IV. География культуры, религий, цивилизаций.
От культуры к цивилизации
Что изучает география культуры? Каков характер взаимоотношений природы и цивилизаций? Как менялись географические контуры мировой цивилизации на протяжении истории? Что представляют собой контактные зоны цивилизаций?
География культуры изучает размещение элементов материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства, образа жизни и традиций населения мира. Важность этой отрасли знания определяется тем, что во многом именно с культурой связывают решение большинства острейших проблем человечества.
Современный мир – это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками, формировавшимися традициями и обычаями. Вместе с тем это всего лишь несколько цивилизаций, объединяющих десятки, а то и сотни народов: китайская (или конфуцианская), индуистская, исламская, западноевропейская и др.
Что такое цивилизация? Если под культурой понимается совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания и применения, то цивилизация – это культурная общность наивысшего типа (выше только все человечество в целом). Она определяется такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т. д. Некоторые из признаков не имеют абсолютной значимости. Так, язык может быть разным даже в одной стране, уж точно принадлежащей к одной цивилизации (как немецкий, французский, итальянский в Швейцарии). Зато фактор религии крайне важен, причем речь обычно идет о причастности к одной из мировых религий.
Принадлежность людей к той или иной цивилизации может определяться не только объективными критериями, но и субъективным, а именно –самоидентификацией людей (кем считает себя человек). Так, потомки вьетнамских иммигрантов во Франции могут ощущать себя полноправными членами западной цивилизации, а потомки европейцев в арабской стране вполне могут принять мусульманство и чувствовать себя представителями исламской цивилизации.
Следует помнить, что термин «цивилизация» может использоваться в двух смыслах: временном (историческом) и пространственном(географическом). В первом случае подразумевается развитие человечества по восходящей линии (аграрная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная и т. д.). Во втором имеется в виду рассмотрение мира сквозь призму слагающих его (или слагавших в прошлом) цивилизаций.
Все цивилизации иногда подразделяются на традиционные, где жизненный уклад людей отличается высокой устойчивостью (цивилизации Востока), и техногенные, в основе которых лежит производство материальных благ. Иногда традиционные цивилизации еще называют духовными, а техногенные – материальными. Такое деление весьма условно, поскольку, например, мусульманская цивилизация не похожа на индуистскую или китайскую, хотя все они – традиционные общества. В то же время японская традиционная цивилизация во второй половинеXX в. фактически превратилась в техногенную.
Природа и древние цивилизации.Первые цивилизации на Земле возникли примерно 3–4 тыс. лет до н. э. До этого был, можно сказать, доцивилизационный период, когда происходило первоначальное расселение людей на Земле, а человеческое бытие характеризовалось жесткой зависимостью от природы, отсутствием средств связи, письменности и т. п. Природные условия (наряду с исторической средой) оказали огромное влияние на различные стороны экономической и общественной жизни людей. В древности климат, плодородие почв, характер растительности предопределяли способы обработки земли и формы разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и предметов быта. Естественная среда обитания человека подсказывала наиболее практичный тип жилища, стиль одежды, характер домашней утвари и боевого оружия, так или иначе, влияла на складывающиеся формы собственности, отношения между людьми и даже на политическое устройство государств. Северная граница Римского мира не пересекала зоны распространения виноградной лозы, а южная – слишком засушливых ландшафтов Аравии и Африки. Мусульманский Восток (или Левант) практически совпадал с территорией возделывания финиковой пальмы и зоной полупустынь, где сложился замечательный симбиоз человека и верблюда. Великая Китайская стена отделяет степные ландшафты от субтропического Китая, где в бассейне меандрирующих Хуанхэ и Янцзы трудолюбивые китайцы выращивают рис.
Выдающийся русский философ и географ И. Мечников, автор книги «Цивилизация и великие исторические реки», полагал, что человечество вначале пережило речную фазу, потом морскую и, наконец, достигло океанической. Он писал: «Четыре древнейшие культуры все расцвели в среде великих речных стран. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где зародилась и выросла первобытная китайская культура; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонские первобытные культурные общества разрослись по Тигру и Евфрату – этим двум жизненным артериям Месопотамской долины; наконец, Древний Египет, как утверждал уже Геродот, был „даром», „созданием Нила»«.
