Общие требования к выполнению контрольных работ

- Каждый студент изучает персональный вариант контрольного задания,

который включает 10 вопросов.

- Работа выполняется в отдельной тетради с полями (рукописный вариант)

или представляется в печатном виде, тогда листы формата А4 должны

быть скреплены и пронумерованы.

- Титульный лист оформляется по форме (см. образец).

- Рукописная работа должны быть написана четко, аккуратно, на одной

стороне листа.

Для печатного варианта необходимо соблюдать следующие

требования: шрифт Times New Roman 12-14, полуторный интервал, отступ

красной строки 1,25 см, выравнивание текста по ширине, заголовков – по

центру.

- Обязательно приводятся номер, текст вопроса и задания.

- Не допускается вольное сокращение слов.

- Каждый ответ, раздел, новая мысль выделяются отдельным абзацем,

начиная с красной строки.

- В конце работы приводится список используемой литературы.

- Указываются дата отправки, ставится подпись студента.

Примечание:

22. Выполненные работы представляются в деканат фармацевтического

факультета не позже, чем за месяц до начала сессии.

2. При повторном выполнении или исправлении контрольной работы на

титульном листе должна быть пометка “Работа выполняется повторно”

или “Исправления и дополнения к контрольной работе”.

3. Выполненная работа оценивается, исходя из разработанных на кафедре

критериев.

Ответ оценивается на “отлично” при условии полного исчерпывающего

ответа на все вопросы контрольной работы.

Ответ оценивается на “хорошо”, если студент, ответив на все вопросы,

описал материал недостаточно полно, не привел примеры.

Ответ оценивается на “удовлетворительно”, если студент не смог ответить

на какой-либо вопрос работы или показал поверхностные знания.

Ответ оценивается на “неудовлетворительно”, если студент не смог

ответить на два и более вопросов работы или ответы неправильные. В

случае неудовлетворительной оценки контрольная работа возвращается

студенту для доработки, после чего повторно должна быть представлена на

проверку.

4. Студенты, не выполнившие контрольную работу или получившие за нее

неудовлетворительную оценку, не допускаются к экзамену.

5. Определение варианта контрольной работы.

Вариант контрольной работы определяется по таблицам № 1 и № 2, в

зависимости от двух последних цифр номера зачетной книжки (студенческого билета). В таблице по вертикали согласно предпоследней

цифре номера зачетной книжки (студенческого билета) Вы определяете

строку, в которой находится задание. По горизонтали Вы находите цифру,

соответствующую последней цифре номера зачетной книжки

(студенческого билета).

Например, номер зачетной книжки 030.

Последние две цифры определяют вариант контрольной работы. По вертикали Вы находите цифру 30, цифры в строчке определяют номера заданий соответствующего раздела

№ вар РАЗДЕЛ 1 Обмен липидов РАЗДЕЛ 2 Обмен простых белков РАЗДЕЛ 3 Гормоны   РАЗДЕЛ 4 Биохимия печени. Фармбиохимия   РАЗДЕЛ 5 Задачи
 
                         

6. При возникновении вопросов по выполнению контрольных работ

студенты могут обращаться за консультацией на кафедру биохимии ОрГМА( доцент Лебедева Елена Николаевна 8-950 181 40 90)

Задания контрольной работы№ 2

РАЗДЕЛ 1

Обмен липидов

1. Каковы основные условия переваривания липидов? В каком отделе желудочно-кишечного тракта они реализуются?2. В каком отделе пищеварительного тракта происходит эмульгирование жиров. Какие вещества обеспечивают этот процесс? Напишите их структурные формулы (не менее трех).3. После всасывания продуктов гидролиза жиров жирные кислоты и моноацилглицеролы в клетках слизистой оболочки тонкого кишечника включаются в процесс ресинтеза с образованием триацилглицеролов. Напишите химические реакции приводящие к образованию пальмитоиллиноленоилстеароилглицерола, опишите биологическую роль процесса ресинтеза жиров.4. При голодании и активной физической работе происходит мобилизация жиров, то есть гидролиз триацилглицеролов. Образующиеся в ходе гидролиза высшие жирные кислоты и глицерол подвергаются процессу окисления, в ходе которого выделяется энергия, необходимая для обеспечения жизнедеятельности организма. Подсчитайте, сколько молекул АТФ образуется при распаде 3 молекул трипальмитина. Для этого:а) напишите гидролиз трипальмитина;б) запишите реакции окисления глицерола до ацетил-КоА, который затем включается в цикл трикарбоновых кислот;в) подсчитайте сколько молекул АТФ образуется при окислении 3 молекул глицерола до СО2 и Н2О;г) по формуле рассчитайте количество АТФ, образующееся при окислении пальмитиновой кислоты;

д) суммируйте полученные результаты.

