Понятие Международного арбитражного суда

Осуществление правосудия по гражданским делам является прерогативой судебной ветви государственной власти. Однако в сфере международной хозяйственной деятельности наряду с судебной формой защиты гражданских прав существовали и существуют иные формы, закрепленные в законодательстве различных стран. Статья 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь объявляет третейский суд органом, компетентным разрешать подобные гражданско-правовые споры.

Исторически сложившейся сферой деятельности третейских судов стали споры, возникающие в практике международной торговли. В силу специфики предмета международного коммерческого арбитража (МКА) его роль и место изменялись в зависимости от развития внешнеторговых связей. Ломка средневековой обособленности национальных хозяйств в XVIII-XIX вв. привела к интернационализации торговли. Именно с этого момента значение МКА неуклонно возрастало.

В последние годы в мире отмечается подъем интереса к МКА. Это связано с ростом числа споров, разрешаемых им. Например, Международный арбитражный суд Международной торговой палаты Республики Беларусь провел 7500 арбитражных разбирательств (с 1923 года - года своего основания), из которых 3500 арбитражей имели место в течение последних 10 лет.

Рост применения МКА был ускорен несколькими факторами:

1) признанием существования глобальной экономики;

2) требованием справедливого и эффективного способа разрешения споров, вовлекающих стороны различной государственной принадлежности;

3) возрастающей поддержкой МКА со стороны государств;

4) доступностью постоянно действующих арбитражных организаций;

5) разработкой механизма признания и принудительного исполнения арбитражных решений;

6) международно-правовой унификацией норм в области МКА;

7) активной деятельностью международных организаций по пропаганде МКА и подготовке рекомендательных актов по арбитражу, предназначенных для использования предпринимателями.

По своей сути и по своему назначению МКА может быть определен как альтернативный метод разрешения специфического круга споров. Под МКА понимается основанное на соглашении сторон разбирательство в негосударственном третейском суде гражданско-правовых споров, возникающих во внешнеэкономической сфере. Третейский (арбитражный) суд - это негосударственный суд, образованный сторонами в порядке, обусловленном их соглашением, для разрешения конкретного спора между ними (третейский суд ad hoc) либо постоянный третейский суд, действующий на основании регламента и созданный при какой-либо негосударственной организации (торгово-промышленной палате, общественном объединении, ассоциации предпринимателей и т. д.). В отличие от общего (государственного) суда, обращение к третейскому суду происходит только на основе добровольного волеизъявления сторон арбитражного соглашения, именуемого арбитражной оговоркой (если она включена в текст контракта) или по третейской записи, которая представляет собой самостоятельный договор о передаче дела на разрешение третейского суда.

Таким образом, уже в определении МКА можно выделить особенные его черты как альтернативной формы разрешения споров:

1) негосударственный характер МКА и арбитражного процесса;

2) договорной характер подведомственности спора третейскому суду;

3) особый предмет арбитражного разбирательства (гражданско-правовые споры с иностранным элементом);

4) особый порядок формирования третейского суда (на основании соглашения сторон) и его состава (арбитры - частные лица, назначенные сторонами или в порядке, установленном сторонами);

5) не связанность МКА гражданско-процессуальными нормами страны места его проведения.

МКА обладает и другими существенными отличиями, однако главным является то, что он представляет собой негосударственную форму защиты гражданских прав по спорам, возникающим в сфере международной торговли.

В настоящий момент в Беларуси существуют два Международных арбитражных суда - Международный арбитражный суд при Белорусской Торгово-промышленной палате и Международный арбитражный (третейский) суд «Палата арбитров при Союзе юристов».

Весной 1994 года при Торгово-промышленной палате Беларуси был создан Международный арбитражный суд (МАС при БелТПП). Для успешного функционирования третейского суда необходима была хотя бы минимальная законодательная база, в которой закрепляются важнейшие принципы деятельности арбитража, его взаимодействие с государственными судами и иные вопросы. Такая база была создана в июле 1999 г. законом Республики Беларусь «О международном арбитражном (третейском) суде». В основу белорусского закона был положен Типовой закон ЮНСИТРАЛ, что, учитывая отсутствие национальных правовых традиций в этой области, являлось наиболее взвешенным и обоснованным решением. Типовой закон регламентирует порядок рассмотрения на национальном уровне вопросов арбитража. Кроме того, типовой закон, будучи компромиссом различных правовых теорий и взглядов на арбитраж, оставляет большую свободу для толкования его положений с учетом национальной специфики.

