Как стать владельцем уникального леса
Наименее затратный путь, позволяющий стать собственником леса, − это фермерство с правом получения в собственность земли, особенно заброшенных, бросовых и тем более деградированных участков, бесплатно или с оплатой лишь части кадастровой стоимости участка. С 1991 года в современном законодательстве появились новелла (кодифицированное нововведение) и правовой принцип, поясняющие, почему право на получение земли в собственность бесплатно или за внесение части кадастровой стоимости имеют только фермеры: только фермеру законом вменена обязанность лично работать на испрашиваемой земле (ст. 1 Закона РФ «О фермерском хозяйстве»). Другие землевладельцы не обязаны лично работать на земле и могут нанимать для работы на ней других лиц. Такие землевладельцы не являются фермерами.
В праве действует принцип: «Каждому праву соответствует своя обязанность и наоборот». Поэтому при наличии «эксклюзивной» обязанности лично трудиться на испрашиваемой под фермерство земле у фермеров есть право получить ее бесплатно или по цене не выше, а даже ниже кадастровой стоимости.
По моим наблюдениям, ни один юристзаконотворец, начиная от вузовских профессоров и академиков и заканчивая государственными служащими, не заметил эту новеллу, не отметил ее в своем учебнике по юриспруденции ни один автор, не говорится о ней ни в одном из комментариев к законам… Естественно, что эта новелла никем не рекомендуется тем, кто желал бы получить земли под фермерство. Чиновники, судьи и прочие «юристыспециалисты» из госорганов не увидели, не поняли и не понимают до сих пор, что законодательство при наличии такой новеллы и правового принципа в виде п. 2 ст. 28, п. 5 ст. 34 и п. 1 ст. 81 Земельного кодекса РФ и ст. 12 Закона РФ «О фермерском хозяйстве» позволяют получать землю под фермерство бесплатно или за часть кадастровой стоимости. Не увидели они и то, что в случае организации фермерского хозяйства Закон РФ «Об обороте земель сельхозназначения» не применяется. Статья 82 Земельного кодекса четко очерчивает круг лицпокупателей, на которых распространяется закон «Об обороте земель сельхозназначения», − тех, кто приобретает земли через аукционы (то есть дороже кадастровой стоимости), которые не обязаны лично трудиться и поэтому нанимают на постоянную работу батраков (сельскохозяйственных работников), и эти землевладельцы не являются фермерами. Да и нет в этом списке, содержащемся в ст. 82 ЗК РФ, фермеров.
Подобному незнанию закона почти всеми чиновниками, судьями, юристами «способствуют» и публикации в специализированных изданиях: вплоть до ВАКовских журналов (Воронин Б. Крестьянское (фермерское) хозяйство в России: правовое положение, перспективы Аграрный вестник Урала, − 2009. № 7), и в Интернете почти 20 лет ошибочных толкований основания для получения земли под фермерство лишь за плату. Результат: фермерство в загоне, поля зарастают «дрянником», пишется и вводится в действие Лесной кодекс, где вопреки Конституции ничего не говорится о частных лесах, которые крайне необходимы на пустующих, малопригодных для рентабельного сельхозпроизводства малоплодородных землях. Подобная безграмотность чиновников и юристов не позволили мне получить в Татарстане (Пестречинский, Рыбнослободский и Мамадышский районы), Республике Марий Эл (Волжский и Звениговский районы), Тверской области (Нелидовский и Торопецкий районы), Башкортостане заброшенные поля, для того чтобы посеять и растить там ценные древесные культуры. Я обращался в органы прокуратуры для защиты своего права на бесплатное выделение земли для организации фермерства. Получал из прокуратур Татарстана и Марий Эл подтверждение такого права. Но районные администрации и представители министерств земельного имущества перечисленных выше четырех регионов на это ноль внимания. Они регулярно присылают мне неграмотные и противоправные отписки и отказывают в выделении земли под фермерство, настаивая либо на аренде, либо на продаже земли через аукцион по очень высокой цене. Таковых ответовотписок от госорганов Тверской области, Татарстана и Марий Эл и районных администраций и судов у меня набралось несколько десятков. А за время нашей бесполезной переписки сотни гектаров, ранее привлекательных для работы в этих регионах, заросли «дрянником» и заболотились, и теперь уже и я их не хочу брать. Приходится искать другие, еще болееменее пригодные для работы заброшенные земли. На Лесном форуме − 2010 в СанктПетербурге губернатор Псковской области предложил мне создать в этом регионе хозяйство, подобное тому, которым я владею в Татарстане. Через 3 дня после окончания форума я уже был тепло принят руководством Бежаницкого района. Мне показали пустующие земли, а вернувшись домой я посмотрел современные топографические карты этих участков и карты вермахта и Красной армии (19351940). Земли почти напрочь заросли «дрянником». Выяснил кадастровые цены − везде одно и то же: комитет по имуществу и земельным вопросам Псковской областной администрации взял данные по сельхозугодьям двадцатилетней давности, когда они еще были пашнями, сенокосами и пастбищами и регулярно «накручивал» коэффициенты, повышая цену. В результате сегодня по факту имеются заросшие мелколесьем пастбища, но по цене пашни.