5. В состав биологически активной добавке к пище «Омеганол» входят ω-3 и ω-6 жирные кислоты. Почему эти жирные кислоты получили название ω-кислот? Какие жирные кислоты относятся к данным группам? Опишите их биологическую роль.

6. Подсчитайте, сколько молекул АТФ образуется при распаде 3 молекул тристеарина. Для этого:

а) напишите гидролиз тристеарина;

б) запишите реакции окисления глицерола до ацетил-КоА, который затем включается в цикл трикарбоновых кислот;

в) подсчитайте сколько молекул АТФ образуется при окислении 3 молекул глицерола до СО2 и Н2О;

г) по формуле рассчитайте количество АТФ, образующееся при окислении стеариновой кислоты;

д) суммируйте полученные результаты.

7. Липиды в воде, а значит и в крови не растворимы, поэтому для транспорта липидов в организме образуются комплексы липидов с белками – липопротеины. Какие липопротеины можно определить через 12 часов после употребления пищи? Охарактеризуйте основные свойства липопротеинов, ответ оформите в виде таблицы.

Характеристика липопротеинов крови

Липопротеины Характеристика Хиломикроны
Химический состав        
Место образования        
Размер        
Функции        

8. Напишите уравнения реакций первого цикла β-окисления стеариновой кислоты. Подсчитайте число циклов β-окисления и количество АТФ, образующихся при окислении трех молекул этой кислоты.

9. Для чего необходим карнитиновый челночный механизм? Приведите химические реакции.

10. Напишите химический процесс переваривания пальмитоолеоилстеароилглицерола в желудочно-кишечном тракте. Над стрелкой укажите название фермента, катализирующего данную реакцию, его класс, факторы необходимые для протекания данной реакции в кишечнике.

11. Нарисуйте схемы процессов относящиеся к обмену липидов при длительном голодании. 12. Напишите уравнения реакций первого цикла синтеза пальмитиновой кислоты. Подсчитайте количество молекул малонил-КоА и НАДФН2, требуемое для синтеза 3 молекул этой кислоты.

13. В составе поступающей в организм пищи холестерин содержится в основном в виде эфиров. Опишите переваривание эфиров холестерола, на примере гидролиза пальмитохолестерида. Над стрелкой укажите название фермента, катализирующего данную реакцию, факторы необходимые для протекания данной реакции в кишечнике, место синтеза фермента.

14. Известно, что аспирин необратимо ингибирует циклооксигеназу. Нарисуйте схему циклооксигеназного пути превращения арахидоновой кислоты. Объясните, почему применение аспирина в малых дозах может применяться для снижения процесса тромбообразования.

15. Укажите, какие коферменты участвуют в процессе β–окисления высших жирных кислот. Ответ подтвердите написанием уравнений химических реакций.

16. Яд некоторых змей содержит в своем составе фосфолипазу А2. Если к цельной крови добавить небольшое количество яда, то быстро наступает гемолиз. Напишите реакцию гидролиза фосфатидилхолина с участием данной данной фосфолипазы. Объясните причину гемолиза.

17. Избыточное поступление и накопление холестерина в крови приводит к развитию атеросклероза и желчекаменной болезни. Целесообразно ли полностью исключить поступление холестерола с пищей с целью профилактики атеросклероза?

18. Укажите, какие витамины необходимы для протекания в организме процесса синтеза высших жирных кислот. Ответ подтвердите написанием уравнений химических реакций, учтите, что витамины участвуют в образовании коферментов.

