Воп .Древняя Вавилония.Политическая и хозяйственная жизнь
После падения III династии Ура в Южном Двуречье утвердились амореи. Здесь сложилось два аморейских государства с центрами в Исине и Ларсе. Любопытным памятником деятельности царской администрации Исина являются составленные на шумерском языке законы царя Исина Липитиштара. Несколько севернее были расположены царства Мари и Эшнунна. Все эти государства вели между собой борьбу, пытаясь утвердить свою гегемонию в Южном и Среднем Двуречье. Однако ни одно из них не смогло осуществить своих целей - объединение значительной части Двуречья было проведено царями небольшого аморейского царства в Вавилоне, основанного в начале XIX века до н. э. Цари Вавилона использовали выгодное географическое положение этого города, расположенного там, где сближаются Тигр и Евфрат, где, следовательно, сходятся основные торговые пути Передней Азии; к тому же политическая обстановка благоприятствовала вавилонским царям: Мари и Эшнунна были ослаблены борьбой с усиливавшимся Ашшуром, а Ларсе приходилось выдерживать натиск эламитов, пока там также не утвердилась эламитская династия (конец XIX века до н. э.).
Время существования древневавилонского царства (1894- 1595 годы до н. э.) составляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течение этих 300 лет южная его часть достигла высокой ступени своего хозяйственного развития и политического влияния. В это время окончательно сложилась вавилонская народность и окончательно выработалась вавилонская культура. Она впитала в себя все предшествующие культурные достижения Двуречья. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во времена вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр, не терявший своего руководящего значения вплоть до эллинистической эпохи, несмотря на ряд катастроф и превратностей в его судьбе.
Вызванный серьезными экономическими процессами, прежде всего приватизацией, социальный кризис сопровождался заметным ослаблением политической власти и децентрализацией, под знаком которой прошли два века. Это было время ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий различного происхождения — аморейских, эламитских и собственно месопотамских, среди которых на рубеже XIX — XVIII вв. до н.э. стала выделяться Вавилония. Новый центр Двуречья Вавилон, со временем превратившийся в величайший город мира, стал возвышаться с начала правления шестого представителя вавилонской династии, Хаммурапи (1792 — 1750 гг. до н.э.). За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию.
Заново на развалинах далекого прошлого правитель Вавилонии создал могущественное и процветающее централизованное государство. И хотя оно просуществовало не слишком долго и уже при преемниках Хаммурапи появилась тенденция к некоторому упадку, следствием чего были вторжения эламитов, а затем и завоевавших Вавилонию в XVI в. касситов, именно Вавилонию царя Хаммурапи можно считать первым в Западной Азии развитым государством в полной смысле этого слова. Речь идет не о централизованной эффективной администрации на большой территории — это было в Двуречье со времен Саргона Аккадского. Суть в ином: вавилонское государство уже представляло собой ту сложную структуру, которая в дальнейшем была характерна (в многочисленных вариантах) для всех достаточно развитых обществ традиционного Востока, да и не только Востока.
Таким образом, Хаммурапи, шестому царю первой вавилонской династии (1792-1750 годы до н. э.) удалось завершить объединение Двуречья и формирование единого древневавилонского царства.
Царство Хаммурапи было разделено на две половины, управлявшиеся на разных основаниях. Область Аккада и северная часть Шумера управлялись при посредстве царских наместников, носивших различные титулы в зависимости от сферы их действия и их функций. Царские наместники назначались в области и города; в городах они контролировали деятельность городских старейшин. Высшие чины назывались суккаллу; в подчинении у них были административно-финансовые агенты, заведовавшие сбором налогов и отправкой населения на царские работы и располагавшие большим штатом сборщиков налогов и агентов по организации отрядов рабочих людей на царские работы. Основное внимание суккаллу сосредоточивали на сборе налогов, производстве работ на дом царя и на организации войска. При Хаммурапи (как, впрочем, и до него) существовало постоянное войско, состоявшее из воинов разного ранга. За свою службу они получали участки земли. В документах называются три военных чина: деку - начальник военного подразделения, вероятно, соответствовавшего нашему полку; далее реду и баиру, которые были рядовыми воинами (но до сих пор различие между ними остается для нас неясным).
Другая половина царства, южный Шумер, находилась под управлением царского наместника Синидиннама. Там было сосредоточено личное царское хозяйство, состоявшее из земельных владений и огромных стад скота, которые раньше принадлежали Римсину. Наместник должен был контролировать управителей и других агентов этого хозяйства и руководил всеми прочими функциями административно-финансового управления.
