он

Направляет на создание и обеспечение четкой и понятной системы пра-

Вил.

Однако, не только объективная заинтересованность субъекта власти

Объясняет значение и роль государства в экономике. Благодаря своему

Особому положению государство способно более эффективно, чем от-

Дельные граждане выполнять ряд важных для экономики функций.

Набор этих функций определен «провалами» рынка. Он включает

следующие:

Снижение неопределенности и упрощение координации эконо-

Мического поведения на основе установления и обеспечения правил. Со-

Гласно институциональной теории фундаментальными ограничениями на

Экономический выбор являются формальные и неформальные правила по-

Ведения. Государство, устанавливая и поддерживая общие формальные

Правила, сужает границы выбора, делает поведение экономических субъ-

Ектов более предсказуемым, а его координацию – менее затратной.

Оптимизация структуры стимулов и поведения. В зависимо-

Сти от характера правил и их действенности стимулы предпочтения эко-

Номических субъектов относительно путей и форм употребления принад-

Лежащих им ресурсов могут существенно различаться. Посредством ин-

Ституционального производства государство способно сформировать эф-

Фективную (с точки зрения роста общественного благосостояния) систему

Стимулов. В зависимости от институциональной среды, в формировании

Которой принимает участие государство, рациональность и индивидуа-

Лизм поведения субъектов может приобретать разную степень, может из-

Меняться характер их предпочтений.

Экономия на издержках коммуникаций. Вследствие эффекта

Масштаба центральная власть способна с меньшими удельными издерж-

ками обеспечить:

- создание каналов обмена информацией между экономическими

субъектами;

- решение проблемы измерения качества обмениваемых благ (путем

разработки стандартов мер и весов);

- упрощение обмена (на основе организации денежного обращения,

А так же создания физических каналов обмена - транспортной сети,

площадок для торгов и т. д.);

- защита прав участников экономических взаимодействий и выпол-

Нение роли «третьей» стороны в конфликтах, возникающих при выполне-

нии контрактов из-за непредвиденных обстоятельств;

Производство общественных благ. Производство таких благ

Сталкивается с проблемой безбилетника и потому не может быть профи-

Нансировано частными лицами.

Перераспределение доходов. Производство государством порядка

Предполагает наличие различных ограничений и прав у разных групп эко-

Номических субъектов. Таким образом, каждой институциональной среде

Соответствует своё распределение политической и экономической власти

Среди в обществе.

Функции государства выполняются тем полнее и эффективнее, чем

Совершеннее создаваемый им порядок.

Типы государственного устройства. Автократия и демократия

Государство в экономическом контексте представляет интерес как

Источник порядка, который является ключевым фактором максимизации

Общественного благосостояния. Порядок при этом представляет совокуп-

Ность институтов, благоприятствующих обмену, прежде всего - прав соб-

Ственности. Монополия государства на насилие является решающим фак-

Тором установления и обеспечения порядка.

С точки зрения механизма власти и ее влияния на формирование

Порядка различаются автократические и демократические государства.

Различие этих форм государственного устройства связано с характером

Распределения потенциала насилия, влияющим на цели его применения

Наши рекомендации