19. В переваривании глицерофосфолипидов участвуют несколько ферментов, синтезирующихся в поджелудочной железе. Перечислите ферменты, катализирующие реакцию гидролиза фосфолипидов в кишечнике, напишите гидролиз фосфолипида, содержащего аминопроизводное этанола. 20. При голодании, длительной физической работе и в случаях, когда клетки не получают достаточного количества глюкозы, жирные кислоты используются многими тканями как основной источник энергии. Однако, в отличие от других тканей мозг и другие отделы нервной ткани практически не используют жирные кислоты в качестве источника энергии, поэтому в печени часть жирных кислот превращается в кетоновые тела, которые окисляются нервной тканью и мышцами, обеспечивая достаточное количество энергии для синтеза АТФ и уменьшая потребление глюкозы. Напишите синтез кетоновых тел из ацетил-КоА, объясните, к каким последствиям может привести увеличение концентрации кетоновых тел в крови.21. Дефекты метаболизма липидов. Лизосомные болезни.22. Липотропные факторы как лекарственные средства.23. Проведите сравнительный анализ 3-х ферментов, участвующих в обмене липидов
Фермент Панкреатическая липаза Липопротеинлипаза ТАГ-липаза
       
       
Приведите соответствующие реакции.24. Изучив метаболизм высших жирных кислот, заполните таблицу «Сравнительная характеристика β–окисления и синтеза высших жирных кислот»Сравнительная характеристика β–окисления и синтеза высших жирных кислот
Процессы β–окисление ВЖК Биосинтез ВЖК
Локализация процесса    
Исходный субстрат    
Переносчик субстрата через митохондриальную мембрану    
Коферменты    
Регуляторные ферменты    
Регулирующие факторы
Активаторы    
Ингибиторы    
25. В переваривании глицерофосфолипидов участвуют несколько ферментов, синтезирующихся в поджелудочной железе. Перечислите ферменты, катализирующие реакцию гидролиза фосфолипидов в кишечнике, напишите гидролиз фосфатидилсерина. 26. С целью снижения уровня холестерина в крови, вследствие снижения скорости его синтеза в печени используются лекарственные препараты фармгруппы «Статины», например аторвастатин, кардиостатин, симвастатин и др. Напишите схему синтеза холестерина в печени и укажите фермент, активность которого снижается под действием статинов.27. Укажите донор водорода, необходимый для синтеза жирных кислот. Напишите уравнения реакций с его участием.28. В переваривании глицерофосфолипидов участвуют несколько ферментов, синтезирующихся в поджелудочной железе. Перечислите ферменты, катализирующие реакцию гидролиза фосфолипидов в кишечнике, напишите гидролиз фосфатидилинозита. 29. Концентрацию каких липопротеинов необходимо контролировать в ходе лечения больного атеросклерозом? Опишите их состав и функции.30. Напишите уравнения реакций первого цикла синтеза стеариновой кислоты. Подсчитайте количество молекул малонил-КоА и НАДФН2, требуемое для синтеза 3 молекул этой кислоты.

31. При энзимотерапии нарушений пищеварения больным назначают препараты, содержащие пищеварительные ферменты, например панкреатин или фестал. Компонентами панкреатина являются ферменты панкреатического сока, в состав фестала, кроме этих ферментов, входят желчные кислоты. Какое из этих лекарств следует рекомендовать больному с нарушением пищеварения, которое вызвано желчнокаменной болезнью и сопровождается стеатореей? Ответ обоснуйте.

32. Концентрация каких липопротеинов может быть снижена при атеросклерозе? Опишите их состав и функции, объясните почему при их недостатке развивается атеросклероз.

33. Напишите уравнения реакций первого цикла β-окисления пальмитиновой кислоты. Подсчитайте число циклов β-окисления и количество АТФ, образующихся при окислении двух молекул этой кислоты.

34. Напишите химический процесс переваривания дипальмитоилстеароилглицерола в кишечнике. Над стрелкой укажите название фермента, катализирующего данную реакцию, и его активатор. Объясните механизм влияния желчных кислот и НСО3- на скорость этой реакции.35. Каковы особенности в обмене холестерола у людей, рацион которых включает много мяса, молока, яиц?Для ответа: А. напишите схему синтеза холестеринаБ. напишите схему регуляции холестеринаВ. объясните происхождение субстратов для синтеза холестерола.Г. Объясните какова роль ЛПОНП, ЛПНП, и ЛПВП в транспорте холестерола.

