И динамической балансировки: 1 - статическая балансировка; 2 - статическая и динамическая балансировка; 3 -динамическая балансировка
Лабораторная работа № 2
Статическая балансировка ротора на призмах
Цель работы: ознакомиться с методом статической балансировки деталей типа диск на призмах
Краткие теоретические сведения
Балансировка является способом восстановления уравновешенности деталей, нарушенной в результате износа, при изготовлении, сборке или после проведения ремонтных работ. Неуравновешенные массы при вращении детали (узла) приводят к появлению центробежных сил, вызывающих вибрацию и повреждение машины и ее фундамента.
Для тел, близких по форме к тонким дискам (маховики, шкивы и т.д.), характерно неуравновешенность, проявляющаяся в смещении центра тяжести детали от оси вращения. Такая неуравновешенность называется статической, и дисбаланс Dизмеряется статическим моментом:
, (1)
где М – масса детали, кг; е – смещение центра тяжести от оси вращения, м; т – масса уравновешивающего груза, кг; r – расстояние от оси вращения до центра тяжести уравновешивающего груза, м; g – ускорение свободного падения, м/с.
Возникающую при вращении детали в случае ее статической неуравновешенности неуравновешенную (центробежную) силу Fцб определяют по формуле:
, (2)
где w – угловая скорость вращения, рад/с; n – частота вращения детали, об/мин.
Для тел, имеющих значительную длину в осевом направлении, неуравновешенные силы возникают в различных сечениях. Эти силы могут быть приведены к паре сил и результирующей силе. Неуравновешенность от пары сил называется динамической, статической балансировкой ее обнаружить невозможно. На практике чаще всего для деталей и узлов, имеющих большое отношение длины к диаметру, встречается смешанная неуравновешенность.
Факторами, определяющими границы использования статической балансировки, являются относительная длина детали L/D(L - длина детали, D - ее диаметр) и частота ее вращения. На рисунке 1 представлен график для определения границ применения динамической и статической балансировки.
При статической балансировке достигается совмещение центра тяжести детали с осью ее вращения. Основана она на стремлении центра тяжести детали занять крайнее нижнее положение, т.е. на вертикальном направлении ниже оси вращения. Вследствие этого статическая балансировка осуществляется на специальных приспособлениях: промышленных опорах - призмах, а также на вращающихся дисковых (роликовых) опорах.
Рисунок 1 – График определения границ применения статической
и динамической балансировки: 1 - статическая балансировка; 2 - статическая и динамическая балансировка; 3 -динамическая балансировка.
Призмы (рисунок 2) состоят из рамы 1 и двух закаленных опорных кожей 2, верхняя часть которых (опорная) пришабрена на контрольной плите. Рама закрепляется таким образом, чтобы исключить сотрясения на установочных винтах 3. Ножи устанавливаются строго параллельно и горизонтально в продольном и поперечном направлениях с помощью уровня и регулировочных винтов 4. На призмы при балансировке помещается балансируемая деталь, например, ротор 5. Ширина верхней части опорных ножей должна исключать образование вмятин на вейках вала детали, а коэффициент трения качения - быть минимальным (в пределах 0,01 -0,04). Если относительная величина смещения центра тяжести детали (эксцентриситет) превышает значение коэффициента трения качения, деталь прекращает перемещаться на призмах.
Вследствие этого максимальное смещение центра тяжести, определяемое на призмах, равно величине коэффициента трения.
Рисунок 2 – Балансировочные призмы