Таким образом, ясно выступает та функция восточной деспотии, которую характеризуется как ограбление собственного населения. Другая функция - грабеж чужих народов - в царстве Хаммурапи занимала менее заметное место, чем в царстве Шумера и Аккада, при III династии Ура или в позднейшей Ассирии. Третья функция - забота об орошении - выражалась главным образом в контроле над содержанием в исправности системы каналов и дамб. Работы такого рода постоянно упоминаются в распоряжениях Хаммурапи; для организации этих работ существовали специальные агенты, так называемые писцы каналов. Под их руководством был прорыт большой канал, названный в честь царя Хаммурапи - изобилие.
Описанная организация управления по существу не была новой, так как основы ее были заложены еще в эпоху III династии Ура. Вавилонские цари только упорядочили ее и уточнили ее функционирование применительно к местным условиям севера и юга.
Законы Хаммурапи
Именно эта политика и нашла свое отражение в знаменитых законах Хаммурапи — первого в истории достаточно полного и многостороннего свода правовых норм и административных регламентов, сложившихся на основе более ранних законов и весьма четко определявших права и обязанности населения, в частности ограничивавших сделки частнособственнического характера. Законы, начертанные на каменном обелиске, состояли из краткого введения, заключения и 282 статей (в самом тексте нумерации статей нет), в которых нашли отражение различные и в большинстве, видимо, опиравшиеся на прецеденты судебные казусы, а также многие реальные формы взаимоотношений, анализ которых дает представление о вавилонском обществе XVIII в. до н.э.
В судебнике не выделены четко не только статьи, но и разделы. Однако специалисты вычленяют несколько групп параграфов, посвященных разным вопросам: общим принципам отправления правосудия; охране собственности царя, храмов и населения; статусу имущества, полученного от царя за службу; операциям с недвижимостью и торговле; семейному праву; наказаниям за телесные повреждения; операциям с движимым имуществом. Статьи о семейном праве, например, свидетельствуют о господстве моногамной семьи с заключением брачного контракта, в котором оговаривались права обеих сторон. Право на семью имели все, включая рабов, дети которых при этом считались полноправными. На развод имели право обе стороны, но за неверность жена наказывалась строже. Приданое жены принадлежало ее детям, которые делили между собой наследство после смерти родителей.
В судебнике выделяются три группы людей по их правоспособности: полноправные, мушкенум и рабы. Каждая изних по-разному отвечала за те или иные проступки. Так, за ущерб, нанесенный какому-либо мушкенуму, штраф был меньше, чем за ущерб полноправному. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, а за правонарушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания. Вообще рабы, если иметь в виду частных, считались собственностью хозяев — беглых ловили, укрывателей наказывали. Но при всем том раб имел и определенные права — на семью, хозяйство, имущество. Что касается мушкенумов, то это были, как упоминалось, зависимые царские люди, которые могли иметь хозяйство, нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус.
Группа статей, касающихся собственности,— едва ли не самая большая в судебнике. Признавая собственность как институт (воры и укрыватели либо покупатели краденого наказывались), законы вместе с тем основную свою цель видели в ее регулировании и ограничении. Прежде всего они строго запрещали отчуждение в любой форме пожалованных царем наделов, особенно наделов воинов. Статьи обстоятельно регламентировали условия найма и размер платы за наемный труд; скрупулезно рассматривались все случаи аренды и норма арендной платы, условия залога имущества.
Наибольшего внимания заслуживают те из статей, которые касались условий кредита и ростовщичества. Все они были направлены на ограничение произвола заимодавцев и стремились дать должнику максимальные шансы. При неурожае его долг откладывался. Если за долг человек был вынужден отдать в долговое рабство кого-либо из своей семьи, кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника: в случае, если от дурного обращения последний умирал, кредитор наказывался. В любом случае срок долгового рабства не должен был превышать трех лет — после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным. Был установлен и размер долгового процента — он не должен был превышать 20 % при денежном и 30 °/о при натуральном займе.