36. В моче больного обнаружены кетоновые тела. Укажите возможные причины данного изменения, напишите реакции их синтеза.

37. Напишите уравнения реакций последнего цикла β-окисления стеариновой кислоты. Подсчитайте число циклов β-окисления и количество АТФ, образующихся при окислении этой кислоты.

38. Напишите химический процесс переваривания стеароилпальмитоолеоилглицерола в желудочно-кишечном тракте. Над стрелкой укажите название фермента, катализирующего данную реакцию, его класс, факторы необходимые для протекания данной реакции в кишечнике.

39. Напишите химический процесс переваривания линоленоилолеоилстеароилглицерола в желудочно-кишечном тракте. Над стрелкой укажите название фермента, катализирующего данную реакцию, его класс, факторы необходимые для протекания данной реакции в кишечнике.

40. В переваривании глицерофосфолипидов участвуют несколько ферментов, синтезирующихся в поджелудочной железе. Перечислите ферменты, катализирующие реакцию гидролиза фосфолипидов в кишечнике, напишите гидролиз фосфатидилэтаноламина.

41. Рассчитайте количество АТФ, которое может образоваться при полном окислении тристеарина.

42. Для определения количества липидов в суточном рационе необходимо произвести их экстрагирование. С помощью каких веществ можно это сделать?

43. Потребление жира рыб северных морей рекомендуется больным с гиперхолестеринемией и повышенным риском тромбообразования. Объясните действие такой диеты.

44. В результате плохого хранения сливочного масла вкус его ухудшился. Какие процессы обусловливают прогоркание масла? Как можно количественно оценить качество масла?

45. Больные с наследственным дефектом ацил – СоА- дегидрогеназы страдают от приступов гипогликемии и гипокетонемии, которые случаются после 6-7 часового голодания. Объясните происхождение этих симптомов у больных.

46. Биохимические основы лечения атеросклероза. Приведите примеры лекарственных препаратов.

47. Каковы причины развития желчно-каменной болезни. Каковы подходы к медикаментозной терапии этого заболевания.

48. У пациентов со сниженной секрецией бикарбонатов поджелудочной железой даже при нормальной продукции липазы и колипазы развивается стеаторея - выделение непереваренного жира с калом. Чем объясняется стеаторея у больных со сниженной секрецией бикарбонатов?

49. Два взрослых здоровых человека (А и Б) за один прием пищи получили (в граммах):

Белки Жиры Углеводы

А. 50 - 300

Б. 50 50 300

Как изменится липопротеиновый спектр плазмы крови испытуемых через 2,5 часа после еды?

50. Каковы различия в обмене холестерола у вегетарианцев и людей, рационы которых включает много мяса, молока, яиц? Для ответа:

А. напишите схему синтеза холестерола

Б. напишите схему регуляции холестерола

В. объясните происхождение субстратов для синтеза холестерола.

Г. Объясните какова роль ЛПОНП, ЛПНП, и ЛПВП в транспорте холестерола.

РАЗДЕЛ 2

Обмен простых белков

1. Напишите уравнение реакции гидролиза пептида вал-тир-цис-лей под действием карбоксипетидазы. 2. Здоровых взрослых крыс длительное время содержали на искусственной белковой диете, исключающей метионин и лизин. Как изменится у этих животных азотистый баланс? Поясните ответ.

3. Подпишите протеолитические ферменты желудочно-кишечного тракта, способные принять участие в протеолизе пептидов:

а. тир-вал-тир-лиз-ала-ала-фен-арг-асп-асп-три-ала-сер-мет-фен-арг

б. ала-лиз-лей-глу-тир-ала-ала-асп-три-мет-фен-глу-асп-три-иле-гли

Укажите специфичность их действия.

4. При дезаминировании аланина образуется пировиноградная кислота. Каков энергетический эффект полного окисления аланина (в молях АТФ на моль кислоты)?

5. Глутаминовая кислота в процессе окислительного дезаминирования превращается в α-кетоглутаровую. Каков энергетический эффект полного окисления 1 моля глутаминовой кислоты (в молях АТФ)?

