Значение, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи.
Сельское хозяйство – одна из наиболее древних сфер деятельности человека, уходящая своими корнями в глубь веков и тысячелетий. Об огромном значении сельского хозяйства говорит и тот факт, что в нем занято сегодня около половины всего самодеятельного населения мира. Конечно, за этой средней цифрой кроются большие различия по странам. Так, в государствах Западной Европы в сельском хозяйстве в среднем занято 8%, в США – 3%, в Канаде – 4%, в России – около 14%. В развивающихся странах этот показатель значительно выше и достигает иногда 70–80%. При анализе этого показателя нетрудно сделать вывод о том, что он зависит, прежде всего, от уровня механизации сельскохозяйственных работ, а также от специализации сельского хозяйства, природных условий и т. д.
Сельское хозяйство любой страны мира состоит из двух крупных взаимосвязанных отраслей – земледелия (растениеводства) и животноводства. Соотношение этих отраслей варьируется от страны к стране в зависимости от их трудоемкости или капиталоемкости, от характера местных природных условий. В высокоразвитых странах мира (США, Германия, Франция и др.) в условиях широкого применения агротехники и новейших достижений науки продукция животноводства преобладает над продукцией земледелия. Аналогичная картина наблюдается и в отдельных развивающихся странах (прежде всего в странах Ближнего и Среднего Востока), но уже по другой причине – вследствие чрезмерной засушливости климата и бедности почв, ограничивающих развитие земледелия. И все же в подавляющем большинстве освободившихся стран земледелие заметно преобладает.
Земледелие и животноводство тесно связаны между собой. Столь же прочны и разнообразны связи сельского хозяйства с отраслями промышленности, перерабатывающими сельскохозяйственную продукцию и создающими для него средства производства. Это взаимосвязанное сочетание отраслей носит название агропромышленного комплекса (АПК). Такие комплексы, разнообразные по составу и различные по своей мощности, получили широкое распространение в развитых странах мира, в то время как в развивающихся они, как правило, находятся на начальных ступенях формирования.
Аграрные отношения.Слово «аграрный» латинского происхождения. Дословно оно переводится как «земельный». Поэтому, когда мы говорим об аграрных отношениях, это означает, что речь идет о земельных отношениях в деревне, о формах землевладения и землепользования, о характере действующих в этой отрасли социально-экономических законов.
В промышленно развитых странах большая часть земельного фонда сосредоточена в руках крупных частных землевладельцев – фермеров и компаний, использующих наемный труд. Крупным землевладельцем остается само государство. Так, в США в его владении находится около 1/4 всех земель. Часть земельного фонда находится во владении церкви, однако удельный вес церковных земель неуклонно снижается.
В развивающихся странах картина аграрных отношений отличается большой пестротой. Так, в Латинской Америке часть земельного фонда – это латифундии, представляющие собой обширные частные земельные владения и составляющие основу помещичьих хозяйств. В большинстве стран Азии и Африки наряду с крупными капиталистическими хозяйствами, принадлежащими местному и иностранному капиталу, широко распространены хозяйства феодального и полуфеодального типа и даже с пережитками родоплеменных отношений. Особого упоминания в этой связи заслуживает общинное землевладение (т. е. земля принадлежит коллективу крестьян – общине), уходящее своими корнями в глубокую древность.
Большие изменения происходят в аграрном строе республик бывшего Союза и стран Восточной Европы.
Здесь утверждаются новые формы собственности, дающие возможность их носителям (арендаторам, кооперативам, фермерам и др.) свободно хозяйствовать на полученной ими в пользование земле.
Земледелие. Примерно половину посевной площади мира (свыше 0,7 млрд га) занимают зерновые культуры. Зерно наряду с картофелем – основной продовольственный растительный ресурс человечества. Различные виды зерна служат сырьем для многих отраслей пищевой промышленности (мукомольной, крупяной и др.), а также комбикормовой, спиртовой и др.
Из многочисленных зерновых культур (пшеница, рис, кукуруза, ячмень, просо и сорго, овес, рожь, чумиза и т. д.) важнейшее значение в мире принадлежит пшенице, рису и кукурузе (рис. 56, 57). Если пшеница преимущественно степная культура (степи и лесостепи России, Украины, Казахстана, прерии Северной Америки, аргентинская Пампа, степи Австралии), то рис – это типичная культура муссонного климата, возделываемая почти всегда при искусственном орошении (тропические и субтропические районы Азии, Африки, Латинской Америки). При этом посевная площадь под пшеницей приблизительно вдвое превышает площадь под рисом, хотя сборы этих культур примерно одинаковы. Дело в том, что во многих странах – КНР, Японии, Индонезии, Египте и других – снимают по два урожая риса в год.
