Контроль выполнения лабораторной работы

1. Что происходит с молекулами белков при высаливании? Как можно этого добиться?

2. Почему при нагревании белка с разбавленным раствором уксусной кислоты происходит выпадение осадка, а с более концентри рованным — нет?

3. Какие связи в молекулах протеинов рвутся в присутствии сильных кислот?

4. Перечислите реагенты, способные вызвать денатурацию белка.

5. Объясните принцип количественного определения белков в биологических жидкостях с помощью биуретовой пробы.

Темы рефератов:

1. Механизмы флотации белков в растворах.

2. Механизмы действия различных физических факторов на молекулы протеинов при денатурации.

3. Определение молекулярной массы биополимеров методом гель-хроматографии.

4. Разделение белков плазмы крови методом электрофореза.

Лабораторно-практическое занятие № 3

Тема: Классификация белков. Простые и сложные белки: особенности строения и функции в организме.

Цель: Сформировать представления о структуре простых и сложных белков, познакомиться с их классификацией и биологической ролью важнейших классов.

Значение: Белки подразделяются на классы в зависимости от формы молекул и их строения. Биологические функции биополимеров находятся в тесной взаимосвязи с их структурой. Результаты, полученные при детальном исследовании различных классов протеинов, наглядно иллюстрируют эти структурно-функциональные взаимоотношения. Например, гемопротеины участвуют в процессах связывания и транспорта кислорода, углекислого газа, переноса электронов; коллаген и эластин способствуют формированию соединительной ткани; нуклеопротеины обеспечивают передачу генетической информации. Изучение особенностей строения белков различных классов позволяет понять причины и выявить молекулярные основы ряда генетических болезней.

Исходный уровень:

1. Строение, свойства и классификация протеиногенных аминокислот, их

амфотерность, изоэлектрическая точка.

2. Природа пептидной связи, её прочность и амфотерность.

3. Уровни организации белковых молекул. Природа химических связей, принимающих участие в стабилизации вторичной и третичной структуры. Формы белковых молекул.

4. Понятие об олигомерах.

5. Растворение белков. Факторы, стабилизирующие их растворы.

6. Химическое строение нуклеотидов, углеводов, липидов и гема.

7. Органоиды клетки (ядро, митохондрии, рибосомы и т.д.)

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие о простых и сложных белках. Природа простетических групп. Природа химических связей, образующихся между апопротеинами и простетическими группами.

2. Классификация простых белков по заряду, растворимости, молекулярной массе.

3. Протамины и гистоны, их роль в организме.

4. Альбумины плазмы крови и тканей, их функции.

5. Глобулины как апопротеины сложных белков плазмы крови, их значение. Белковый коэффициент.

6. Классификация сложных белков.

7. Нуклеопротеины: строение белковой части молекулы и простетической группы, роль в жизнедеятельности клетки.

8. Липопротеины: характеристика простетической группы и особенности строения апопротеинов. Липопротеины клеточных мембран.

9. Липопротеины плазмы крови, их классификация по гравитационной плотности и электрофоретической подвижности. Липидный состав и функции отдельных классов.

10. Хромопротеины: характер простетических групп, примеры различных хромопротеинов (флавопротеины, Родопсин, гемоглобин).

11. Гемопротеины, их представители: миоглобин, гемоглобин, каталаза, пероксидазы, цитохромы; особенности строения и биологические функции.

12. Гемоглобин: строение белковой части молекулы (глобина) и простетической группы (гема). Механизмы переноса кислорода и углекислого газа. Отравление угарным газом.

13. Строение белковой и углеводной компонент молекул гликопротеинов, их роль в построении клеточных и органоидных мембран, образовании факторов иммунной защиты, обеспечении групповой принадлежности крови, органной и видовой специфичности.

14. Протеогликаны — белково-углеводные комплексы соединительной ткани. Антикоагулянты (гепарин).

15. Фосфопротеины: особенности строения апопротеина, характер и способ присоединения простетической группы; биологическая роль.

16. Металлопротеины: характер простетической группы, примеры металлопротеинов и их роль в организме.

Литература

Основная

1. Лекции по биоорганической химии.

2. Лекции по биохимии «Простые и сложные белки».

3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1998. — С. 71-96.

4. Николаев А.Я. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004.— С.37-38; 47-48.

5. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С. 5.

Дополнительная

1. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С.Северина. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005 (2003). — С. 58-59.

2. Биологическая химия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Под ред. Ковалевской. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – С.36-44.

3. Биохимия (в вопросах и ответах) (учебное пособие для студентов мед. вузов) / Т.П.Вавилова, Евстафьева О.Л. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.5–13.

4. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. Е.С.Северина. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С.22-25.

5. Гринстейн Б., Гринстейн А. Наглядная биохимия: Пер. с англ. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – С. 10-16.

6. Щербак И.Г. Биохимия: Учебник. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – С.45 -53.

7. Изменения белкового состава органов при онтогенезе и болезнях (Методичка для самостоятельной работы).

Лабораторная работа

Наши рекомендации