6. Если инкубировать аспарагиновую кислоту, содержащую метку (14С) в альфа-положении, с тканью печени, то в составе какого соединения обнаружится метка?7. При гниении тирозина в толстом отделе кишечника под действием ферментов микрофлоры образуется фенол. Напишите схему превращений, приводящих к образованию фенола и его обезвреживанию.

8. Особенностью этого азотсодержащего соединения, которое образуется в мышечной ткани, является то, что оно не реабсорбируется из первичной мочи. Напишите реакции, ведущие к образованию данного вещества. Укажите диагностическое значение определения этого вещества в крови и моче.

9. Напишите уравнение реакции гидролиза фрагмента белка -гис-вал-арг-глу-лей- под действием трипсина.

10. У больного с инфекционным гепатитом выявлено резкое увеличение активности глутаматдегидрогеназы. Напишите уравнение реакции, катализируемой данным ферментом, биологическую роль данного процесса. При недостатке какого витамина нарушается процесс окислительного дезаминирования глутамата? Ответ обоснуйте.

11. Сколько молекул АТФ требуется для синтеза 1 молекулы мочевины? Напишите химические реакции мочевинообразования, идущие с затратой энергии АТФ, укажите ферменты.

12. Напишите уравнение реакции гидролиза фрагмента белка -сер-мет-тир-сер-вал- под действием пепсина.

13. Микрофлора кишечника имеет набор ферментных систем, отличных от соответствующих ферментов животных тканей, катализирующих разнообразные превращения аминокислот (декарбоксилирование, десульфирование, дезаминирование, распад циклических аминокислот). Каким термином обозначают данные превращения? Напишите по 1 примеру для каждого типа химической реакции.

14. Аммиак, образующийся в результате распада аминокислот, оказывает токсическое действие на организм и переводится в безвредные для биологических форм азотистые соединения. Опишите токсическое действие аммиака и напишите уравнения реакций временного связывания аммиака.

15. Напишите уравнение реакции гидролиза пептида ала-вал-три-цис-лей под действием аминопептидазы.

16. У пациента в крови и моче повышено содержание индола, количество индикана уменьшено. Напишите химические реакции образования данных соединений. О нарушении какого процесса свидетельствуют полученные результаты анализа? Ответ объясните.

17. Роль гистамина в развитии аллергических реакций и воспаления. Антигистаминные препараты. Реакция образования гистамина. Механизмы обезвреживания гистамина.

18. Аминокислота метионин используется как лекарственный препарат с липотропным эффектом (удаляет из печени избыток жира) при жировом гипотозе, токсических поражениях печени, хроническом алкоголизме. Введение метионина при атеросклерозе вызывает снижение содержания в крови холестерина и повышения фосфолипидов. Объясните терапевтические эффекты метионина.

Для ответа на этот вопрос:

а- перечислите биологические функции метионина,

б- напишите реакцию активации метионина

в- напишите схему участия активного метионина в синтезе сложных липидов.

19. При обследовании больного ревматизмом после терапии кортикостероидами выявлена гиперурикемия. В результате какого биохимического процесса развивается данное нарушение? Ответ подтвердите уравнениями химических реакций.

20. Напишите уравнение реакции гидролиза пептида ала-цис-фен-глу-вал под действием химотрипсина.

21. Назовите соединения, образующиеся при декарбоксилировании триптофана, гистидина, аргинина и тирозина. Напишите уравнения соответствующих реакций, укажите биологическую роль образовавшихся продуктов.

22. Покажите путь азота от аминогруппы аланина до мочевины. Для этого напишите реакции непрямого окислительного дезаминирования аланина и орнитинового цикла.

23. Напишите уравнение реакции гидролиза пептида ала-цис-фен-гли- лей под действием химотрипсина.

24. Покажите путь азота от аминогруппы валина до мочевины. Для этого напишите реакции непрямого окислительного дезаминирования валина и орнитинового цикла.

25. При исследовании желудочного сока методом гель-фильтрации выделили неактивную форму пепсина с молекулярной массой 42кДа, после добавления к ферменту соляной кислоты молекулярная масса пепсина уменьшилась до 35кДа и фермент стал активным. Опишите механизм активации пепсиногена и роль соляной кислоты в процессе переваривания белков.

26. При синдроме цитолиза гепатоцитов в крови увеличивается активность АлАТ и АсАТ. Какие химические реакции ускоряют данные ферменты в клетках печени? Напишите эти реакции и опишите их механизм.

