Россия - устранить причины пожаров
“Распознавать причины вместо борьбы с симптомами” - образ действий Зеппа Хольцера и в случае катастрофы, связанной с пожарами в России в 2010 году. Итак, в чем причина лесных пожаров? Снова и снова слышим: жара виновата, данная катастрофа - это следствие изменения климата. Это, конечно, правильно, но лишь отчасти. Глобальные климатические изменения, вызванные большими ошибками человека, такими как беспощадное потребление ресурсов, массовые вырубки и гигантские монокультуры - это аспект потерянного равновесия земли, вследствие которого волны горячего воздуха и волны холода, а также ураганы и наводнения приводят к катастрофам.
С другой стороны, здоровая природа или сельское хозяйство в симбиотическом разнообразии не так быстро выгорело бы, как существующие неухоженные площади или посадки хвойных деревьев в монокультурах. Здоровые смешанные лиственные леса, многообразное ведение сельского хозяйства и многообразный ландшафт с природным водным балансом - прудами и озерами - не так быстро станут жертвой пожаров, они гораздо дольше могут противостоять ему. Природное ведение сельского хозяйства может самортизировать последствия изменений климата в высокой степени. Лиственные леса - это, как говорит Зепп Холь- Цер, “пространства для накопления солнечного излучения и воды”.
Зепп Хольцер: “Во время моих частых посещений России я видел ошибки, которые делались в этой стране уже почти 100 лет и которые должны были прямо-таки привести к катастрофе. Здесь можно назвать следующие основные ошибки: вырубка изначальных лесов, разрушение водного баланса посредством осушения, закладка огромных монокультур и спекуляция землей после развала колхозов.
Большие леса с их ценной и твердой древесиной, такие как дуб, бук и другие, вырублены еще в середине XX века, чтобы их сжечь и получить энергию для доменных печей тяжелой и военной промышленности. Кроме того, в колхозах слишком интенсивно использовались большие сельскохозяйственные площади. Гигантские поля злаковых в монокультуре приносили высокие урожаи только тогда, когда они соответствующе удобрялись и обрабатывались химическими средствами защиты. Это всегда ведет к обеднению флоры и фауны, так что земля теряет ее природную способность к восстановлению.
Везде в стране отводили воду: огромные площади лишались их естественной влаги и дренажировались, чтобы их удобно было обрабатывать машинами, пруды и озера осушались, вода отводилась каналами и траншеями. Также осушались болота, торф продавался по самым низким ценам во всей Европе. После того, как такое ведение хозяйства перестало представлять интерес, эти площади просто забросили. Сегодня они горят, как бумага, на несколько метров в глубину.
Следующая серьезная проблема - настоящий экологический сигнал тревоги - есть в России, так же как и в Украине. Это образование оврагов, жертвой которых вновь и вновь становится ценная земля. Если земляное тело не вбирает воду, осадки забирают с собой гумус пахотного слоя земли, появляются большие убытки от эрозии. Если это происходит вновь и вновь, то образуются овраги. Из года в год со все большей скоростью растут овраги, возникают настоящие каньоны - недоступные и трудноиспользуемые. Овраги функционируют как дымовая труба, через которую проносится ветер. Если там есть сухая трава или торф, ветер раздувает пожары, и земля выгорает на метр в глубину. (В следующих главах описано альтернативное использование оврагов.)
Злоупотребление землей как объектом спекуляции - проблема, которая существует во всем мире, а после распада СССР также и в России. В то время распались колхозы, свободного крестьянского сословия не было уже давно. Большие площади земли с их неясной ситуацией по владению остались частично заброшенными и стали объектом спекуляций. Новые владельцы вновь начали аграрное лесное хозяйство, но сейчас с капиталистическим уклоном. Гигантские лесные монокультуры с елками и соснами были заложены для производства древесины - мягкой и легковозгорающейся.
На заброшенных неиспользуемых и неухоженных площадях растут малоценные травы, такие как пырей ползучий. Сухие и нескошенные они горят как солома.
Как растение-пионер растет на всех заброшенных площадях в России береза пушистая. Многие тысячи квадратных километров огромной страны заросли местами на 98% березой пушистой. И они также легко горят: каждый, кто использует дровяную печь, знает, что древесина березы горит и зеленой. Если дубы, буки или другую ценную древесину сначала нужно высушить, то березе этого не нужно. В то время как живой в полном соку стоящий дуб или бук невозможно поджечь, березовые леса становятся в кратчайшие сроки жертвой пожаров. Почти так же дело обстоит с лесными монокультурами сосен и елок.
Отсюда надо начинать: чтобы избежать катастроф в будущем, непременно нужно снова сажать изначальные лиственные леса, исправить водный баланс и заложить природное сельское хозяйство.
Нужно сажать смешанные лиственные леса с более чем 80% лиственных деревьев, которые соответствуют данной местности, с углублениями для накопления воды, посредством которых тело земли насыщено влагой круглый год, с использованием фруктов, выращиванием грибов, содержанием животных в рамках сельскохозяйственных симбиозов. Под смешанным лесом и природным сельским хозяйством вряд ли кто в России может представить что-то конкретное, так как уже почти 100 лет крестьянского сословия больше нет. Поэтому мое видение таково: во всей России возникнет целый ряд предприятий, где фермеры, крестьяне, студенты, лесоводы, инженеры смогут увидеть, как выглядит альтернатива, что она функционирует и интересна экономически, и как ее можно осуществить. Такие образцовые предприятия и поселения будут также природным раем и центром притяжения для стара и млада, моделью для новой природной России.
Во время поездок по России я побывал во многих создающихся поселениях, осмотрел земельные участки и планы. Как всегда, в этой стране я был впечатлен творчеством и навыком природных архитекторов. Но все остальное показывает большой недостаток в знаниях. Очень неотложной проблемой является обеспечение питьевой водой. В большом поселении со 100 строящимися домами, поселенцы пытаются каждый для себя наладить водоснабжение. Один копает источник, другой рядом же строит примитивный туалет. А следующий и последующий источники уже отбирают у первого воду, так что первый источник снова высыхает. Так дело не пойдет.
Обеспечение питьевой водой и отведение сточных вод должны планироваться совместно всем поселением. Именно с этого надо начинать. Обеспечение питьевой водой должно быть организовано регионально для всех 100 домов. Каждому нужна вода. И воды есть достаточно - не нужно создавать самим себе конкуренцию. Дешевле и экологичнее организовать обеспечение питьевой водой и очистку сточных вод совместно. Снова оказывается: в вопросе с водой нужна коммуникация и общение людей друг с другом! Вместо примитивных туалетов нужно построить настоящие компостирующие туалеты, которые не загрязняют грунтовые воды, а, наоборот, производят ценный гумус.
Таким образом, перед лицом экологической катастрофы есть многое, чему в деталях нужно научиться и продумать. И все же я убежден, что великолепные люди, с которыми я познакомился в России, смогут решить эти проблемы. У них есть способность мыслить масштабно и стратегически, у них есть стремление соединить себя с Природой и они чувствуют ответственность оставить лучший мир для следующих поколений. Это именно то, что нужно сегодня”.
О России