Кукуруза (или маис) используется не только на зерно, но и для силосования в молочно-восковой спелости, поэтому география ее возделывания очень широка. В США, Аргентине, европейских странах кукуруза преимущественно кормовая культура, в то время как в развивающихся странах – продовольственная.
Технические культуры выращиваются с целью получения сырья для различных отраслей промышленности. Наибольшее значение имеют масличные (подсолнечник, арахис, соя, рапс, кунжут, маслина и др.), сахароносные (сахарный тростник и сахарная свекла), волокнистые (хлопчатник, лен-долгунец, джут и др.), крахмалистые (картофель,
батат, ямс и др.) культуры. Видную роль в сельском хозяйстве мира играют также чай, кофе (рис. 59), какао, цитрусовые.
Зоны выращивания технических культур весьма различны, что во многом связано с продолжительностью вегетативного периода (табл. 7).
Так, кофе, какао, пальмы, оливы, сахарный тростник – типичные растения тропиков и субтропиков, в то время как подсолнечник, сахарная свекла, лен культивируются в умеренном поясе. При этом технические культуры выращиваются преимущественно в районах с наилучшими природными и экономическими условиями, что связано с их высокой товарностью.
Значительная часть земледелия мира – это орошаемое (табл. 8). Оно представляет собой один из интенсивных видов земледелия, сложившихся преимущественно в пустынных, полупустынных и засушливых зонах, а также в районах, недостаточно обеспеченных влагой
Таблица 7 Возможности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур
Культура | Сумма активных температур, необходимая для вызревания |
Репа | 500–900 |
Картофель | 900–1000 |
Ячмень | 950–1450 |
Озимая пшеница | 1000–1250 |
Морковь | 1200–1500 |
Яровая пшеница | 1200–1700 |
Лен | 1500–1700 |
Подсолнечник | 1600–2300 |
Помидоры | 1800–2000 |
Огурцы | 1900–2200 |
Кукуруза | 2100–2300 |
Сахарная свекла | 2100–2400 |
Рис | 2200–3200 |
Хлопок | 3200–3600 |
Цитрусовые | 4000–4500 |
Финики | 4500–5000 |
Таблица 8 Орошаемыеземли в некоторых странах мира (конец 90-х гг. XX в.)
Страна | Площадь возделываемых земель (млн. га) | Площадь ороша- емых земель(млн. га) | Удельный вес орошаемых земель (%) |
Мир в целом | Более 240 | ||
В том числе: | |||
Индия | 40,3 | ||
КНР | 53,3 | ||
США | 13,6 | ||
Пакистан | 17,2 | ||
Иран | 5,7 | ||
Индонезия | 5,3 | ||
Мексика | 5,3 | ||
Таиланд | 7,5 | 3,6 | |
Испания | 3,3 | ||
Италия | 9,5 | 3,1 | |
Румыния | 3,4 |
в отдельные периоды вегетации. Крупнейшие в мире оросительные системы – в Китае, Индии, Египте. В некоторых странах возможно практически лишь орошаемое земледелие (Кувейт, ОАЭ и др.).
Влияние НТР способствовало осуществлению в сельском хозяйстве мира «зеленой революции». Ее сущность – в интенсификации сельского хозяйства путем внедрения высокоурожайных сортов с широким применением удобрений, новой техники, орошения. «Зеленая революция» принесла свои плоды в развивающихся странах, особенно в Латинской Америке и Южной Азии, где заметно поднялась урожайность сельскохозяйственных культур, увеличился сбор зерна, что дало возможность ликвидировать голод.
Животноводство.Это ведущая отрасль сельского хозяйства большинства промышленно развитых стран Европы, Северной Америки, Австралии и Новой Зеландии, а также некоторых стран Восточной Европы. Здесь оно носит интенсивный характер, в то время как в развивающихся странах оно малопродуктивно и носит экстенсивный характер (в том числе в странах с засушливым климатом, где животноводство – главная отрасль сельского хозяйства).
Рис. 60. Животноводство стран мира
Современное животноводство разнообразно: оно включает разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, буйволов, лошадей, ослов, мулов и некоторых других млекопитающих животных, а также птицеводство, пчеловодство, шелководство.