Создание МАС при БелТПП объяснялось, во-первых, необходимостью исполнения принятых страной международных обязательств. Как известно, Беларусь является участницей двух международных конвенций в области арбитража: Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года и Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961 года. Во-вторых, существование подобного органа является, как сказано в постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 февраля 1996 года № 89 "О Международном арбитражном суде при Белорусской торгово-промышленной палате", одним "из основных условий осуществления внешнеэкономической деятельности".

Закон "О международном арбитражном (третейском) суде" до последнего времени являлся единственным законодательно закрепленным актом, регламентирующим деятельность МАС при БелТПП. В нем отражены основополагающие моменты и принципы, на которых базируется и которых обязан придерживаться в своей работе МАС.

Необходимо отметить, что 18 июля 2011 года был принят Закон Республики Беларусь «О третейских судах», подробно регламентирующий условия создания и деятельности третейских судов в Республике Беларусь и позволяющий этим судам рассматривать любые споры субъектов хозяйствования Беларуси. Планируется, что сеть третейских судов сможет существенно разгрузить хозяйственные суды.

В соответствии с законом "О международном арбитражном (третейском) суде" постоянно действующий международный арбитражный суд является негосударственной, некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность на возмездной основе. Международный арбитражный суд является юридическим лицом и вмешательство в его деятельность государственных судов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных в законодательных актах.

Постоянно действующий международный арбитражный суд создается некоммерческой организацией, главной целью деятельности которой является содействие осуществлению внешнеэкономических связей с иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Международный арбитражный суд имеет свой устав и подлежит государственной регистрации.

Список арбитров, предлагаемый МАС, является рекомендательным, то есть стороны необязательно должны выбирать арбитров из предложенного списка. Арбитром может быть любое совершеннолетнее дееспособное лицо, которому стороны могут доверить представление их в МААС при разрешении данного конкретного спора.

Таким образом, прямо или опосредовано состав суда целиком формируют сами стороны.

В 2010 году Союзом юристов Республики Беларусь был создан Международный арбитражный (третейский) суд «Палата арбитров при Союзе юристов». Его функции практически те же, что и функции МАС при БелТПП.

2. Виды производств Международного арбитражного суда.

1) Добровольное согласительное урегулирование спора.

В статье 4 Регламента МАС при БелТПП закреплено следующее: "Любое хозяйственное дело, отнесенное к компетенции Международного арбитражного суда, может быть рассмотрено как в порядке согласитель-ного урегулирования, так и в производстве по разрешению спора.

Регламент Международного арбитражного суда при Белорусской Торгово-промышленной палате предусматривает добровольное согласительное урегулирование спора (статьи 13–18). Но, в зависимости от пожеланий сторон, примирительная процедура в МАС может быть проведена в соответствии с любым другим регламентом ("Согласительным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли", "Примирительным регламентом Международной торговой палаты в Париже") или по особым согласованным сторонами правилам.

Функции, а также права и обязанности посредника довольно широки. Например, в соответствии со ст. 5 Примирительного регламента Международной торговой палаты в Париже "посредник проводит примирительную процедуру по своему усмотрению, руководствуясь при этом принципами беспристрастности, справедливости и правосудия. Регламент МАС дает посреднику право для достижения стоящей перед ним цели лично встречаться с обеими сторонами вместе или с каждой из них в отдельности, а также использовать любые средства связи. Время и место проведения согласительного заседания посредник тоже назначает сам (с учетом пожеланий сторон).

На любой стадии согласительной процедуры посредник может обратиться к любой стороне с просьбой предоставить ему дополнительную информацию, если сочтет это необходимым. Посредник имеет также право вносить предложения по урегулированию спора. Более того: когда, по мнению посредника, имеются элементы такого урегулирования, которые были бы приемлемы для сторон, он формулирует и передает сторонам условия возможного урегулирования. По просьбе сторон посредник составляет также мировое соглашение или содействует сторонам в его составлении.

Достигнутое соглашение подписывается не только сторонами или их представителями, но и посредником. А на основе мирового соглашения посредник затем составляет решение МАС, которое является окончательным и обязательным для сторон. В случае же отказа или уклонения от добровольного исполнения такое решение, как и решение, которое вынесли в установленном порядке арбитры, подлежит принудительному исполнению в соответствии с нормами международного права и законодательства Беларуси.