Действительно, реки служили источником питьевой воды, продовольственных ресурсов, использовались для орошения и транспортных сообщений; реки сплачивали людей. Велика была роль и других элементов природы.Осевые линии распространения цивилизаций.На протяжении истории очаги цивилизации постоянно меняли свои очертания, расширяясь вдоль осевых линий цивилизаций. Первыми, наиболее изученными культурными очагами были долины Нила и бассейн Тигра и Евфрата, где возникли центры цивилизации Египет и Шумер. Расширение древнеегипетской цивилизации происходило на стыке трех материков Старого Света, включая часть Малой Азии, Эфиопии и более отдаленные районы. От Двуречья движение цивилизации шло как в сторону Малой Азии, Сирии, Ливана, Палестины, так и в сторону Закавказья и Ирана.
Расширение Древнекитайского цивилизационного района в бассейне Хуанхэ происходило на северо-восток – в сторону позднейшей Маньчжурии и на северо-запад – в сторону будущей Монголии, на запад – в сторону современной провинции Сычуань, на юг – в сторону современного Вьетнама и на восток – в сторону Японии. Сфера влияния индуистской цивилизации со временем охватила весь Индостан, на юге в ее орбиту вошел Цейлон, на востоке – прилегающие друг к другу части Малаккского полуострова, Восточной Суматры и Западной Явы и т. д.
Постепенно образовалась обширнейшая цивилизационная зона от Атлантического до Тихоокеанского побережья, представленная как старыми очагами цивилизации – Евро-афроазиатским (на стыке Африки, Азии и Европы), Китайским и Индуистским, так и новыми – Афро-карфагенским, Латинским, Среднеазиатским и др. Рост Римской державы на рубеже старой и новой эры вовлек в цивилизационное поле Испанию, Галлию, Британию и т. д. Дальнейший ход географического развития цивилизации хорошо известен. Расширение цивилизационного пространства шло за счет новых районов Европы, азиатской части Евразийского континента, Северной Америки, Австралии, Океании и т. д.
Вместе с тем за пределами отмеченной цивилизационной зоны, в областях, разбросанных между пустынями, степями и горными кряжами, возникали и другие истоки высокой культуры, а иногда и самостоятельные цивилизации – индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке и инков в Южной, народов Черной Африки и др.
Современные цивилизации: ареалы и «разломы».На вопрос, сколько в мире насчитывается цивилизаций, разные авторы отвечают по-разному. Известный английский историк и философ А. Тойнби насчитал 21 крупную цивилизацию в истории человечества. Сегодня чаще всего выделяют восемь: 1) западноевропейскую с отпочковавшимися от нее североамериканским и австрало-новозеландским очагами;
2) китайскую (или конфуцианскую);
3) японскую; 4) исламскую; 5) индуистскую; 6) славяно-православную (или ортодоксально-православную); 7) африканскую (или негро-африканскую) и 8) латиноамериканскую (табл. 4).
Однако принципы отбора современных цивилизаций остаются дискуссионными. Так, некоторые ученые ставят под сомнение выделение латиноамериканской и славяно-православной цивилизаций из западной, наличие самостоятельных негро-африканской и японской цивилизаций, но никто не отрицает исключительной самобытности этих культур.
Хотя взаимоотношения между народами и странами, принадлежащими к разным цивилизациям, в нашу эпоху расширяются, это не нивелирует, а порой усиливает самосознание, чувство принадлежности к данной цивилизации. Например, эмигрантов из «доброй католической Польши» французы встретили более доброжелательно, чем из Северной Африки, а американцы, вполне лояльно относящиеся к экономической экспансии западноевропейских держав, болезненно реагируют на японские инвестиции в США.