Наиболее равномерно по земному шару размещено разведение крупного рогатого скота, но особенно велико его поголовье в странах Азии и Америки. Обширна география и свиноводства, дающего в
настоящее время около 1/3 мировой продукции мяса (рис. 60). Однако в многочисленных районах проживания мусульманского населения свиноводство практически отсутствует из-за религиозных традиций. Первое место в мире по поголовью свиней занимает Китай. Мировое значение имеет также овцеводство, развивающееся в степных, полупустынных районах, а также в горных областях (рис. 61). Первое место в мире по поголовью овец занимает Австралия. Итак, сельское хозяйство – жизненно важная сфера человеческой деятельности. Формы и направления использования человеком сельскохозяйственных земель весьма различны; они зависят от характера аграрных отношений, уровня развития производительных сил, трудоемкости и капиталоемкости развиваемых отраслей сельского хозяйства, специфики местных природных условий и т. д.
Вопросы и задания. 1.В чем состоит уникальность сельского хозяйства как отрасли мировой экономики? 2. Охарактеризуйте важнейшие природные предпосылки развития и размещения сельского хозяйства мира. 3. Какие факторы определяют отраслевую (производственную) структуру сельского хозяйства. Приведите примеры стран с явным доминированием животноводства или растениеводства. 4. Каковы характерные черты размещения мировых посевов пшеницы, кукурузы, риса, сорго и проса (рис. 56, 57)? 5. Какой смысл вкладывается в понятие «зеленая революция»? 6. В чем проявляются положительные и отрицательные стороны процесса химизации мирового земледелия? 7. Каковы отличительные особенности развития и размещения основных отраслей животноводства в современном мире (рис. 60)?
Транспорт
Как НТР влияет на развитие транспорта? Почему мировым лидером по грузообороту является морской транспорт? Какие грузы занимают ведущие места в международных перевозках?
Общая характеристика.Транспорт – это кровеносная система в сложном организме мирового хозяйства. Он составляет материальную основу внутригосударственного и международного разделения труда. Особо важное значение развитие транспорта имеет для стран, обладающих большими размерами территории. Обширность территории обусловливает высокие затраты на транспортное строительство.
Научно-техническая революция коснулась всех основных видов транспорта – автомобильного, железнодорожного, морского, речного, воздушного, трубопроводного. Резко увеличились скорости, выросла грузоподъемность, умножился подвижной состав. В результате этого мир, опоясанный многочисленными транспортными артериями, как бы
«сжался», стал доступнее. Сегодня авиалинии проходят даже через Северный полюс. Подводные тоннели соединили всю цепь Японских островов. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, а по дну океанов – кабельные линии. На лучших электрифицированных железных дорогах мира скорости сегодня близки к 200 км/ч и даже превышают эту цифру (Япония, Франция, Германия и др.). Пассажирский морской лайнер пересекает Атлантику за 3,5–4 суток, а сверхзвуковой самолет – за 3,5 ч. Вместо танкеров грузоподъемностью в 40–50 тыс. т появились супертанкеры грузоподъемностью 200–500 тыс. т.
Транспорт различных стран и регионов мира имеет свои особенности, что связано с размерами и освоенностью территории, уровнем развития
экономики, степенью включенности в международное разделение труда. Так, многим небольшим по площади странам развивать внутренний авиатранспорт невыгодно, поскольку их территорию в считанные часы можно пересечь на автомобиле. Этого нельзя сказать о США, территорию которых с запада на восток грузовик преодолевает лишь за 3,5 суток. Еще более протяженны транспортные маршруты в России: поезд Москва – Владивосток пересекает страну за 7 суток. Транспорт промышленно развитых стран имеет сложную структуру и представлен, как правило, всеми основными видами, включая электронный (линии электропередач). Широкое развитие в этих странах получают новые виды транспорта и разновидности старых видов: водный и наземный транспорт на воздушной подушке, подвесные монорельсовые и канатные дороги, трубопроводы для сыпучих грузов и др. Высокоразвитые страны занимают ведущие места и по всем главным показателям работы транспорта, в частности по грузообороту и пассажирообороту.
Особенно высоким уровнем развития транспорта отличаются страны «большой семерки»: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Канада. Это неудивительно, учитывая огромные масштабы осуществляемых ими межконтинентальных и межгосударственных перевозок сырья, топлива, готовой продукции. При этом развитие отрасли здесь сопровождается острой конкуренцией между отдельными видами транспорта, странами, транспортными узлами. Так, воздушный транспорт «перехватил» практически все пассажиропотоки через Атлантику,
число крупных морских лайнеров на этих линиях исчисляется единицами.
Транспорт стран Восточной Европы и особенно России уступает по густоте дорожной сети, ее качеству и грузообороту, западноевропейским странам и США. Вместе с тем грузонапряженность железных дорог в республиках бывшего СССР в несколько раз выше, чем в США, – это имеет свои положительные и отрицательные стороны (в частности, свидетельствует о недостаточном развитии у нас автомобильного транспорта).
