Тема 2.8.1. КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА АНИОНЫ I-II-III АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП

Цели: - Изучить свойства анионы I-II-III аналитических групп.

- Научиться выполнять качественные реакции на анионы: сульфат, тиосульфат, карбонат, оксалат, борат, фосфат, хлорид, бромид, иодид, нитрат, нитрит, ацетат.

Требования к знаниям:

- групповые реактивы на анионы I - II аналитических групп;

- характерные реакции на анионы I-II-III аналитических групп.

Продолжительность

занятия 90 мин.

Место проведения

занятия лаборатория химии

ЗАДАНИЕ:

1. ИЗУЧИТЬ СВОЙСТВА АНИОНОВ I- II- III АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП.

2. ЗАПОЛНИТЬ В ДНЕВНИКЕ ТАБЛИЦУ ПО ЗАРАНЕЕ ПРЕДЛОЖЕННОМУ ОБРАЗЦУ (домашнее задание)

3. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

4. ВЫПОЛНИТЬ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ РАБОТУ

а) ПРОВЕСТИ КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА АНИОНЫ I - группы:

сульфат - анион − действие хлорида бария.

тиосульфат - анион − действие хлорида бария,

− нитрата серебра, кислот

карбонат- анион − действие хлорида бария,

− кислот,

− фенолфталеина.

фосфат - анион − действие хлорида бария,

(гидрофосфат-анион) − магнезиальной смеси,

− молибдата аммония.

оксалат-анион − действие хлорида бария,

− перманганата калия,

− хлорида кальция.

борат-анион − действие хлорида бария,

− спирта (в присутствии

серной конц. кислоты)

− на куркумовой бумаге.

б) ПРОВЕСТИ КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА АНИОНЫ II группы:

хлорид- анион − действие нитрата серебра

бромид-анион − действие нитрата серебра,

− хлорамина Б.

йодид -анион − действие нитрата серебра,

− хлорамина Б

− хлорида железа (III)

в) ПРОВЕСТИ КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА АНИОНЫ III группы:

нитрат-анион − действие дифениламина.

нитрит-анион − действие дифениламина,

− кислот,

− антипирина.

ацетат-анион − действие хлорида железа(III)

− спирта (в присутствии серной конц. кислоты).

ОБЪЯСНИТЬ АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ.

СФОРМУЛИРОВАТЬ ВЫВОД ПО ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ.

  1. ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ ВЫХОДНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Требования к умениям:

- выполнять качественные реакции на анионы I-II-III аналитических групп.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Чтение текста учебника В.Д. Пономарев, Аналитическая химия, М. Медицина, 1982 с. 152-164

2. Чтение текста учебно-методического пособия Т.С. Панкратовой, Качественный анализ, Калуга, 2004г. с. 50-63.

3. Сообщение о применении солей, содержащих анионы I-II-III аналитических групп в медицинской практике.

4. Ответить на контрольные вопросы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое анион?

2. Какие классификации анионов вам известны?

3. Как классифицируются анионы в зависимости от действия групповых реактивов?

4. Какие анионы относятся к I аналитической группе?

5. У какого аниона I аналитической группы бариевая соль не растворима в кислотах?

6. Белый, жёлтый, бурый, чёрный … о каком анионе идёт речь?

7. Какие частные реакции используются для обнаружения фосфат аниона?

8. Какие вещества входят в состав магнезиальной смеси?

9. Как называется осадок, полученный от действия магнезиальной смеси на фосфат-анион?

10. Почему при действии фенолфталеина на карбонат анион раствор окрашивается в малиновый цвет?

11. Какой анион можно обнаружить с помощью куркумовой бумаги?

12. Какие анионы относятся ко II аналитической группе?

13. Какой групповой реактив используется для выделения анионов II аналитической группы?

14. Какие свойства имеют галогениды серебра?

15. Какой реактив можно использовать для одновременного открытия бромид и иодид ионов?

16. Как проводятся эти реакции?

17. Какие свойства бромид и иодид - ионов подтверждает эта реакция?

18. Какие анионы относят к III аналитической группе?

19. Чем III аналитическая группа отличается от I и II групп?

20. Какой реактив одновременно открывает нитрат и нитрит анионы?

21. Почему эти реакции называют чувствительными?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Раздел II Качественный анализ

Темы II.2 - II. 8 КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Цели: - контроль знаний по теме «Качественный анализ».

- комплексное применение знаний по теме «Качественный анализ».

Продолжительность

занятия 90 мин.

Место проведения

занятия лаборатория химии

Требования к знаниям:

- методы качественного анализа;

- аналитическая классификация катионов и анионов по группам;

- реактивы групповые, частные, специфические;

- дробный и систематический анализ;

- аналитические реакции и условия их выполнения;

- качественный анализ катионов:

ü натрия, калия, аммония

ü серебра, свинца(!!)

ü бария, кальция

ü алюминия, цинка

ü железа(II-III)

ü марганца(II), магния

ü меди(II)

- специфические реакции на катионы I-II-III аналитических групп

- действие групповых реактивов

- фармакопейные реакции на катион цинка

- применение в фарманализе

- групповые реактивы на анионы I-II-III аналитических групп

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Чтение текста учебника В.Д. Пономарев, Аналитическая химия, М. Медицина, 1982 .

2. Чтение текста учебно-методического пособия Т.С. Панкратовой, Качественный анализ, Калуга, 2004.

3. Чтение конспекта лекций.

4. Работа с дневниками для лабораторно-практических занятий

РАЗДЕЛ III

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ

Лабораторно - практическое занятие № 5

Наши рекомендации