Линии «разлома» между цивилизациями, по мнению некоторых ученых, могут заменить в XXI в. политические и идеологические рубежи времен «холодной войны», стать очагами кризисов и даже войн. Одной из таких линий цивилизационного «разлома» является дуга от исламских стран Африки (Африканский Рог) до Средней Азии бывшего СССР с целой цепочкой недавних конфликтов: мусульмане – евреи (Палестина – Израиль), мусульмане – индусы (Индия), мусульмане – буддисты (Мьянма). Хочется верить, что у человечества хватит мудрости избежать противоборства цивилизаций.
Охрана всемирного культурного и природного наследия: Конвенция ЮНЕСКО.Египетские пирамиды и Гранд-каньон в Колорадо (США), национальный парк Горомбо в Африке и Тадж-Махал в Индии, собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) и церковь Вознесения в подмосковном Коломенском – эти и многие другие памятники и достопримечательности в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО (1972)включены в Список культурного и природного наследия человечества. Цель Конвенции состоит в том, чтобы объединить и
Таблица 4 Доля основных цивилизаций в населении мира (%)
Годы | Население мира (млрд. человек) | Западноевропейская | Негро-африканская | Китайская | Индуистская | Исламская | Японская | Латиноамериканская | Православная | Другие |
1,6 | 44,3 | 0,4 | 19,3 | 0,3 | 4,2 | 3,5 | 3,2 | 8,5 | 16,3 | |
1,9 | 48,1 | 0,7 | 17,3 | 0,3 | 2,4 | 4,1 | 4,8 | 13,9 | 8,6 | |
3,7 | 14,4 | 5,8 | 22,8 | 15,2 | 13,0 | 2,8 | 8,4 | 10,0 | 5,5 | |
5,3 | 14,7 | 8,2 | 24,3 | 16,3 | 13,4 | 2,3 | 9,2 | 6,5 | 5,1 | |
5,8 | 13,1 | 9,5 | 24,0 | 16,4 | 15,9* | 2,2 | 9,3 | 6,1** | 3,5 | |
7,2 | 11,5 | 11,7 | 22,3 | 17,1 | 17,9* | 1,8 | 10,3 | 5,4** | 2,0 | |
8,5 | 10,1 | 14,1 | 21,0 | 16,9 | 19,2* | 1,5 | 9,2 | 4,9** | 2,8 |
мобилизовать усилия стран и народов для сохранения достижений прошлых цивилизаций и уникальных природных ландшафтов планеты.
Каждый культурный объект (произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, археологические ценности, строения архитектуры в единстве с пейзажем, т. е. культурные ансамбли и др.), внесенный в Список (а их вместе с природными памятниками около 700), представляет собой шедевр творческого гения человечества, свидетельство существования или исчезновения цивилизации или культуры. Количество и качеств культурных объектов, имеющих отношение к той или иной цивилизации, прямо или косвенно свидетельствуют о ее достижениях.
Итак, в основе любой цивилизации, соединяющей в себе человека, пространство и время, лежит единство природы и общества. Учитывая огромные различия цивилизаций и культур различных народов, географическое изучение образа жизни и традиций населения, проявлений материальной, духовной, языковой, политической, экологической культуры, искусства различных народов становится сегодня необходимостью для каждого человека.
Вопросы и задания. 1.Многие цивилизации, достигшие расцвета в прошлые эпохи, не дожили до нашего времени. Назовите некоторые из них и определите их роль в развитии мировой культуры. 2. К XV в. наблюдался примерно один уровень цивилизаций Китая, Индии, Западной Европы, но в дальнейшем западноевропейский мир стал доминировать в политике, экономике, науке и технике. Почему это произошло? 3. Объясните смысл понятий «традиционное общество», «традиционная цивилизация». 4. Каким образом естественная среда обитания людей влияет на характер цивилизаций? Приведите примеры. 5. Что понимается под осевыми линиями цивилизаций? Укажите конкретные пути расширения сферы влияния тех или иных цивилизаций. 6. Приведите примеры цивилизационных контактных зон («разломов»). 7. Какие выводы можно сделать, анализируя таблицу 4 «Доля основных цивилизаций в населении мира»? 8. Известно ли вам, какие 11 объектов России внесены в Список культурного и природного наследия человечества, утвержденный ЮНЕСКО?