Наказания за серьезные преступления были суровыми, часто преступник карался смертью. Основной принцип назначения наказаний — талион, т.е. воздаяние по принципу «око за око», «руку за руку», «сына за сына», «раба за раба». Вообще же чтение всех 282 статей судебника показывает, что лейтмотивом его была защита традиционных прав и имущества собственного, т.е. вавилонского, населения — особенно в тех случаях, когда вавилонянин или его имущество оказывались под угрозой. Попавшего в плен воина следовало выкупить, а если для этого не хватало средств, необходимую сумму должен был дать храм его поселка либо дворцовое хозяйство, т.е. казна. Если пленник стал рабом, то после его выкупа он возвращался домой. Вообще все свое, вавилонское, население и особенно полноправные обеспечивались максимальной поддержкой закона, бывшего как бы гарантом неприкосновенности их личности и имущества перед натиском со стороны врагов — от неприятеля, могущего взять их в плен и продать в рабство, до собственника, выступавшего в роли ростовщика, хозяина, нанимателя, арендодателя.
Что касается мушкенумов, то они имели меньшую правоспособность не потому, что были более эксплуатируемым слоем населения. Очень похоже на то, что в этом смысле они были наравне с полноправными, а в административном плане часто стояли выше их. Разница между мушкенумом и полноправным общинником была в том, что царские люди чаще всего не имели корней в общинах Вавилонии и в силу этого не могли считаться полноправными. Что касается рабов, то многое в судьбе их и их потомков зависело, видимо, от случая; есть основания считать, что в рабы-чужаки достаточно быстро могли приобрести статус мушкенума, особенно если их сажали на храмовые земли. Рабы, оказавшиеся во владении общинных групп, обычно включались в состав семьи на правах ее младших членов со всеми вытекавшими из этого следствиями. Иными словами, во втором поколении рабы, как правило, рабами быть переставали. Это была, таким образом, как бы временная категория, переходная (напомню, что речь идет о рабах-иноплеменниках, рабах-пленниках, рабах-чужаках, и только о них,— о долговых рабах речь только что шла особо).
Вавилонское царство после смерти Хаммурапи стало постепенно клониться к упадку. Преемники Хаммурапи пытаются первое время продолжать его деятельность. Так, Самсуилуна (1749-1712 гг. до н. э.) - сын Хаммурапи - приказывает прорыть два новых канала и приносит щедрые дары храмам. Однако вскоре новые тучи собираются на политическом горизонте. Римсин, воспользовавшись ослаблением Вавилона, вторгается в Месопотамию и захватывает часть Шумера. Этот год получает название - год, когда в храме Описа богиня Нинмах возвела царя Римсина на царство над всей страной. Однако вавилонский царь ещё достаточно силен. Самсуилуна побеждает Римсина, который гибнет во время пожара своего дворца. Он разрушает стены Ура и Урука и снова подчиняет своей власти Шумер. Но в это время новые враги подымаются против Вавилона. Илумаилу, царь Исина, основывает новое независимое царство на крайнем юге Шумера и ведёт упорную борьбу с Вавилонским государством, положив начало новой приморской династии. С востока на Вавилонию надвигается горное племя касситов.
Касситы, населявшие горы, расположенные к востоку от Тигра, ещё и раньше проникали в Месопотамию в качестве поселенцев, арендаторов и наёмников. Около 1750 г. войска касситов во главе со своим вождём Гандашем вторгаются в Месопотамию и образуют здесь своё Касситское государство. Преемники Хаммурапи, цари I вавилонской династии, в течение 155 лет оспаривают у касситов власть над Месопотамией, которая распадается на ряд маленьких княжеств. Страна, ослабленная вторжением касситов и распавшаяся на отдельные части, привлекает к себе иноземных завоевателей. В царствование последнего царя I вавилонской династии Самсудитаны (1625- 1595 гг. до п. э.) в Вавилон вторгаются хетты. Однако успех всё больше клонится на сторону касситов. Им удаётся захватить Вавилон и после упорной борьбы, шедшей с переменным успехом, подчинить себе даже Приморскую страну, победив царей приморской династии. Касситский царь Агум II (1593-1574 гг. до н. э.) называет себя царём касситов Аккада и даже царём четырёх стран света. Касситы, стоявшие в культурном отношении значительно ниже вавилонян, заимствовали вавилонскую культуру, и их цари даже делают попытку восстановить завоевательную политику вавилонских царей.
