Экономическое развитие Японии XVIII-XIX вв.
Экономика Японии в XVIII в.
Сдвиги в экономике
В XVIII в. Япония была аграрной страной. Ее население состояло в основном из крестьян (80% от общей численности) и самураев. Появились ремесленники и купцы. Государственный и военный аппарат, а также интеллигенция формировались из числа правящего класса — самурайства.
Положение крестьянства оставалось тяжелым, поскольку землю оно получало от феодалов на правах «вечной» аренды. Несмотря на то, что крепостного права здесь не было, крестьяне не имели возможности изменять место жительства, а также род своих занятий. В этот период главной повинностью крестьян был натуральный оброк. Кроме того, они привлекались к ремонту дорог, мостов, каналов. Действовали в стране законы, строго регламентировавшие быт и поведение японского крестьянства.
Более низким сословием, чем крестьяне, считались горожане, хотя их имущественное положение было значительно лучше. Происходило объединение ремесленников и купцов в союзы типа цехов и гильдий. Допускалось возведение богатых купцов в ранг самураев.
Однако XVIII в. принес начало экономического кризиса. Он заключался в том, что усилилось развитие товарно-денежных отношений, проникавших в жизнь как деревни, так и города, в хозяйство как феодалов, так и крестьян. Повышалась экономическая роль горожан.
Аграрная реформа Иэясу в XVI в., направленная на поддержание воспроизводства в области сельского хозяйства, разграничившая сословия и закрепившая крестьян за их землями, сделала возможным максимальный сбор налогов с крестьянства.
Это было условие самого существования феодального общества, становление и развитие которого стало возможным благодаря формированию крупных экономических районов. Вместе с тем само становление территориальной специализации было следствием развития товарной экономики. Подобная взаимообусловленность с прекращением междоусобных войн феодалов все больше углублялась.
По мере втягивания в товарно-экономические отношения самураи и крестьянство, зависевшие от земледелия и его продукции, нищали. Большинство княжеских домов (дайме) начали приходить в упадок, уменьшались их богатство и власть. Поскольку институт самураев лишался необходимой материальной поддержки, он разлагался. Очень тяжелое положение вынуждало крестьян уходить в города. Часть крестьян вынуждена была включиться в городское хозяйство с помощью системы «рассеянной мануфактуры». В XVIII в. в Японии было организовано 90 мануфактур, в том числе хлопчатобумажные и шелкоткацкие.
Повышение роли городов
С другой стороны, возрастала роль купечества, державшего в своих руках торговый капитал. В этот период в японской деревне начала складываться прослойка так называемых «новых помещиков», формирующаяся из числа купцов, ростовщиков, зажиточных крестьян, даже самураев. Таким образом постепенно формировался капиталистический уклад. Постепенно укреплялось экономическое и социальное положение городов. Росло число их жителей. Так, в начале XVIII в. численность одного только Эдо составляла свыше 500 тыс. С развитием культуры, особенно в городах, товарами все больше становятся печатные издания, большим спросом на рынке пользуются произведения прикладного искусства. Перечень их возрастал по мере подъема жизненного уровня населения и уровня потребления. На рынок выносились изделия из лака, фарфора, крашеные ткани.
С подъемом жизненного уровня городского населения связано развитие такой отрасли экономики, как строительство. В XVIII в. в городах строятся двухэтажные магазины, принадлежавшие богатым купцам, а в целях предупреждения пожаров здания обмазывали глиной и покрывали черепицей.
Развитие экономики городов, появление множества «сидячих» профессий стимулировало развитие швейного производства, создание костюма для массового потребления с учетом характера его деятельности.
Одновременно складывалась идеология городского жителя «путь горожанина», противопоставлявшаяся «пути самурая»: убеждение в необходимости отстаивать жизненный идеал горожанина, занятого своим делом и заботившегося о получении прибыли. «Прибыль», «накопление богатства», «материальный интерес», «свое дело» — эти ценности приобретали все большее значение в японском обществе XVIII в.
Однако всегда исповедывавшие культ гармонии японцы не могли допустить обнищания деревни, вызванного процветанием городов и развитием товарной экономики.
Реформы сёгунов
В 1716 г. восьмой сегун Токугава в целях сдерживания этого процесса и укрепления феодальной системы начал проводить реформы, продолженные после 1767 г. десятым сегуном Иэхару, попытавшимся приспособиться к развитию товарной экономики на основе сотрудничества с купечеством, близким к феодальному правительству. Но порожденная союзом сёгуната с купечеством власть денег стала предметом жесткой критики, и политик Танума, ответственный за реформы, был смещен со своего поста. С 1789 г. Мацудайра Саданобу приступил также к проведению реформ, которые по существу были продолжением предшествующих реформ 1716—1735 гг. В их основу была положена политика экономии и сокращения государственных расходов. Чиновников строго наказывали за взятки, торговцев рисом заставили снизить ссудный процент, под который они давали рис взаймы, крупных землевладельцев обложили налогами и обязали создавать резервы на случай неурожая. Одновременно была облегчена и частично отменена трудовая повинность крестьян, улучшена ирригационная система и т. д.