27. Проследите путь превращения аланина поступившего с пищей в организм. Для этого:

а) напишите реакцию непрямого дезаминирования аланина;

б) покажите химизм обезвреживания образовавшегося аммиака в тканях головного мозга.

28. Могут ли возникнуть нарушения метаболизма, если длительное время употреблять в пищу продукты, содержащие в своем составе только заменимые аминокислоты? При ответе на данный вопрос приведите классификацию аминокислот по способности синтезироваться в организме, роль частично заменимых, условно заменимых и незаменимых аминокислот, перечислите возможные нарушения, возникающие при недостаточном поступлении незаменимых аминокислот в организм.

29. Какие превращения аминокислоты тирозина ведут к образованию аммиака? Ответ подтвердите химическими реакциями.

30. Объясните механизм действия больших доз аргинина при наследственном дефекте аргининосукцинатлиазы. Для этого:

а) определите, в каком процессе принимает участие данный фермент

б) опишите биологическую роль данного процесса

в) напишите уравнение химической реакции, катализируемой аргининосукцинатлиазой.

31. В состав корма для животных входили пептиды следующего состава:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ала – мет – тир – лей – вал – цис – глу – фен – асп – арг – гис

Назовите ферменты и номер соответствующей связи, которые расщепляют это пептид:

а) в желудке,

б) в просвете тонкого отдела кишечника,

в) в слизистой тонкого отдела кишечника (кишечной кайме).

32. Укажите какие аминокислоты, образовавшиеся в результате гидролиза данного пептида, относятся к заменимым, условно-, частично- и незаменимым.

33. Напишите реакцию трансаминирования (переаминирования) аспарагиновой кислоты. Назовите фермент, катализирующий данную реакцию, кофермент. Укажите биологическую роль реакций трансаминирования.

34. Почему при нарушении функции печени нарастает уровень аммиака? Каковы возможные последствия данного состояния?

35. В желудочно-кишечный тракт с белковой пищей поступил пептид следующего состава:

1 2 3 4 5 6

ала – мет – тир – глу – асп – фен – вал

Укажите, какие связи в данном пептиде расщепляются под действием пепсина, трипсина, химотрипсина, карбоксиптидазы, место синтеза перечисленных ферментов, способ, лежащий в основе их активации, активаторы.

36. Почему дефицит трипсина будет приводить к более выраженным нарушениям в переваривании белков, чем дефицит любой другой протеазы, присутствующей в кишечнике? Объясните особенности переваривания белков в кишечнике и механизм активации протеолитических ферментов.

37. У мужчины, злоупотребляющем алкоголем, в течение длительного времени значительно повышен уровень аланинаминотрансферазы в сыворотке крови. Напишите уравнение реакции, катализируемой данным ферментом. Укажите клинико-диагностическое значение определения активности трансаминаз в сыворотке крови.

38. Установлено, что ферменты орнитинового цикла локализованы в матриксе митохондрий и цитозоле гепатоцитов. Запишите химические реакции образования мочевины, протекающие в матриксе митохондрий.

39. В кишечнике под влиянием гнилостных бактерий происходит декарбоксилирование аминокислот с образованием диаминов. Напишите уравнения реакций декарбоксилирования кислот, при которых образуются путресцин и кадаверин.

40. Трансметилирование. Метионин и S-аденозилметионин.

41. Аминокислота метионин используется как лекарственный препарат с липотропным эффектом (удаляет из печени избыток жира) при жировом гипотозе, токсических поражениях печени, хроническом алкоголизме. Введение метионина при атеросклерозе вызывает снижение содержания в крови холестерина и повышения фосфолипидов. Объясните терапевтические эффекты метионина.

Для ответа на этот вопрос:

1 - перечислите биологические функции метионина,

2 - напишите реакцию активации метионина

3 - напишите схему участия активного метионина в синтезе сложных липидов.

42. В мозговой ткани высших млекопитающих накапливается g-аминомасляная кислота, которая способствует процессам торможения в центральной нервной системе. При декарбоксилировании какой аминокислоты образуется g-аминомасляная кислота? Напишите уравнение реакции, укажите фермент, кофермент. Объясните почему детям при нервном перевозбуждении назначают витамин В6.