В развивающихся странах наметился пока только каркас современной транспортной сети, а во многих из них широко используются старые, архаические виды транспорта: вьючный, гужевой. Технический уровень имеющихся здесь видов транспорта сильно уступает развитым странам. В некоторых из них полностью отсутствуют железные дороги (Афганистан, Непал, отдельные нефтедобывающие страны Ближнего Востока и «крошечные» островные государства Океании и Карибского бассейна). Во внешних связях приморских развивающихся стран исключительную роль играют один-два порта.
Из всех видов транспорта первое место в мире по грузообороту занимает морской. Хотя он перевозит заметно меньше грузов, чем автомобильный, но зато на большие расстояния (в среднем на 5 тыс. км).
Сухопутный транспорт.Его основу составляют автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. При этом в США явно преобладает автомобильный транспорт, в России – железнодорожный. Противоположны и тенденции развития этих двух видов транспорта. Так, за последние годы в России сеть железных дорог увеличилась на 20 тыс. км, была построена Байкало-Амурская магистраль. В США (а также Великобритании и Германии) железнодорожная сеть сильно сократилась из-за конкуренции автомобильного транспорта.
Наибольшую длину железных дорог имеют США (табл. 9), однако наибольшей плотностью дорог отличаются страны Западной Европы, где на 100 км2 территории приходится более 10 км железнодорожного полотна.
В России этот показатель гораздо меньше, чем в Западной Европе и США (менее 1 км на 100 км2), однако он не отражает истинного уровня развития железнодорожного транспорта в нашей стране, так как, с одной стороны, на обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока железнодорожная сеть отсутствует, с другой – на европейской территории страны плотность железнодорожной сети близка к американской.
В развивающихся странах плотность железнодорожной сети гораздо ниже. При этом многие дороги вообще не связаны между собой и имеют различную ширину колеи, что затрудняет межрайонные и межгосударственные экономические связи. Очень динамично в мире развивается автомобильный транспорт. Его большое преимущество состоит в том, что он позволяет доставлять грузы «от двери к двери». В начале 90-х гг.XX в. мировой автомобильный парк насчитывал около 0,5 млрд. автомобилей, из которых 80% было сосредоточено в развитых странах Запада.
Подсчитайте, сколько железных и автомобильных дорог (в км) приходится на 100 км2 территории указанных в таблице стран. Чем объяснить имеющиеся различия?
По общей протяженности автомобильных дорог (около 5 млн. км) лидируют США, по плотности автомобильной сети – страны Западной Европы и Япония. Россия по длине автодорог и грузообороту автотранспорта значительно уступает США. При этом качество наших дорог остается еще низким.
Моторизация в промышленно развитых странах породила много острых проблем. Например, в Германии плотность автомобильного парка превышает 100 машин на 1 км2 – это выше, чем плотность населения во многих странах. В самом «автомобильном» городе мира – Лос-Анджелесе – 2/3 улиц и площадей заняты стоянками автомобилей. В больших городах в часы пик типичны «пробки». К этому следует добавить, что автотранспорт дает около 50% общего загрязнения воздуха, а на дорогах мира ежегодно гибнет около 200 тыс. человек.
Таблица 9 Протяженность железных и автомобильных дорог в странах мира (тыс.,км)
Страна | Железные дороги | Автомобильные дороги (с твердым покрытием) |
США | ||
Россия | ||
Индия | ||
КНР | ||
Франция | ||
Германия | ||
Япония |
Еще более динамично, чем автомобильный, развивался в последние годы трубопроводный транспорт. Основные трубопроводы в развитых странах соединяют районы добычи нефти и газа с районами их переработки. В развивающихся странах они идут из районов добычи сырья к морским портам, откуда нефть вывозится большей частью сырой. Наиболее длинные трубопроводы мира проложены в России, Канаде и США. (При этом длиннейшие из них – нефтепровод «Дружба», соединяющий Россию с рядом стран Восточной Европы, и газопровод Западная Сибирь – Западная Европа – имеют протяженность более 5 тыс. км.)
Морской и речной транспорт. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами, реализуя в большей мере, чем любой другой вид транспорта, возможности международного разделения труда.
Конкурентная борьба между ведущими морскими державами, стремление снизить издержки и увеличить прибыли обусловили массовый перевод сотен крупных судов под флаги развивающихся стран, получивших название «дешевых» или «удобных» флагов. Дешевых, потому что там – налоговые льготы, дешевая рабочая сила, отсутствует строгое трудовое законодательство и меры по безопасности судов. Вот почему в числе стран – лидеров мирового флота мы видим Либерию, Панаму, а также Грецию. Крупными торговыми флотами располагают бывшая владычица морей Великобритания, а также Япония, Норвегия, США и Россия (рис. 62).