Как и многие предшественники, Саданобу выход из положения видел в возвращении к обычаям старой Японии. С целью очищения административной системы и оздоровления финансов он осуществил мероприятия, направленные на поощрение экономики, оказание помощи самураям, прекращение процесса разорения деревни. С уходом Саданобу в отставку в 1793 г. проводившаяся им политика «очищения» социальной системы сошла на нет.
Экономика Японии в XIX в.
Начало XIX в. в Японии ознаменовалось серьезными народными волнениями, вызванными кризисными явлениями в сельском хозяйстве. Выступили крестьяне, их примеру последовали горожане. Однако могущество сегунов оставалось неколебимым и этому немало способствовало возрождение конфуцианства.
Причины отставания Японии
В XIX в., как и много веков назад, конфуцианство оказывало реальное воздействие на образ жизни японцев такими своими ценностями, как крепость семьи, патернализм, почитание старших, культ этической нормы, культ учености и образованности и др.
Реформы 1830—1840 гг., которые пытался в период правления двенадцатого сегуна Иэёси провести Мидзуно Тадакуни, были последней попыткой укрепить феодальную систему. Они продолжали предшествующие реформы, преследовавшие цель режима экономии. Так, были изданы указы, запрещавшие всякие излишества, вплоть до курения табака. Купцов обложили высокими налогами. Был издан указ о «наблюдении за нравами общества», предприняты попытки установить контроль над ценами и вернуть в деревню крестьян, проживавших в городе.
Характеризуя эти реформы, японские историки отмечают, что они преследовали не только задачу поощрения экономики, оздоровления нравов и регулирования финансов. Они предусматривали также проведение мероприятий, заключавших в себе абсолютистские тенденции и рассчитанных на укрепление централизованной власти. Так, намечалось установить юрисдикцию сёгунского правительства над территорией вокруг Эдо, ввести непосредственный контроль над разбогатевшими в последнее время торговцами, появившимися среди сельского населения. Но подобная политика встретила противодействие в различных слоях общества и в 1843 г. Тадакуни вынужден был уйти в отставку. Это означало начало кризиса токугавского сёгуната.
Во второй половине 40-х годов XIX в. правительство было вынуждено отказаться от политики изоляции страны, в отношениях с другими государствами возникли проблемы. Правительство и кланы приступили к интенсивному освоению европейской техники. Но в своих стремлениях они ограничивались лишь военной техникой, необходимой для укрепления военной мощи. Так, в 1848 г. клан Набэсима стал отливать пушки. Затем к производству военной техники приступил и клан Сацума, построивший металлургический завод. Глава этого клана Симадзу Нариакира — выдающийся политический деятель — раньше других воспринял, достижения европейской цивилизации, его военная и финансовая помощь оказывала большое влияние на государственную политику в конце периода Эдо. После снятия изоляции Японии и открытия портов этот клан с помощью Англии построил механизированную прядильную фабрику. Правительство, опираясь на помощь Франции, построило в Иокосука судоверфь.
В целом за первую половину XIX в. в Японии была построена 181 новая мануфактура. Стали применяться некоторые технические усовершенствования, в частности, в горном деле и выплавке металла. Особенно развивалось прядильно-ткацкое производство, где было заметно вытеснение цехового ремесла. Помимо текстильных мануфактур возникли предприятия в сахарном, фарфорово-фаянсовом, гончарном деле. Что касается распределения собственности, то большая часть мануфактур, особенно производящих оружие, принадлежала крупным феодалам и государству. На казенных мануфактурах использовался труд беглых крестьян.
Кризис феодальной системы. «Открытие Японии»
Середина XIX столетия — один из самых драматичных периодов в истории Японии. Режим сегунов Токугава, свыше двух с половиной веков державших страну в тисках феодальных порядков, потерпел крах. С его падением население страны связывало надежды на улучшение жизни, но у правителей были другие планы: они стремились в возможно более короткие сроки превратить страну в сильную в военном и экономическом отношениях державу.
Одновременно происходили и другие процессы: ослаблением сегунов воспользовались некоторые богатые княжества, процветавшие за счет контрабандной торговли и, как показано выше, развивавшие собственную промышленность.
Кроме того, в середине XIX в. происходит «открытие Японии» европейскими державами и Соединенными Штатами. 200 лет Япония избегала контактов с Западом. Самоизоляции пришел конец 8 июля 1853 г., когда в токийской гавани появилась эскадра кораблей США. Командующий эскадрой Мэтью Колбрайт Пери потребовал, чтобы Япония открыла свои порты для американской торговли. В 1854 г. был заключен неравноправный договор Японии с США об открытии портов Симода и Хакодате для американских кораблей. Затем последовали договоры с другими государствами, что привело к включению Японии в мировой рынок. Одно из последствий такого договора — наводнение страны американскими товарами — отрицательно сказалось на японском производстве: японское сырье и продовольствие вывозились за бесценок. Страну охватили антииностранные и антисёгунские волнения, в которых участвовали широкие массы крестьян и горожан, торгово-промышленная буржуазия, часть аристократии, а также крупные феодалы — оппозиционеры. Началась гражданская война.