43. Аминооксидазы, ингибиторы аминооксидаз как фармакопрепараты.

44. Установлено, что ферменты орнитинового цикла локализованы в матриксе митохондрий и цитозоле гепатоцитов. Запишите химические реакции образования мочевины, протекающие в цитозоле.

45. Для лечения подагры используется аллопуринол – структурный аналог

гипоксантина. Дайте обоснование использования этого препарата. Для этого

а) напишите последовательность реакций, в ходе которых гипоксантин превращается в мочевую кислоту.

б) назовите ферменты, активность которых будет снижена при назначении этого препарата (аллопуринола)

в) объясните причину успешного лечения подагры аллопуринолом, учитывая, что растворимость в моче мочевой кислоты равна 0,15г/л, ксантина – 0,05г/л, и гипоксантина 1,4г/л

46. Творог содержит все незаменимые аминокислоты. Известно, что при жировом перерождении печени ( синтез фосфолипидов заменяется синтезом триглицеридов) больным рекомендуется употреблять в пищу много творога. Объясните, почему такая диета может улучшить состояние больного. Для этого

а) назовите липопротеины крови, участвующие в транспорте триацилгицеридов из печени

б) напишите реакции синтеза фосфатидилхолина и укажите, какая из незаменимых аминокислот необходима для синтеза холина.

47. У детей часто вирус гриппа нарушает синтез фермента карбомоилфосфатсинтетазы. При этом возникает рвота, головокружение, судороги, возможна потеря сознания. Укажите причину наблюдаемых симптомов. Для этого:

а) Напишите схему орнитинового цикла.

б) Укажите, концентрация какого вещества повышается в крови больного.

в) Объясните механизм его токсического действия на нервную систему.

г) Объясните, какую диету можно рекомендовать при данном нарушении.

48.После введения голодающим крысам глутамата концентрация глюкозы в крови животных увеличилась. Как можно объяснить это? Ответ поясните. Для этого:

а) Напишите схему использования безазотистых остатков аминокислот при снижении уровня глюкозы в крови.

б) Проследите схематично судьбу азотистого остатка глутаминовой кислоты.

РАЗДЕЛ 3

Гормоны

1. Установлено, что концентрация глюкозы в крови регулируется гормонами. Опишите химическую природу, клетки-мишени, механизм действия. Ответ оформите в виде таблицы. Гормональная регуляция глюкозы крови
Гормон Место синтеза гормона Химическая природа Клетки-мишени Влияние на обмен углеводов Влияние на концентрацию глюкозы в крови
Инсулин          
Глюкагон          
Адреналин          
Кортизол          

2. Классификация гормонов по химической природе. Гормоны – производные аминокислот.

3. Классификация гормонов по химической природе. Гормоны белковой природы.

4. Классификация гормонов по химической природе. Стероидные гормоны.

5. Химическая природа и характеристика рецепторов гормонов.6. Посредники реализации действия гормонального сигнала (циклические нуклеотиды, кальций – кальмодулин, производные распада фосфолипидов - диацилглицеролы и инозитолтрифосфат).7. Каскадный механизм действия мембранных гормонов.8. Роль ионов кальция в механизме гормональной регуляции.9. Роль диацилглицерола и инозитолтрифосфата.10. Рецептор инсулина и механизм действия инсулина.11. Эйкозаноиды и их действие.

12. Мембранно-внутриклеточный механизм действия гормонов.

