Проверка качества усвоения знаний (конечный уровень)

А) Вопросы для защиты лабораторной работы

1. Какие методы определения глюкозы в крови вы знаете?

2. Принцип определения глюкозы в каждом из известных методов.

3. Какой из известных методов определения глюкозы является наиболее спе­цифичным?

4. Перечислите методы определения глюкозы в моче?

5. Какой метод определения глюкозы в основе экспресс анализа "глюкотест"?

6. Для диагностики каких патологий назначается анализ глюкозы в крови и мо­че?

7. Каково нормальное содержание глюкозы в крови? Моче?

8. Что такое гипергликемия? Гипогликемия? Глюкозурия?

9. Назовите причины гипергликемии.

10. Перечислите причины гипогликемии.

11. Назовите гипер- и гипогликемические гормоны.

12. В каких случаях необходимо исследование концентрации глюкозы в крови и моче?

13. Чем опасна длительная гипергликемия?

14. Назовите причины глюкозурии.

15. Рассчитайте концентрацию глюкозы в крови, если известно, что ЕО= 0,01 и ЕСТАНДАРТА= 0,02, концентрация глюкозы в стандартной пробе равна 10 ммоль/л.

Б) Ситуационные задачи

1. Могут ли янтарная, яблочная, лимонная кислоты служить предшественниками глюкозы? Если да, то составьте схему превращения. Сколько АТФ необходимо для синтеза 1 молекулы глюкозы в каждом случае?

2. Описано два типа заболеваний. Для одного характерен дефект фосфорилазы мышц, для другого - печени. Назовите признаки этих заболеваний. Как изменится концентрация лактата в крови после физической нагрузки? Какова реакция больных на введение глюкагона?

3. При длительных физических нагрузках запасы гликогена истощаются не только в работающих, но и в неработающих мышцах. Обсудите механизм взаимосвязи обмена гликогена в этих тканях. Какой орган опосредует эту взаимосвязь?

4. Спортсмен пробежал 100-метровую дистанцию. Изменится ли содержание молочной кислоты в крови? Почему?

5. При добавлении АТФ к гомогенату мышечной ткани снизилась скорость гликолиза. Концентрация глюкозо-6-фосфата и фруктозо-6-фосфата увеличилась, а концентрация всех других метаболитов при этом снизилась. Укажите фермент, активность которого снижается при добавлении АТФ.

6. Подберите среди предложенных (А – С) подходящее изменение метаболизма углеводов для перечисленных состояний:

1) Через 1-2 часа после еды в состоянии покоя.

2) Голодание в течение 2-х суток.

3) Утром натощак (постабсорбтивное состояние).

4) В промежутках между приемами пищи.

А. В печени усиливается распад гликогена.

В. В печени усиливается синтез гликогена.

С. В печени усиливается ГНГ из глицерина и аминокислот.

7. Выберите утверждения, правильно характеризующие процесс глюконеогенеза:

а) является одним из источников глюкозы в крови;

б) регуляторные ферменты катализируют необратимые реакции;

в) ингибируется при накоплении в клетке АТФ;

г) протекает главным образом в печени, а также коре почек и слизистой тонкого кишечника;

д) обеспечивает глюкозой мозг в тех случаях, когда глюкоза в организм не поступает.

8. Сколько АТФ образуется при окислении сахарозы до углекислого газа и воды?

9. Сколько молекул АТФ нужно затратить на синтез 10 молекул глюкозы из пирувата?

Занятие № 3

1.Тема: Пентозофосфатный путь окисления глюкозы. Глюкоза крови и ее регуляция. Гетерополисахариды.

2. Форма учебного процесса:лабораторно-практическое занятие.

3. Актуальность:Знание механизмов поддержания гомеостаза глюкозы крови необ­ходимо для понимания патогенеза ряда заболеваний: сахарный диабет, стероидный диабет, феохромацитома и другие. Гетерополисахариды выполняют структурообразовательную функцию и ряд других важных функций. Материал данной темы будет широко использоваться при изучении дисциплин медицинского профиля.

4.Цель общая:

4.1.1. Изучить пути окисления глюкозы.

4.1.2. Изучить механизмы поддержания гомеостаза глюкозы крови.

4.1.3. Изучить строение и функции протеогликанов и гликопротеинов.

4.1.4. Научиться определять содержание гликопротеинов в крови и объяснять полученные результаты на основе диагностического значения

4.2. Конкретные цели:

Знать:

1. Окисление лактата.

2. Пентозофосфатный путь. Значение. Регуляция.

3. Регуляция глюкозы крови гормонами.

4. Строение и функции гетерополисахаридов.

Уметь:

1. Определять концентрацию серогликоидов в сыворотке крови.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию

Исходный уровень знаний

1. Химическое строение гетерополисахаридов (курс биоорганической химии).

2. Ферменты.

3. Основные метаболические пути обмена углеводов (гликолиз, глюконеогенеза, обмен гликогена)

4. Строение нуклеотидов.

По новой теме

1. Окисление лактата.

2. Пути образования и использования глюкозо-6-фосфата.

3. Пентозофосфатный путь окисления глюкозы. Ход реакций в окислительной части пентозофосфатного пути. Пентозный цикл.

4. Значение пентозофосфатного пути для организма.

5. Регуляция пентозофосфатного пути.

6. Возрастные и тканевые особенности пентозофосфатного пути.

7. Глюкоза крови и ее регуляция.

8. Сахарные нагрузки и сахарные кривые.

9. Основные причины гипергликемии.

10. Неферментативное гликозилирование белков.

11. Причины гипогликемии.

12. Гетерополисахариды, определение, классификация.

13. Протеогликаны, строение значение.

14. Гликопротеины, их строение и значение.

Рекомендуемая литература

1. Конспект лекций.

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф., "Биологическая химия", 1990, стр. 266-275, 521-525.

3. Николаев А.Я., "Биологическая химия", 1989, стр. 253-270, 405-408.

Наши рекомендации