Хочу сразу подчеркнуть: можно и нужно назначить через Росприроднадзор экспертизу с участием сертифицированных экспертов Минюста РФ, которые подтвердят факт того, что земли эти не относятся к пашням, сенокосам и нормальным пастбищам, что приведет к снижению кадастровой цены этих участков до реальной. Если этого не сделать и купить землю в том ее статусе, который сейчас зафиксирован, чиновники «замордуют» собственника налогами как с пашни. Пояснив свои взгляды на условия бесплатного получения заросшей «дрянником» земли представителям областной администрации, сразу встретил сопротивление со стороны юриста сельхозуправления и председателя комитета по имуществу и земельным вопросам. Предложил почитать действующее на территории России законодательство. Юрист почитала и «въехала» в тему, добавив в качестве комментария: «У нас не было подобной практики», а вот председатель названного выше комитета не поняла сути дела. А ведь уже в этом году я мог бы использовать собранные в ботанических садах СанктПетербурга семена и освоить хотя бы периметр земельного участка, то есть посадить лесополосумежу шириной в 5–10 км. Увы!
И все же удача дважды улыбнулась мне. Первый раз, когда я встретил поддержку и понимание у главы особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане Ильшата Гафурова, который помог мне получить «убитый» земельный участок. Недобросовестные чиновники пытались убедить его в необходимости взимания платы за предоставление земель под фермерство, а он просто прочитал действующие нормы и дал команду действовать в соответствии с этими нормами. Ныне доктор наук Ильшат Гафуров − ректор Казанского (Приволжского) федерального университета. Это просто счастье, что именно такой человек, знающий свое дело, толковый, деловой, любящий свою землю, возглавляет такой вуз и учит умуразуму молодых людей − будущее страны.
Увы, таких патриотов пока еще немного. Изза отсутствия на местах толковых руководителей и изза правовой неграмотности чиновников и юристов я до сих пор не могу найти дополнительные участки земли для расширения своего хозяйства. Эти участки мне нужны для того, чтобы обеспечить сохранность редких пород от форсмажора (вредителей, засухи, пожара и т.п.), для расширения перечня/ассортимента видов и создания новых участков ценных лесов, пока у меня есть силы.
Вторая улыбка фортуны − у меня все получилось, несмотря на насмешки и старания недоброжелателей.
У меня еще очень много планов: я очень хотел бы успеть посадить до 2000 га ценных лесов, дать лучшие семена, выращенные в моих лесах, российским лесникам, восстановить деградировавшие земли и почвы, увеличив лесистость за счет ценных видов деревьев. Зоне с лесными почвами хочу и могу возвратить источник образования почвенного плодородия, утраченный при непродуманной вырубке лесов на склонах, и остановить эрозию почвы. Хочу и могу таким образом лично участвовать в улучшении экологической ситуации и активно препятствовать изменению климата. Я уже смог обеспечить и благосостояние своей семьи − владение собственным лесом дает экономическую устойчивость фермеру, а значит, я уже приношу пользу и государству. Хочу внести исправления в труды дендрологов, например, по клену сахарному, гингко билоба, таксодиуму и иным мною освоенным видам. Поэтому пишу статьи и принимаю участие в научных конференциях. Цель этих статей также показать молодежи, начинающей свой путь в лесной науке, реальную возможность повторить мои исследования, продолжить мою работу и создать собственное научное учреждение. А в конечном итоге получить гектары настоящего ценного леса, который принесет пользу и им, и людям.
И напоследок: если найдутся в российских регионах руководители, которые хотели бы поспособствовать святому делу возрождения заброшенных земель, я готов рассмотреть их предложения.
Гусман МИНЛЕБАЕВ,
фермер и владелец поместья «Малая Волжская Булгария», г. Казань