Египет в эпоху XIX династии и падение Нового царства.
Основное внимание фараонов XIX династии было направлено на восстановление египетского владычества в Сирии и Палестине, а также и в южной Нубии, где при Эхнатоне начались восстания. Большие войны ведут в Палестине и Сирии Сети I и Рамсес II. Они опирались уже не на египетские, а на наемные войска из ливийцев и сирийцев, на оплату и содержание которых пошли скопленные ранее огромные фонды зерна, золота и серебра. Переход к системе наемного войска свидетельствовал о том, что набор войска из египтян стал уже затруднительным и что египетское трудовое население было враждебно настроено по отношению к власти фараонов и жречества.
Сети I удалось восстановить власть Египта над Тиром, отпавшим от Египта при Эхнатоне, и восстановить морское сообщение с Сирией, а затем вновь завоевать северную часть Палестины и Ливанскую область. Он построил там несколько крепостей и создал базу для дальнейшего продвижения на север. Выполнить это пытался преемник Сети I Рамсес II (1317-1251 годы до н. э.). Задача, стоявшая перед ним, была весьма трудной, так как к этому времени почти вся Сирия была уже захвачена сильным и воинственным врагом - хеттами. Первый поход Рамсеса II кончился неудачно: под Кадешом войско Рамсеса потерпело поражение, и сам царь едва не попал в плен (1312 год до н. э.). Второй поход был удачнее: Рамсесу II удалось продвинуться до верхнего течения Оронта и закрепиться там. В это время в Хеттском царстве началась междоусобная борьба за царский престол и поэтому хеттский царь Хаттушиль заключил с Рамсесом II мир (1296 год до н. э.), по которому обе стороны обязывались жить в мире и помогать друг другу в случае нападения врага на какую-либо сторону. Договор был закреплен браком Рамсеса II с хеттской царевной. Но эта победа не обеспечила прочной власти Египта в Сирии. При преемниках Рамсеса II опять начались восстания сирийских и палестинских царьков, в Палестину и Сирию вторгаются новые волны племен из Аравии, а также дружины племен с островов Эгейского моря (так называемые морские народы). В половине XII века Сирия и Палестина окончательно отпали от Египта.
После смерти Рамсеса II ослабляется власть фараонов и в самом Египте. Только его непосредственному преемнику фараону Мернепта еще удавалось поддерживать свою власть, ему удалось даже отразить нападение на Египет народов моря и сохранить свой престол.
Но после него в стране начались смуты и анархия: каждый делал, что хотел, и в номах стали полновластно распоряжаться отдельные сановники. Пользуясь этим, власть над Египтом захватил Ирсу, некий сириец. После пяти лет внутренней борьбы на троне утвердился выходец из царского рода XIX династии Сетнахт. Сетнахт основал XX династию; фараоны этой династии продолжали прежнюю политику покровительства храму Амона и .безуспешно пытались бороться с сепаратистским движением в азиатских владениях. Но к этому времени уже сильно давало себя знать оскудение прежних огромных богатств и запасов продуктов; дело доходило до того, что крестьяне, сгоняемые на царские работы, отказывались работать из-за невыдачи им содержания. Упоминаются два таких случая, происходивших на работах при фиванских храмах.
Восставали и крестьяне на местах, жалуясь на то, что в стране царствует голод и творится зло. Власть фараонов все более слабела, в то время как власть верховного жреца Амона, напротив, все более усиливалась. В середине периода правления XX династии под властью жрецов бога Амона было уже около 80 тыс. рабов; у верховного жреца Амона было свое войско и свой многочисленный хозяйственный и административный аппарат. Должность верховного жреца становится наследственной, переходит от отца к сыну вечно. Раньше верховный жрец Амона считал себя формально подчиненным царю, а теперь он считает себя поставленным самим Амоном и независимым от царя.
Параллельно с ослаблением деспотической власти фараонов происходит усиление местной знати - жрецов, крупных чиновников, купцов.
Растет частное землевладение на основе скупки земель у разорившихся крестьян и открытого захвата крестьянских земель.. В результате этого процесса происходит быстрое разложение сельских общин и нарождается право частной земельной собственности. Все более частыми становятся восстания крестьян, к которым обычно присоединялись и рабы.