Религии
Какая существует связь между культурой и религией? Чем отличаются мировые и национальные религии? Какова география мировых религий? Почему важно знать распространение религий?
Взаимосвязь культур, религий и цивилизаций.Говоря о духовности, люди традиционно имеют в виду прежде всего религию. Она всегда составляла важнейший элемент духовности и непосредственно участвовала в формировании цивилизаций. Да и сами Библия и Коран, Священные Писания двух мировых религий – христианства и ислама, являются величайшими памятниками мировой письменной культуры. Такие виды национального искусства, как архитектура, монументальная и станковая живопись, музыка и хоровое пение (в православных церквях), а так – же
искусство художественного чтения (в мечетях) неразрывно связаны с религией. Многие музыкальные произведения русских композиторов – Д. С. Бортнянского, А. Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского, А. Ф. Львова, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и других – были написаны по заказу церкви.
Распространение христианства.Сегодня в мире существуют три религии – буддизм, христианство и ислам, – которые принято называть мировыми, так как их исповедуют многие народы, иногда живущие на разных континентах (рис. 38). Национальные религии исповедуются преимущественно одним народом.
Еще в середине XX в. по числу приверженцев явно доминировало христианство, однако вследствие более высокого естественного прироста населения исламского мира к концу XX в. численность христиан и мусульман заметно сблизилась (более 1 млрд. последователей). Около половины всех христиан сосредоточено в Европе (включая Россию), четверть – в Северной Америке, свыше 1/6 – в Южной Америке. Значительно меньше приверженцев христианства в Африке, Австралии и Океании.
Основные ветви христианства – католицизм, православие и протестантизм.
Наиболее крупной из них является Римская католическая церковь. Во главе ее стоит Папа Римский, почитаемый верующими как наместник Христа на Земле, а резиденция Папы находится в суверенном государстве Ватикан, образованном на территории Рима. Приверженцы католицизма в Европе преобладают в Италии, Испании, Португалии, Ирландии, Франции, Бельгии, Австрии, Люксембурге, на Мальте, в Венгрии, Чехии, Польше. Католической веры придерживается также примерно половина населения Германии, Швейцарии, Нидерландов, часть населения Балканского полуострова, западные украинцы (униатская церковь) и др. В Азии преимущественно католическая страна – Филиппины, но католицизм исповедуют многие граждане Ливана, Сирии, Иордании, Индии, Индонезии. В Африке католиками являются многие жители Габона, Анголы, Конго, островных государств Маврикия, Кабо-Верде, Сейшельских островов и др. Католичество распространено также в США, Канаде, странах Латинской Америки.
Православие традиционно укрепилось преимущественно в России, на Украине, в Белоруссии и некоторых странах Восточной Европы. До последнего времени в мире существовало 16 автокефальных (самостоятельных, не подчиненных единому центру) православных церквей.
Протестантизм в противоположность католицизму и православию представляет собой совокупность многих течений и церквей, наиболее влиятельные из которых – лютеранство (в основном страны Северной Европы), кальвинизм (в отдельных странах Западной Европы и Северной Америке) и англиканство, половину приверженцев которого составляют англичане.
Распространение ислама.Колыбелью ислама (VII в.) считаются города Саудовской Аравии – Мекка и Медина. В его распространении огромную роль сыграли завоевания арабов и созданное ими государство – Арабский халифат. География ислама в сравнении с христианством имеет более компактный характер (преимущественно Ближний и Средний Восток). Однако ислам проник и в те страны, где арабских завоевателей никогда не было, например, в Индонезию, где его исповедуют 90% населения, Малайзию (60%), страны Черной Африки, Татарстан, Башкортостан и другие страны и регионы.
В исламе, как и в других мировых религиях, нет единства. Подтверждением тому служит существование
в нем двух главных направлений – суннитского и шиитского. Численно преобладают сунниты, шииты живут преимущественно в двух странах – Иране и Ираке.