Касситские цари полностью покоряют весь Шумер и кладут конец господству приморской династии. Хотя касситы и не смогли даже в некоторой степени восстановить могущество Вавилонского царства, всё же при касситском царе Агуме II наблюдается некоторое усиление Вавилона. Так, Агум II совершает походы в страны Верхнего Евфрата и покоряет часть месопотамской степи. В своей надписи он гордо говорит о том, что он привёз из страны Хана статуи Мардука и Сарпанит, украсил их золотыми одеждами, драгоценностями и роскошными коронами и водворил их снова в храме Эсагила в Вавилоне. Агум II называет себя царём Кашшу и Аккада, царём обширной страны Вавилона (царём), который поселил много людей в Ашнуннаке, царём Падана и Алмана, царём страны Гути, что указывает на то, что власть касситского царя распространялась также и на области, лежащие к востоку от Тигра.
Картина общественного строя Вавилонии в касситский период может быть в некоторой степени восстановлена благодаря сохранившимся деловым документам и особенно надписям на кудурру, т. е. на межевых камнях, на которых вырезан текст царского указа о пожаловании земельного участка определённому лицу. Судя по этим надписям, в то время ещё прочно существовала сельская община и общинное землевладение. Во главе общины, носившей название биту, стоял начальник общины - бел бити, при котором находились советник, надзиратель и жрец-заклинатель. Члены этих сельских общин, называвшиеся соседи, а также чужаки-переселенцы, входившие в состав общин, обязаны были нести различные повинности в пользу царя и должностных лиц общины. Однако в эту эпоху наблюдается постепенное разложение древнего общинного землевладения, которое начинает вытесняться частным, главным образом аристократическим, землевладением. Так, цари касситской династии жалуют многочисленные земли своим чиновникам, вельможам и приближённым, причём эти земельные поместья чаще всего выделяются из коллективного владения сельских общин, как это видно из текстов царских указов, высеченных на межевых камнях кудурру. Обычно в этих царских указах говорится о том, что этот земельный участок передаётся в полную собственность данному лицу, причём начальнику и членам сельской общины, как настоящим, так и будущим, запрещается возбуждать судебные иски о праве владения данным участком и требовать от владельцев этого участка выполнения тех или иных повинностей в пользу общины. Царский указ грозит проклятиями и строгими карами богов нарушителю кудурру. Больше того, касситские цари, захватив многочисленные земли сельских общин и раздав их своим вельможам, чиновникам и военным командирам, принимают ряд мер к тому, чтобы усилить и укрепить это аристократическое землевладение. В надписях кудурру иногда указывается на то, что земельный участок, жалуемый царём, освобождается от всех повинностей, натуральных податей и принудительных работ в пользу царя. Так оформляются особые привилегии, которые получают согласно царским указам новые землевладельцы. Такое же освобождение от царских податей и повинностей получали и храмовые земли, например, земли храма Мардука, как это видно из одного документа времени Агума П. Усилению аристократии способствует и дальнейшее развитие рабовладения. Сохранились документы, фиксирующие продажу рабов и рабынь, причём рабы, в частности эламиты, оценивались в 10 шекелей золотом, а рабыни - в 7 шекелей. В одном документе упоминается даже продажа ребёнка из страны Кардуниаш (касситс-кое название Вавилона), что указывает на распространение рабства даже в среде самих касситов.
Касситы, правившие в Вавилоне свыше 500 лет, в значительной степени восприняли древнюю шумеро-вавнлонскую культуру, религию, письменность и даже язык покорённого народа. Так, касситские цари называют себя любимцами Мардука, принимают ряд мер к усилению вавилонского и шумерийского жречества, укрепляя культ бога Мардука - владыки стран - и поручая Ниппурскому храму собирать подати зерном, маслом, финиками, мукой и скотом. С течением времени касситские цари всё больше и больше подпадают под влияние вавилонской культуры. Так, царь Караиндаш ещё называет себя могучий царь, царь Вавилона, царь Шумера и Аккада, царь Кашшу (касситов. - В. Л.),царь Кардуниаш (Вавилонского царства.-В. А.). Но его преемники в своих титулах уже пропускают название Кашшу, целиком подпав под влияние древней культуры Вавилона.
Господство касситов ознаменовано не только политическим, но и культурным упадком Вавилона. Особенно заметен этот упадок в искусстве, в котором царят подражание древним образам и мёртвый схематизм. Немногими культурными достижениями являются использование, главным образом в военном деле, лошади и новый более удобный способ датировки, который заключался в установлении счёта годов по годам царствования правившего царя. Этот упадок Вавилона продолжался до VII в. до н. э., когда образовалось могущественное Ново-Вавилонское царство.