Возрождение идеи Императорской власти
Как к последнему средству власти прибегают к идеологии. Чтобы успокоить подданных, чтобы они согласились терпеть, власти решают внушить им идею, которая оправдывала бы переносимые ими лишения, дисциплинировала и мобилизовывала бы на свершения во имя поставленной цели. Это идея сыновней преданности императору. Давно забытый император превращается в национально-патриотический символ страны. Рождается идеология, основанная на сыновней преданности императору, чья власть освящена его божественным происхождением. Это концепция «уникальной японской национальной сущности», апологетика Японии как «страны богов».
Эта идея составила основу внедрявшегося властями официального культа, получившего впоследствии название государственного синто. Японоведы подчеркивают, что в этой идее нет места для личности, что она предоставляет человеку единственное право (оно же является и обязанностью!) — быть верным подданным обожаемого императора, а если потребуется, то и умереть за него. Утвердившись, эта идея впоследствии сыграла не последнюю роль в сотворении «японского экономического чуда».
Революция Мэйдзи (1867—1868гг.)
В 1868 г. было восстановлено императорское правление. Во главе Японии — 16-летний император Муцихито. Его правление получило название Мэйдзи, т.е. просвещенное правление. По сути это был период важных политических событий и социально-экономических преобразований. Поэтому переворот Мэйдзи считают буржуазной революцией 1867—1868 гг., выведшей Японию на уровень мировых держав. Молодой император окружил себя умелыми министрами и советниками, в первый же год он перенес столицу Японии из Киото в Эдо, переименованный в Токио, и начал осуществлять программу реформ.
Основные социально-экономические и политические преобразования:
1) завершение процесса объединения государства. Были ликвидированы феодальные княжества и созданы префектуры; формирование централизованного государства — решающий фактор превращения Японии в мощную мировую державу;
2) отменен феодальный строй, феодальные права князей и самураев; указ 1869 г. обязывал феодалов передавать свои владения императору;
3) отменены всякие государственные ограничения на занятия и профессии, ликвидирован цеховой строй, гильдии и кланы;
4) отменено сословное неравноправие в хозяйственной деятельности, провозглашена свобода торговли и передвижения по стране;
5) учреждено новое сословное деление общества. Если прежде сословий было четыре, теперь стало три. Дворянство представляло высшее сословие (в него вошли бывшие феодальные князья, придворная аристократия). Второе сословие — дворянство (все бывшие самураи). И третье — сословие простого народа. К нему отнесены остальные слои населения, в том числе торгово-промышленная буржуазия;
6) сняты все внутренние таможни, введена единая денежная единица (цена с золотым обеспечением).*
*B 1870 г. император Муцихито заменил традиционную монету сегунов на доллар с драконом. У японцев доллар стал называться иена («круглая монета*), а цент — сен.
Десятисеновая купюра 1872
Японский доллар
Безусловно, эти меры способствовали образованию единого всеяпонского рынка, единого экономического пространства.
Тем не менее революция считается незавершенной. Новый политический режим защищал интересы помещиков, хотя допускалась к власти и буржуазия. Высшие государственные посты были предоставлены придворной знати. Реформы носили двойственный характер и проводились постепенно. Феодальные элементы не подвергались немедленной ломке, а приспосабливались к новым условиям хозяйствования.
Аграрная реформа
В 1872—1873 гг. в Японии была проведена аграрная реформа. Она должна была решить задачу ликвидации феодального землевладения, формирования новых собственников земли. Формально земля без выкупа закреплялась на правах частной собственности за теми, кто ею фактически распоряжался. Крестьяне, наследственные держатели земельных наделов, стали их собственниками.
Для включения дайме и самураев в предпринимательскую деятельность (в промышленность, банковское дело, торговлю, аграрный сектор) японское правительство пошло на «капитализацию пенсий», состоявшую в единовременной выплате пенсий за несколько лет вперед (половина — наличными, половина — государственными облигациями). Несмотря на протест самураев, эта мера в 1876 г. была объявлена обязательной. Сумма средств равнялась выплате пенсий за 5—14 лет.
В 1873 г. был введен поземельный налог — главный источник государственного бюджета. Он распространялся на всех землевладельцев. Его размер достигал 50% урожая, снятого с участка земли.
Посадка риса
Таким образом в Японии была узаконена частная собственность на землю; разрешена свободная ее купля-продажа, появились новые категории земельных собственников; бывшим владельцам земли были предоставлены возможности для предпринимательства. Все это создавало предпосылки для капиталистических форм производства.
Однако основная масса — крестьяне — не имела возможностей для этого, поскольку значительное количество земли они потеряли. Часть общинной земли оказалась у императора. Отошли к «новым помещикам» земли, которые были арендованы или заложены крестьянами до реформы. Поэтому большая часть крестьянских хозяйств осталась или без земли, или малоземельными и вынуждена была ее арендовать на тяжелых условиях. Таким образом в деревне сохранялись полуфеодальные отношения, в чем также отражается незавершенность революции.