Во многих исламских странах огромную роль играет шариат, т. е. мусульманское право, совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране. Он регулирует общественные отношения, хозяйственную деятельность, семейно-брачные отношения, по его законам вершится суд. Конституции многих стран объявили ислам государственной религией.
Распространениебуддизма. Еще одной мировой религией считается
Рис. 41. Буддийский храм в столице Непала Катманду
буддизм, сформировавшийся раньше христианства и ислама (VI–V вв. до н. э.) на севере Индии. Существуют два основных направления в буддизме: махаяна и хинаяна. Буддизм хинаянистского направления распространен преимущественно в Южной Азии (южный буддизм): в Шри-Ланке, отдельных штатах Индии, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже. Приверженцы махаяны встречаются севернее (северный буддизм): в Китае, Корее, Японии, Вьетнаме. Одна из разновидностей махаяны – ламаизм – господствует в Тибете, Монголии, Бутане, а также некоторых регионах России – Бурятии, Туве, Калмыкии. Локализация местных религий.Наиболее распространенная из национальных религий – индуизм, который исповедуют многие миллионы людей, преимущественно в
Индии. Его можно было бы отнести к мировым религиям, однако с учетом того, что 95% всех индуистов живут в Индии, а Пакистан и Бангладеш (районы концентрации большинства индуистов из оставшихся 5%) некогда входили в состав единой Индии, индуизм традиционно считается национальной религией.
В Китае с древних времен получили распространение конфуцианство и даосизм, в Японии – синтоизм, в Израиле – иудаизм, исповедуемый еврейским населением и в других странах, и т. д. Важно помнить, что многие религии одновременно являются философско-этическими учениями.
Кроме основных религиозных верований, на Земле можно встретить многочисленные племенные религии, особенно в Африке, частично в Азии и Океании.
Исторически сложилось, что Иерусалим стал центром сразу трех распространенных в мире религий – иудаизма, христианства и ислама. Это значит, что здесь пересекаются интересы верующих людей всего мира. В городе много исторических и религиозных святынь, которые служат объектами массового паломничества. Среди них Храм Гроба Господня – одна из самых почитаемых святынь всех христиан, построенная крестоносцами на месте распятия, захоронения и воскресения Иисуса Христа и расположенная на холме Голгофа; Крестный путь (или ViaDolorosa) – путь Христа к месту распятия; Гефсиманский сад – место, где был предан Христос; там же расположены церкви Марии Магдалины и Всех наций (Базилика агонии), а также могила Девы Марии; Западная стена (Стена Плача) – наиболее почитаемая святыня иудеев; европейский квартал – наиболее древняя и заново восстановленная часть старого города, где находятся многочисленные синагоги; башня и цитадель Давида – одна из трех башен стены древнего города (построенных царем Иродом); мечеть Аль-Акса – крупнейшая мечеть города, а также мечеть Омара (Бейт ас-Сухур) – третья по значению после Мекки и Медины святыня ислама и др. В Иерусалиме находится множество других мест, связанных с христианской, иудейской и исламской религиями. Здесь же располагаются представительства почти всех христианских церквей – Римской католической, Русской православной, греко-православной, армяно-григорианской, коптской, эфиопской и др. Русская Духовная миссия в Иерусалиме была создана еще в 1847 г.
Проблема «вечного города» является также одной из наиболее чувствительных в арабо-израильских отношениях, имея, кроме религиозно психологического, международно-правовой, территориальный, юридический, политический, имущественный аспекты. В 1980 г. израильский парламент (Кнессет) принял закон, объявивший весь Иерусалим «вечной и неделимой столицей» Израиля. В ответ Организация Освобождения Палестины (ООП) неоднократно заявляла о намерении сделать Восточный Иерусалим столицей будущего палестинского государства. Особую позицию в вопросе Иерусалима занимают королевские династии саудидов (Саудовская Аравия) и хашимитов (Иордания), претендующие на особую роль в защите исламских святынь «вечного города». Все это свидетельствует о том, что проблема Иерусалима – одна из наиболее тонких и деликатных в мировой политике. Ее решение должно исходить из необходимости обеспечения прав всех конфессий с сохранением исторически сложившегося статуса между ними, с тем, чтобы был открыт доступ паломникам к святым местам всех трех религий.