13. Цитозольный механизм действия гормонов.14. Некоторые лекарственные препараты - кофеин и теофиллин- угнетают действие фермента фосфодиэстеразы, катализирующего реакцию расщепления ц-АМФ. Как изменится количество жирных кислот в крови при введении этих препаратов? Покажите схему действия адреналина на жировую клетку и укажите место действия этих препаратов.15. Больной, госпитализированный в клинику, жалуется на постоянную не проходящую жажду и чрезмерный суточный диурез. Анализ мочи показал, низкий удельный вес, моча без запаха, не содержит патологических компонентов, в том числе глюкозы. Уровень глюкозы в крови соответствует норме. О каком заболевании может идти речь? Нарушение выработки какого гормона может привести к развитию данного патологического состояния? Опишите его химическую природу, клетки-мишени и механизм действия. 16. При гиповитаминозе D, нарушается процесс минерализации костей, уменьшается содержание в них кальция и фосфатов, концентрация Cа в крови сохраняется в пределах нормы или несколько снижается. За счет каких источников поддерживается нормальная концентрация кальция в этом случае? Как изменится содержание в крови кальцитонина и паратгормона?17. Больной сахарным диабетом после инъекции инсулина не смог своевременно пообедать. На работе его состояние резко ухудшилось, появилась слабость, головокружение, бледность и влажность кожных покровов, угнетение рефлексов. Объясните, почему у человека появились данные симптомы, ответ подтвердите написанием химических реакций. Какие действия необходимо срочно предпринять врачу скорой помощи? 18. Какой гормональный фармацевтический препарат, применяющийся в условиях стационара, используют для стимуляции родовой деятельности? Опишите его химическую природу, клетки-мишени и механизм действия. 19. Заполните таблицу.
Гормоны Место синтеза Механизм действия Клетки-мишени Эффекты
Антидиуретический гормон        
Альдостерон        
20. На приеме у врача девушка жалуется на учащение сердцебиения, вспыльчивость, раздражительность, плохой сон, похудание, дрожание рук. Аппетит повышен, но одновременно отмечена потеря массы тела. Наблюдается отрицательный азотистый баланс, температура тела повышена, кожа влажная, щитовидная железа увеличена. С нарушением выработки какого гормона связано возникновение данного патологического состояния у пациентки. Опишите его химическую природу, процесс образования, и механизм действия.

21. Больной жалуется на сильную слабость, повышенную утомляемость. Часто наблюдаются явления гипогликемии, усилена пигментация кожи, уменьшена реабсорбция натрия из мочи. О недостаточности каких гормонов можно думать? Опишите их химическую природу, клетки-мишени, механизм действия и влияние на обменные процессы.

22. Больной сахарным диабетом жалуется на постоянную жажду, потребление большого количества воды, увеличение суточного диуреза (полиурия), постоянно повышенный аппетит. Объясните, почему сохраняется чувство голода, хотя потребляется большое количество пищи (полифагия), а в крови повышено содержание глюкозы?

23. При профилактическом осмотре у большинства жителей только одного региона было замечено увеличение размеров щитовидной железы, в ряде случаев наблюдались приступы удушья, кашель, охриплость голоса. О каком патологическом состоянии идет речь? Опишите основные причины и механизм возникновения данного заболевания.

24. По каким внешним признакам можно диагностировать в детском возрасте гипофункцию передней доли гипофиза. Ответ обоснуйте.

25. У студента сильно переволновавшегося на экзамене сокурсники заметили покраснение щек, учащение дыхание и сердцебиения. Уровень каких гормонов у студента во время экзамена повысился? Опишите основные биохимические процессы, активизировавшиеся у студента под действием данных гормонов во время сдачи экзамена.

26. У пожилой женщины обнаружен остеопороз. Ей назначена диета с необходимым количеством кальция, а также гормональная терапия. Какой гормон, используемый в качестве рекальцификатора при заболеваниях костной системы, можно назначить в данном случае? Опишите его химическую природу, клетки-мишени и механизм действия.

27. Проанализируйте клинический случай. У мужчины 23 лет при проведении хирургической операции по удалению опухоли из верхнего отдела передней доли гипофиза был затронут перешеек задней доли гипофиза. В послеоперационном периоде функции задней доли гипофиза нормализовались, однако у пациента наблюдалась полиурия. Как можно оценить появление полиурии у данного пациента?28. Пациенту с хроническим инфекционно-аллергическим заболеванием, в течении длительного времени назначали преднизолон (аналог кортизола). После улучшения препарат отменили, но у больного появились симптомы гипокортицизма. Как с биохимической точки зрения можно объяснить ухудшение состояния больного? Врач назначил пациенту адренокортикотропный гормон. Рационально ли назначение доктора, ответ поясните, описав механизм действия данного гормона.

29. Человек неадекватен в своём поведении, агрессивен, часто конфликтует в быту и на работе. Избыток какого гормона может способствовать формированию такого поведенческого статуса? Опишите его химическую природу, клетки-мишени, механизм действия и влияние на обменные процессы.

Наши рекомендации