Контроль выполнения лабораторной работы
1. Что происходит с молекулами белков при высаливании? Как можно этого добиться?
2. Почему при нагревании белка с разбавленным раствором уксусной кислоты происходит выпадение осадка, а с более концентри рованным — нет?
3. Какие связи в молекулах протеинов рвутся в присутствии сильных кислот?
4. Перечислите реагенты, способные вызвать денатурацию белка.
5. Объясните принцип количественного определения белков в биологических жидкостях с помощью биуретовой пробы.
Темы рефератов:
1. Механизмы флотации белков в растворах.
2. Механизмы действия различных физических факторов на молекулы протеинов при денатурации.
3. Определение молекулярной массы биополимеров методом гель-хроматографии.
4. Разделение белков плазмы крови методом электрофореза.
Лабораторно-практическое занятие № 3
Тема: Классификация белков. Простые и сложные белки: особенности строения и функции в организме.
Цель: Сформировать представления о структуре простых и сложных белков, познакомиться с их классификацией и биологической ролью важнейших классов.
Значение: Белки подразделяются на классы в зависимости от формы молекул и их строения. Биологические функции биополимеров находятся в тесной взаимосвязи с их структурой. Результаты, полученные при детальном исследовании различных классов протеинов, наглядно иллюстрируют эти структурно-функциональные взаимоотношения. Например, гемопротеины участвуют в процессах связывания и транспорта кислорода, углекислого газа, переноса электронов; коллаген и эластин способствуют формированию соединительной ткани; нуклеопротеины обеспечивают передачу генетической информации. Изучение особенностей строения белков различных классов позволяет понять причины и выявить молекулярные основы ряда генетических болезней.
Исходный уровень:
1. Строение, свойства и классификация протеиногенных аминокислот, их
амфотерность, изоэлектрическая точка.
2. Природа пептидной связи, её прочность и амфотерность.
3. Уровни организации белковых молекул. Природа химических связей, принимающих участие в стабилизации вторичной и третичной структуры. Формы белковых молекул.
4. Понятие об олигомерах.
5. Растворение белков. Факторы, стабилизирующие их растворы.
6. Химическое строение нуклеотидов, углеводов, липидов и гема.
7. Органоиды клетки (ядро, митохондрии, рибосомы и т.д.)
Вопросы для самоподготовки
1. Понятие о простых и сложных белках. Природа простетических групп. Природа химических связей, образующихся между апопротеинами и простетическими группами.
2. Классификация простых белков по заряду, растворимости, молекулярной массе.
3. Протамины и гистоны, их роль в организме.
4. Альбумины плазмы крови и тканей, их функции.
5. Глобулины как апопротеины сложных белков плазмы крови, их значение. Белковый коэффициент.
6. Классификация сложных белков.
7. Нуклеопротеины: строение белковой части молекулы и простетической группы, роль в жизнедеятельности клетки.
8. Липопротеины: характеристика простетической группы и особенности строения апопротеинов. Липопротеины клеточных мембран.
9. Липопротеины плазмы крови, их классификация по гравитационной плотности и электрофоретической подвижности. Липидный состав и функции отдельных классов.
10. Хромопротеины: характер простетических групп, примеры различных хромопротеинов (флавопротеины, Родопсин, гемоглобин).
11. Гемопротеины, их представители: миоглобин, гемоглобин, каталаза, пероксидазы, цитохромы; особенности строения и биологические функции.
12. Гемоглобин: строение белковой части молекулы (глобина) и простетической группы (гема). Механизмы переноса кислорода и углекислого газа. Отравление угарным газом.
13. Строение белковой и углеводной компонент молекул гликопротеинов, их роль в построении клеточных и органоидных мембран, образовании факторов иммунной защиты, обеспечении групповой принадлежности крови, органной и видовой специфичности.
14. Протеогликаны — белково-углеводные комплексы соединительной ткани. Антикоагулянты (гепарин).
15. Фосфопротеины: особенности строения апопротеина, характер и способ присоединения простетической группы; биологическая роль.
16. Металлопротеины: характер простетической группы, примеры металлопротеинов и их роль в организме.
Литература
Основная
1. Лекции по биоорганической химии.
2. Лекции по биохимии «Простые и сложные белки».
3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1998. — С. 71-96.
4. Николаев А.Я. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004.— С.37-38; 47-48.
5. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С. 5.
Дополнительная
1. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С.Северина. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005 (2003). — С. 58-59.
2. Биологическая химия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Под ред. Ковалевской. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – С.36-44.
3. Биохимия (в вопросах и ответах) (учебное пособие для студентов мед. вузов) / Т.П.Вавилова, Евстафьева О.Л. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.5–13.
4. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. Е.С.Северина. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С.22-25.
5. Гринстейн Б., Гринстейн А. Наглядная биохимия: Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – С. 10-16.
6. Щербак И.Г. Биохимия: Учебник. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – С.45 -53.
7. Изменения белкового состава органов при онтогенезе и болезнях (Методичка для самостоятельной работы).
Лабораторная работа