Религия и география.Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономической и социальной географии отдельных регионов мира. Так, в мусульманских странах практически отсутствуют такие отрасли сельского хозяйства, как свиноводство и виноделие (из-за религиозных запретов на употребление свинины и вина). Влияние религии иногда сказывается на характере одежды и расцветке тканей, выпускаемых текстильной промышленностью. Религиозные традиции (особенно исламские) находят свое проявление в режиме воспроизводства населения, уровне занятости женщин и т. д.
География религий отражает сложные процессы освоения планеты, развития мировой цивилизации в целом, а также духовной культуры отдельных стран и народов.
Вопросы и задания. 1.Что связывает воедино культуры, религии и цивилизации? 2. Что скрывается за термином «миссионерская деятельность» и какова ее роль в распространении христианства на планете? 3. Как известно, иудаизм распространен во всем мире, но тем не менее считается национальной религией. Почему? 4. Как соотносятся по числу приверженцев мировые религии: а) в мире; б) в России? 5. Вспомните из курса истории, почему язычество постепенно вытеснялось мировыми религиями. 6. Существуют такие традиционные религии, как фетишизм, анимизм, тотемизм, магия. Что вы знаете о них?
Цивилизации Востока
Каковы отличительные черты цивилизаций Востока? Где находятся «ядра» древнейших восточных цивилизаций? Почему страны Северной и Тропической Африки принадлежат к разным цивилизациям?
Среди «классических» восточных цивилизаций различают китайско-конфуцианскую, индуистскую и исламскую. Часто к ним относят также японскую, несколько реже африканскую цивилизацию (народов южнее Сахары). Восточные общества во многом отличны от европейского. Например, роль частной собственности здесь всегда была невелика. Земля, ирригационные системы и т. д. были собственностью общины. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, а среди его духовных ценностей одно из ведущих мест занимала установка на адаптацию к природным условиям. Ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставилась выше экономической.
На Востоке ценна активность, направленная внутрь человека, на самосозерцание. Свято почитаются традиции, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. Вот почему данный тип общества получил название «традиционный».
Широко известно крылатое выражение английского писателя Р. Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». Но сегодня в эпоху универсализации мировой истории оно нуждается в уточнении. Запад и Восток, сохраняя свою самобытность, обязаны «сойтись» во имя решения глобальных проблем человечества и сохранения стабильности на планете. Индуистская цивилизация.Наряду с китайской индуистская (индийская) цивилизация насчитывает тысячелетия. Ее «кристаллизационное ядро» относится к бассейну Инда и Ганга. На стыке старой и новой эры цивилизационным процессом был охвачен весь Индостан и соседние регионы. Впоследствии появились «индуизированные» государства даже на территории современной Индонезии, которые, по мнению ученых, вовлекли в цивилизационный процесс и далекий Мадагаскар. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру огромен. Это прежде всего сама религия – индуизм (брахманизм) как комплекс религиозных, этических и философских представлений, учения «отца индийской нации» Махатмы Ганди о ненасилии, Рабиндраната Тагора, идеи Джавахарлала Неру и др. Это также золотой храм в Амритсаре и знаменитый мавзолей Тадж-Махал в Агре, индустриальные пейзажи долины реки Дамодар иокультуренные ландшафты юга страны (плантации гуавы, бананов, папайи, цитрусовых) и многие другие памятники материальной и духовной культуры.
Китайско-конфуцианская цивилизация.Ядро этой древнейшей цивилизации – бассейн реки Хуанхэ. Именно в пределах Великой Китайской равнины сформировалась древняя культурная область, давшая впоследствии «побеги» в Индокитай, Японию, Монголию, Маньчжурию и т. д. В то же время Тибет (как оплот буддизма) оставался вне сферы влияния конфуцианства, что позволяет иногда говорить о несовпадении границ Китая как историко-культурной области и государства.