Если достигнуть соглашения не удалось, стороны могут по взаимному согласию избрать посредника единоличным арбитром для последующего рассмотрения данного дела в производстве по разрешению спора. Целесообразность такого шага обусловлена, в частности, тем, что посредник уже хорошо разбирается в обстоятельствах дела и ему не требуется много времени для принятия решения в роли арбитра. Но выбор посредника арбитром возможен только в случае, если обе стороны спора сохранили к нему доверие, убеждены в его беспристрастности. А если это условие отсутствует и стороны не смогли договориться об избрании посредника единоличным арбитром, арбитром по назначению одной из сторон он быть не может. Ведь в такой ситуации другая сторона считает, что бывший посредник относится к ней предвзято, необъективно. В таких случаях бывший посредник не может быть также представителем или советником какой-либо стороны, свидетелем. Стороны лишаются и права ссылаться в будущем процессе на любые заявления, сделанные в ходе согласительного производства посредником другой стороны или иным участником примирительного урегулирования. Ведь заявления эти делались в расчете на компромисс, встречные уступки. И поскольку такие уступки не произошли, стороны в производстве по разрешению спора должны начинать с чистого листа.

Что же касается порядка согласительного урегулирования, то этот порядок предусмотрен законом "О международном арбитражном (третейском) суде". Сторона, желающая возбудить согласительное производство, направляет письменное заявление об этом в МАС. И если другая сторона примет предложение о медиации, председатель МАС в трехдневный срок назначает посредника из числа лиц, включенных в список арбитров (если стороны сами не назовут соответствующую кандидатуру). А будучи назначенным, посредник приступает к выполнению всех своих функций, включая преобразование достигнутого сторонами мирового соглашения в решение Международного арбитражного суда со всеми вытекающими из этого последствиями.

В практике МАС при БелТПП не было случаев возбуждения согласительного производства.

2. Производство по разрешению споров

2.1) Компетенция и условия рассмотрения споров

Нет необходимости лишний раз уточнять тот факт, что участников международных экономических отношений всегда интересует конечный результат этих отношений. Осуществляя подготовку к заключению сделки, заключая и добросовестно исполняя ее, сторона сделки стремится добиться такого же надлежащего и (или) реального исполнения и со стороны своего контрагента. Первичным в регулировании этого процесса опять же является автономия воли, и, как следствие этого, многие обязательства в международных экономических отношениях прекращаются их надлежащим исполнением.

Внося в договор (соглашение) "арбитражную оговорку" сторонам просто необходимо быть осведомленными о компетенции соответствующего суда, в противном случае спор, возможно, не будет рассмотрен арбитражным судом из-за неподсудности данного конкретного спора этому суду.

В производстве по разрешению спора хозяйственное дело рассматривается при наличии арбитражного соглашения, то есть соглашения о рассмотрении Международным арбитражем всех или части споров, которые могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения. Соглашение может содержаться в другом договоре в качестве одного из его условий (арбитражная оговорка), быть составлено в виде отдельного документа, либо заключено путем обмена сообщениями с использованием почты или любых иных средств связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон.

Признание недействительности соглашения, в которое включена арбитражная оговорка, само по себе не делает эту оговорку недействительной.

Границы компетенции МАС при БелТПП определены в части 2 ст. 4 закона "О международном арбитражном (третейском) суде" и в Постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь № 89. Международный арбитражный суд рассматривает:

- споры между любыми субъектами (кроме государств), возникающие при осуществлении внешнеэкономических и иных международных связей, если место нахождения или место жительства хотя бы одного из них находится за границей;

- споры между иностранными субъектами хозяйствования.

Международный арбитражный суд рассматривает также споры, относящиеся к его юрисдикции - в силу закона или международного договора Республики Беларусь.

2.2) Порядок рассмотрения спора

При разрешении споров Международный арбитражный суд руководствуется принципом равенства сторон, то есть каждой стороне предоставляются равные возможности для обоснования своих требований и возражений, защиты своих прав.

Для разрешения спора арбитру (арбитрам) предоставлен трехмесячный срок с момента их избрания (назначения). В этот срок арбитр (арбитры) обязан рассмотреть дело и вынести решение. В случае сложности дела единоличный арбитр или председатель коллегиального состава может ходатайствовать перед Председателем арбитражного суда о продлении названного срока, но не более, чем на три месяца.

Язык судебного разбирательства стороны определяют по соглашению с учетом возможностей арбитров. При отсутствии соглашения дело рассматривается на белорусском языке. Если одна из сторон не владеет языком судебного заседания, то суд по ее просьбе и за ее счет обеспечивает услуги переводчика. Если функции по переводу показаний возьмет на себя член коллегиального состава суда или секретарь судебного заседания, то переводчик может не привлекаться.