Важные морские дороги пересекают Атлантический океан – «великий путь мировой торговли». Сейчас на Атлантику приходится менее 1/2 мировых морских перевозок. Главные линии здесь пролегают между США и Канадой, с одной стороны, и странами Западной Европы, с другой. На обоих берегах Атлантики находятся крупнейшие порты мира: Роттердам (Нидерланды), Нью-Орлеан (США), Марсель (Франция), Гамбург (Германия) и др.
Выдвижение Японии и КНР в число ведущих стран мира и быстрое становление «новых индустриальных стран» Азии усиливают также транспортную роль Тихого и Индийского океанов. Порты Японии (Кобе,
Нагоя, Иокогама), а также Сингапур – одни из крупнейших в мире. Весомее должна стать и роль портово-промышленных центров Дальнего Востока России, обращенного «лицом» к этому перспективному району. Грузопотоки Тихого океана давно превзошли перевозки по Атлантическому океану.
Первое место в перевозках по морю занимают нефть и нефтепродукты (особенно крупные грузопотоки нефти формируются в Персидском заливе). Растут также перевозки судами-сухогрузами железной руды, угля, зерна, леса и т. д.
Узлами «сгущения» океанских трасс являются проливы и морские каналы. Через Ла-Манш (англичане называют его Канал) за сутки проходит 500 судов, Зунд – 175, Гибралтарский пролив – 140. Крупнейшим каналом мира является Суэцкий (на территории Египта), лидирующий по грузообороту среди других каналов. Он сокращает путь от Персидского залива до портов Западной Европы по сравнению с обходом вокруг мыса Доброй Надежды более чем на 9 тыс. км. Столь же важен и Панамский канал, открывающий кратчайший морской путь от Западной Европы к тихоокеанским штатам США. Заметно уступает по интенсивности движения судов ведущим каналам мира Кильский канал, через который проходит путь из Восточной Европы к портам Западной Европы.
Речной (а также озерный) транспорт использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных стран, но осуществляет и международные перевозки. В Европе крупными международными речными артериями являются Рейн, Дунай, Одер, Эльба. В США главные речные перевозки идут по системе Миссисипи – Великие озера. Систему Великих американских озер и глубоководный путь по р. Св. Лаврентия используют и морские суда. Транспортное использование рек зависит, разумеется, не только от естественных условий, но и от уровня хозяйственного развития стран. По этой причине перевозки по таким великим рекам, как Амазонка, Парана, Конго, пока незначительны.
Авиационный транспорт.Авиация – очень молодой и быстро развивающийся вид транспорта. Его преимущество, прежде всего в скорости воздушных сообщений. Этому способствует широкое внедрение в практику турбовинтовых и реактивных самолетов вместо старых поршневых. Последние годы ознаменовались также выпуском самолетов «Боинг-747» (США), «Ил-86» (Россия), «Аэробус» (Германия – Франция – Великобритания) повышенной вместимости (до 500 человек), а также сверхзвуковых пассажирских самолетов со скоростями 2–3 тыс. км/ч – «Конкорд» (Франция – Великобритания).
В мире практически не осталось районов, не обслуживаемых авиацией, а в наиболее развитых и крупных по площади странах сложилась густая сеть авиалиний (рис. 63).
Крупнейшей воздушной державой являются США, авиакомпании которых обслуживают почти половину всего пассажирооборота зарубежного мира. Россия занимает второе место, как по протяженности воздушных линий, так и по пассажирообороту. Для многих ее северных и восточных районов авиация является незаменимым видом транспорта.
Итак, транспорт – одна из важнейших отраслей экономики; являясь материальной основой территориального разделения труда, он «цементирует» мировое хозяйство; уровень и характер развития транспорта отдельных стран зависят от множества факторов: уровня развития производительных сил, размеров территории и др.
Вопросы и задания. 1.Вспомните из курса географии 9 класса «старые» и «новые» виды транспорта. В чем достоинства и недостатки каждого из распространенных видов транспорта? Что такое «грузооборот» и «пассажирооборот»? Что такое «транспортный комплекс»? 2. Какая существует зависимость между уровнем развития страны и характером ее транспортной системы? В чем она проявляется? Покажите на примере конкретных стран. 3. Чем вы можете объяснить то, что в США преобладает автомобильный транспорт, в то время как в России – железнодорожный? 4. Какой вид транспорта сыграл, по-вашему, решающую роль в формировании мирового хозяйства? Объясните. 5. Какие вам известны наиболее важные морские каналы?