Термин «конфуцианская» указывает на огромную роль в развитии китайской цивилизации конфуцианства, получившего название по имени его основоположника Конфуция (551–479 гг. до н. э). Это религия-этика. Согласно конфуцианству судьба человека определяется «небом» (отсюда Китай часто называют Поднебесной империей), младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему и т. д. В конфуцианстве всегда была четко выражена установка на самореализацию тех способностей, которые заложены едва ли не в каждом человеке. Учиться, познавать, совершенствоваться всю жизнь, говорил Конфуций, должен каждый.
Китайцы издревле отличались высокой организацией труда. Миллионы, сотни миллионов неутомимых тружеников под бдительным оком государства веками создавали материальные ценности, немалая доля которых шла на цели потребления верхов, а также создание величественных памятников и прославленных гигантских сооружений – от Великой стены и Великого канала до дворцово-храмовых комплексов.
Древними китайцами были внесены четыре величайших изобретения в сокровищницу мировой цивилизации: компас, бумага, книгопечатание и порох. «Медицинский канон Желтого императора» – наиболее древний из дошедших до нас шедевров китайской медицины (18 томов) – был написан около III в. до н. э. Древний Китай был первой страной, где была введена десятичная система счисления. Он достиг вершин и в таких областях, как искусство керамики и фарфора, разведение домашнего скота и птицы, шелководство и шелкоткачество, выращивание чая, изготовление астрономических и сейсмических приборов и др.
Долгие века Китай фактически был изолирован от внешнего мира. Только в результате печально известных опиумных войн в середине
XIX в. он был открыт для колониальной торговли. Однако многие черты европейской цивилизации (индивидуализм, погоня за материальным успехом на фоне крушения моральных принципов, отчуждение человека) встречали порой отчаянное сопротивление китайцев (движение ихэтуаней на рубеже XIX–XX вв.). Лишь в последние десятилетия в КНР стали интенсивно внедряться рыночные начала в экономике – в частности, были созданы свободные экономические зоны.
Вместе с тем китайцы всегда отличались культурной восприимчивостью и отсутствием ксенофобии (неприязни к инородцам), а местные власти не чинили препятствий распространению христианства и ислама в прибрежных провинциях. Своеобразными посланцами китайской цивилизации за рубежами Китая являются многочисленные хуацяо (эмигранты).
Важным связующим элементом китайской цивилизации является иероглифическая письменность.
Японская цивилизация. Часть ученых оспаривают существование особой японской цивилизации. Отмечая неповторимость японской культуры в истории человечества (сравнивая ее с уникальностью культуры античной Греции), они склонны считать Японию периферийной частью влияния китайской цивилизации. Действительно, китайско-конфуцианские традиции (высокая культура труда, почитание старших, нашедшее отражение в культе самурайской этики, и т. д.) подчас в несколько трансформированном виде во многом определили облик страны. Но в отличие от Китая, более «скованного» традициями, Японии удалось быстрее синтезировать традиции и европейскую современность. В результате японский эталон развития по многим параметрам становится ныне оптимальным, превосходящим европейский и американский.
Среди непреходящих ценностей японской культуры – местные традиции и обычаи, японский сад и храмы из дерева, кимоно и икебана, местная кухня и аквакультура, граверное и театральное искусство, высокое качество продукции, гигантские туннели, мосты и т. д.
Исламская цивилизация.В начале VIII в.Аравия, считавшаяся в те времена «задворками» мировой цивилизации, в течение нескольких десятков лет смогла захватить огромные пространства от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании на исторически короткий срок были объединены в гигантское государство – Арабский халифат, постепенно рассыпавшийся на самостоятельные государства. Но с момента арабских завоеваний все они (за исключением Испании) сохранили одну важнейшую общность – исламскую религию.
Со временем ислам проник еще дальше – в Тропическую Африку, Малайзию, Индонезию и т. д. Учитывая, что своеобразной «экологической нишей» ислама является аридный пояс (сердце арабского мира – пустынная Аравия со священными городами Меккой и Мединой), широкое проникновение ислама в муссонную Азию оказалось несколько неожиданным. Во всяком случае, сегодня мир ислама значительно шире арабского мира. Внутри исламской цивилизации различают субкультуры (варианты цивилизации): арабскую, тюркскую (в частности, турецкую), иранскую (или персидскую), малайскую.