Рассмотрение дела проводится конфиденциально, но по просьбе или с согласия сторон состав суда может принять решение рассмотреть его публично. На закрытом разбирательстве могут присутствовать члены Президиума Международного арбитража, другие его постоянные сотрудники и запасные арбитры. Суд также может допустить к участию доверенных лиц истца и ответчика (но не более двух с каждой стороны). Все участники закрытых заседаний обязаны хранить в тайне всю полученную по делу информацию.

Все представляемые сторонами процессуальные документы должны поступать в суд в таком количестве экземпляров (копий), чтобы их было достаточно для оставления в деле, пересылки (вручения) другой стороне и каждому из арбитров. Все документы, кроме письменных доказательств, представляются на языке судебного разбирательства или переводятся на этот язык за счет представившей их стороны. Письменные доказательства предоставляются на языке оригинала. Состав суда по собственной инициативе или предложению другой стороны может потребовать перевода доказательств на язык судебного разбирательства.

Стадия возбуждения дела и подготовки его к рассмотрению начинается с подачи истцом искового заявления: "истец излагает свои требования в форме письменного заявления Международному арбитражному суду".

В заявлении должны быть указаны:

1) наименование сторон, их почтовые адреса, телефоны, телефаксы и расчетные реквизиты; информация о представителе истца, если он подает заявление;

2) точное обозначение требований истца и цена иска;

3) факты, которыми истец обосновывает свои требования и доказательства, подтверждающие каждый из этих фактов;

4) законодательство, которое подлежит применению;

5) сведения об арбитражном соглашении между сторонами и его содержании;

6) предложения о числе арбитров и выборе или назначении их, а также фамилия, имя и отчество избранного истцом арбитра, другие необходимые сведения о нем;

7) перечень прилагаемых к заявлению документов;

8) подпись истца или его представителя и дата подачи или отправки заявления по почте.

К исковому заявлению прилагаются документы или их копии, подтверждающие:

1) обоснованность искового требования;

2) наличие и содержание арбитражного соглашения;

3) уплату арбитражного сбора.

Производство по делу считается возбужденным с момента поступления надлежаще оформленного и оплаченного искового заявления в Международный арбитражный суд. После возбуждения дела суд уведомляет об этом ответчика и направляет ему копию искового заявления, а также свой регламент и список арбитров.

После получения искового заявления ответчик в 15-дневный срок составляет и отправляет в арбитражный суд ответ на исковое заявление, в котором он:

1) высказывает мнение о наличии, действительности и содержании арбитражного соглашения;

2) излагает возражения по существу заявленных истцом требований;

3) сообщает свое мнение относительно предлагаемого истцом числа арбитров, называет в качестве арбитра конкретное лицо либо заявляет просьбу о назначении арбитра Председателем Международного арбитражного суда.

Ответчик по делу имеет также право предъявить истцу встречный иск. Встречный иск может быть предъявлен как средство защиты и в случаях, когда рассмотрение его в Международном арбитражном суде не предусмотрено особым арбитражным соглашением между сторонами. Рассмотрение обоих исков совместно обязательно в том случае, если встречный иск направлен к зачету или если удовлетворение его исключает (полностью либо частично) удовлетворение первоначального иска.

После получения искового заявления, ответа на иск и приложенных к ним документов арбитр (коллегиальный состав) готовит дело к судебному разбирательству, а затем, с учетом пожеланий сторон, назначает время и место рассмотрения дела.

В ходе производства по делу любая сторона имеет право письменным заявлением изменить или дополнить свои исковые требования или возражения против них. Во время разбирательства соответствующее заявление может быть сделано в устной форме с занесением в протокол. Арбитражный суд не может допустить изменение или дополнение иска (в том числе встречного), если оно повлечет неоправданную затяжку процесса.

При рассмотрении спора Арбитражный суд не связан нормами процессуального законодательства Республики Беларусь. Судебное разбирательство проводится в таком порядке, который состав суда признает необходимым для обеспечения вынесения законного и обоснованного решения.

Если ответчик уклоняется от представления письменных возражений против иска, а также если любая из сторон не является на судебные заседания без уважительных причин, то дело рассматривается по существу на основе доказательств, представленных другой стороной. Каждая из сторон вправе просить о рассмотрении дела в ее отсутствие. Бездействие же сторон само по себе не может рассматриваться как признание иска или отказа от него.

Разбирательство проводится в устной форме. Исключения (т. е. дело может быть рассмотрено на основании одних только письменных доказательств) могут быть если:

1) стороны прямо договорились об отказе от устного разбирательства;

2) истец ходатайствовал в исковом заявлении о рассмотрении дела на основе письменных доказательств, а ответчик в пределах срока для ответа на иск против этого не возразил;

3) ответчик в письменной форме в пределах того же срока целиком признал исковые требования.