Культурное наследие исламской цивилизации, унаследовавшей ценности прежних культур (древних египтян, шумеров, византийцев, греков, римлян и др.), богато и многообразно. Оно включает величественные замки и дворцы халифов (правителей), мечети и мусульманские школы (медресе) Аммана, Анкары, Багдада, Дамаска, Иерусалима, Каира, Мекки, Рабата, Тегерана, Эр-Рияда и других городов. Египетские же пирамиды, Великий сфинкс в Эль-Гизе близ Каира, развалины храмов в Фивах, Луксоре и Карнаке, в Вавилонии, Ассирии, многочисленные произведения скульптуры и прикладного искусства доисламской эпохи органично вписались в исламскую цивилизацию.
Высоко искусство керамики, ковроделия, вышивки, художественной обработки металла, тиснения на коже.
Меньшее развитие получило изобразительное искусство, так как ислам запрещал изображать живые существа, особенно человека. Широко известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фердоуси, Омар Хайям и др.), ученых (Авиценна), философов. Крупнейшим достижением исламской культуры является Коран. Негро-африканская цивилизация.Существование негро-африканской цивилизации (как ее выделил бывший сенегальский президент и философ Леопольд Сенгор) часто подвергается сомнению. Многообразие африканских этносов, языков и культур к югу от Сахары дает повод утверждать, что здесь, дескать, нет единой цивилизации, а существуют только «ни на что непохожести». Это крайнее суждение. Традиционная негритянская африканская культура представляет собой сложившуюся, достаточно четко очерченную систему духовных и материальных ценностей, т. е. цивилизацию. Имеющиеся здесь сходные исторические и природно-экономические условия определили много общего в социальных укладах, искусстве, менталитете негроидных народов банту, манде и др. Народы Тропической Африки, пройдя длительный путь развития, внесли большой, до сих пор еще мало изученный вклад в историю мировой культуры. Уже в эпоху неолита в Сахаре были созданы замечательные наскальные изображения. Впоследствии то в одном, то в другом месте огромного региона возникали и исчезали очаги древних, подчас родственных культур.
Упомянем достигшее расцвета в IV–VI вв. Аксумское государство на Абиссинском нагорье, культура которого была тесно связана с южноарабской. На территории современной Нигерии и Чада в VIII–XIX вв. развивались государства народов хауса (в частности, султанат Кано). ВXIV–XVII вв. ряд крупных государств сложился в бассейне Конго, из числа которых наиболее известно царство Конго. В Средние века в междуречье Замбези – Лимпопо процветала выдающаяся культура Зимбабве, характеризующаяся монументальными каменными сооружениями и развитой металлургией. Ее создатели – земледельцы и скотоводы народов банту образовали могущественную раннеклассовую державу – Мономо-тапу, оказавшую огромное влияние на развитие культуры народов современных Зимбабве, Мозамбика, Ботсваны и др. Заметный след в истории негро-африканской цивилизации оставило искусство народов ашанти, йоруба и других этносов и государств, сформировавшихся в эпоху позднего Средневековья на гвинейском побережье Африки.
Лишь на территории современной ЮАР в последние века складывались культура и искусство европейских колонистов буров (африканеров), а затем англичан.
Л. Сенгор – один из авторов африканской идеологии «Негритюда», в соответствии с которой эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой – основные факторы, определившие развитие африканской цивилизации.
На развитие культуры стран Тропической и Экваториальной Африки сильное влияние оказали колонизация, работорговля, расистские идеи, особенно целенаправленно насаждавшиеся на Юге континента, массовая исламизация и особенно христианизация местного населения. Начало активному смешению двух цивилизационных типов, один из которых был представлен традиционной общиной (вековой формой организации крестьянской жизни), другой – западноевропейскими миссионерами, насаждавшими еврохристианские нормы, было положено примерно на рубеже XIX–XX вв. При этом оказалось, что прежние нормы, «правила» жизни разрушаются быстрее, чем формируются новые, «