Однако, если суд придет к выводу, что письменных доказательств недостаточно для вынесения обоснованного решения, он отменяет свое постановление о рассмотрении дела на основе одних письменных материалов и проводит устное разбирательство.

Иногда при рассмотрении дел возникает необходимость получения и фиксирования доказательств вне места проведения судебного заседания. В этом случае состав суда может обратиться с просьбой о совершении соответствующих процессуальных действий в надлежащий государственный суд в Республике Беларусь или за ее пределами. Государственный суд в пределах своей компетенции и в соответствии с порядком, установленным процессуальным законодательством Республики Беларусь, исполняет такую просьбу. Арбитражный суд может также поручить совершение упомянутых действий своему арбитру. Если для совершения действий арбитру потребуется нести расходы, то их авансом оплачивает сторона, по требованию которой совершается соответствующее действие.

Заслушав объяснения сторон, состав суда определяет порядок установления спорных фактов, получения и анализа доказательств. В частности, арбитражный суд может потребовать от сторон предоставления новых письменных доказательств, назначить экспертизу, совершить местный осмотр, допросить свидетелей.

Арбитр (коллегиальный состав) по своей инициативе или по просьбе стороны (сторон) может вынести определение об отложении рассмотрения дела или о приостановлении производства по нему. Приостановить производство можно на срок до одного года. Если в течение года со дня приостановления ни одна из сторон не потребовала возобновления дела, то приостановленное производство считается прекращенным.

Во время разбирательства ведется протокол, в котором отражается ход рассмотрения дела. Протокол также составляется при проведении процессуальных действий вне судебного заседания. Вести протокол может секретарь Международного арбитражного суда или его соответствующий сотрудник. После завершения судебного разбирательства протокол подписывается единоличным арбитром или арбитром-председателем (суперарбитром) и протоколистом. Стороны по своему желанию вправе получить надлежаще удостоверенную копию протокола.

Заключительной стадией рассмотрения спора является вынесение и исполнение постановления. Решение по делу выносится в письменной форме и подписывается арбитром или коллегиальным составом суда. Подлинность подписей подтверждается подписью Председателя международного арбитражного суда, а также печатью этого суда.

Содержание решений Международного арбитражного суда

В соответствии со статьей 38 закона "О международном арбитражном (третейском) суде" решение по делу может вынести только состав третейского суда, рассмотревшего спор. Коллегиальный состав выносит решение по большинству голосов. Арбитр, не согласный с большинством, пишет особое мнение, которое прилагается к решению.

Решение, по общему правилу, должно быть вынесено в десятидневный срок, а по сложным делам – в двадцатидневный срок, исчисляемый со дня окончания судебного разбирательства.

Решение выносится в письменной форме и подписывается арбитром или коллегиальным составом суда. В решении третейского суда должны быть указаны:

1) дата его принятия, состав третейского суда, место и время рассмотрения спора;

2) наименование сторон и их представителей с указанием полномочий;

3) основания компетенции суда;

4) позиции сторон (их требования и возражения с фактическим и правовым обоснованием);

5) закон, которым суд руководствовался при принятии решения;

6) содержание принятого постановления, включая распределение расходов по делу;

7) обоснование решения, если стороны не договорились об отказе от него.

При коллегиальном составе суда ответственность за своевременное и правильное составление обоснования несет председатель суда.

В соответствии с Регламентом, истец и ответчик могут обратиться в Международный арбитраж с заявлением об исправлении в вынесенном им решении описок (опечаток), арифметических ошибок, а также о разъяснении решения или о вынесении дополнительного решения в течение тридцати дней после получения решения, если стороны не договорились об ином. Одновременно с заявлением в суд его копия направляется другой стороне. МАС при БелТПП в течение 15 дней с момента получения заявления об исправлении описок (опечаток), арифметических ошибок или разъяснений решения обязан рассмотреть его и вынести соответствующее определение. А в соответствии с Законом, на это дается 30-дневный срок. Заявление о внесении дополнительного решения должно быть рассмотрено в тот же срок, если соответствующее требование истца заявлено к рассмотрению в ходе разбирательства дела, но не нашло отражения в решении.

Мировое соглашение, достигнутое в ходе судебного разбирательства, подписывается сторонами и арбитром или коллективным составом. На основе мирового соглашения составляется решение Международного третейского суда, которое должно соответствовать требованиям, предъявляемым к решениям арбитражного суда.

Наши рекомендации