Коллоквиум по теме: «Липидный обмен»
1. Классификация липидов, их общие свойства. Жиры, простые и смешанные, твердые и жидкие. Химические названия, биологическая роль в организме.
2. Строение, конформация, функции высших жирных кислот. Биологическая функция полиненасыщенных ВЖК.
3. Переваривание и всасывание липидов в организме. Желчь, ее состав, желчные кислоты. Роль парных желчных кислот. Липолитические ферменты, их активация.
4. Транспорт липидов в организме. Транспортные формы: хиломикроны, ЛПОНП, ЛПНП, ЛПВП, особенности состава, функции.
5. Ресинтез липидов в стенке кишечника.
6. Окисление жирных кислот, энергетическая ценность, локализация процесса. Роль карнитина.
7. Биосинтез жирных кислот, последовательность реакций. Особенности строения синтазы ВЖК.
8. Пути утилизации глицерина в организме.
9. Биосинтез триацилглицеринов в организме.
10. Роль ацетил-КоА в метаболизме липидов. Регуляторные механизмы его использования.
11. Кетоновые тела, кетогенез. Содержание кетоновых тел в крови в норме и при патологии.
12. Строение, конформация, амфифильность глицеро- и сфингофосфотидов. Их роль как компонентов биологических мембран и транспортных форм липидов.
13. Содержание фосфолипидов в крови в норме. Биосинтез фосфолипидов. Роль фосфатидной кислоты.
14. Строение и функции гликолипидов (церамидов, цереброзидов, ганглиозидов).
15. Холестерол, содержание в крови в норме, понятие о гиперхолестеринемии.
16. Биологическая роль холестерола и его эфиров.
17. Биосинтез холестерола, последовательность реакций; пути его утилизации в организме.
18. Роль биотина и КоА в липидном обмене.
19. Обмен липопротеинов.
20. Эйкозаноиды, их роль.
21. Перекисное окисление липидов. Физиологическая роль, значение при патологии. Антиоксиданты, классификация, механизм действия. Роль глутатиона и селена.
22. Биомембраны, особенности строения, виды транспорта веществ.
23. Регуляция липидного обмена, роль ЦНС, гормонов, витаминов.
24. Патология липидного обмена: ожирение, жировое перерождение, желчнокаменная болезнь, атеросклероз.
25. Наследственная патология липидного обмена (дислипопротеинемии, сфинголипидозы и т. д.).
Лабораторно-практическое занятие №18
Тема: Биологическая ценность пищевых белков, процессы переваривания белков и всасывание аминокислот. Общие пути обмена аминокислот (реакции декарбоксилирования, дезаминирования, трансаминирования).
Цель: Изучить процессы переваривания белков в желудочно-кишечном тракте, выработать представления об общих путях превращения аминокислот в организме.
Значение: Белки – важнейшие пластические компоненты диеты, незаменимые источники биогенного азота, необходимые для роста и регенерации. В то же время белки – носители чужеродной антигенной информации и должны гидролизоваться при переваривании, утрачивая антигенность, иначе их неполное расщепление приведет к пищевой аллергии, либо аутоаллергическим эксцессам. Аминокислоты, образующиеся при переваривании белков и поступающие в клетки тканей, подвергаются катаболизму, а так же специфическим реакциям. Катабализм большенства аминокислот начинается с отщепления ά-аминогруппы в результате двух типов реакций: трансаминирования и дезаминирования. Некоторые аминокислоты могут подвергаться декарбоксилированию. Амины, образовавшиеся в этих реакциях, часто являются биологическиактивными веществами.
Исходный уровень:
1.Строение аминокислот, их классификация.
2. Уровни организации белковой молекулы, типы связей.
3. Классификация, физико-химические свойства белков.
4. Биологическая роль белков, ферментов в организме.
5. Классификация и номенклатура ферментов.
6. Активация зимогенов.
7. Этапы катабализма, их взаимоотношение с биоэнергетическими процессами.
8. Печень, почки, особенности строения и функции.
Вопросы для самоподготовки
1. Содержание белков в важнейших пищевых продуктах животного и растительного происхождения. Пищевые белки как источники аминокислот в организме.
2. Виды азотистого баланса. Азотистое равновесие.
3. Норма белка в питании, белковый минимум.
4. Факторы, определяющие биологическую ценность пищевых белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты.
5. Роль соляной кислоты желудочного сока.
6. Заболевания, обусловленные отсутствием или избытком соляной кислоты в желудочном соке (ахлоргидрия, гипохлоргидрия, гиперхлоргидрия).
7. Протеолитические ферменты (протеиназы) желудочного, панкреатического и кишечного соков (пепсин, трипсин, химотрипсин), их функции, субстратная специфичность (избирательность гидролиза пептидных связей).
8. Проферменты протеиназ и механизмы их превращения в ферменты.
9. Роль экзопептидаз (карбоксипептидаза, аминопептидаза, дипептидаза) в образовании дипептидов и свободных аминокислот .
10. Продукты переваривания белков в желудочно-кишечном тракте и их всасывание.
11. Роль печени как диспетчера аминокислот в организме.
12. Гниение белков в кишечнике. Продукты гниения и пути их обезвреживания в печени.
13. Общие пути распада аминокислот в организме.
14. Декарбоксилирование аминокислот, образование биогенных аминов (гистамин, серотонин, g-аминомасляная кислота, катехоламины) и их функции.
15. Дезаминирование аминокислот в тканях и его виды. Биологическое значение. Роль пиридоксина в дезаминировании.
16. Трансаминирование аминокислот. Биологическая роль. Роль витамина В6 в реакциях трансаминирования, механизм реакций. Специфичность аминотрансфераз.
Литература
Основная:
1.Лекции «Азотистый баланс. Азотистое равновесие. Переваривание белков. Общие пути обмена аминокислот».
2.Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1998.- С.268-273, 277-278, 295-395.
3.Николаев А.Я. Биологическая химия.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: МИА, 2004.- С. 380-386, 405-410, 422-432.
4. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С.25-26.
Дополнительная:
1. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005 (2003). - С.458 – 490.
2. Биохимия. Тесты и задачи: Учеб. пособие для студентов мед. вузов / Под ред. Е.С.Северина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.219-251.
3. Биологическая химия: Учебное пособие для студ. высших учебн. заведений / Под ред. Н.И.Ковалевской. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – С. 160-180.
4. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. член-корр. Е.С.Северина, А.Я.Николаева. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С. 226-235; 405-412.
5. Биохимия (в вопросах и ответах): Учеб. пособие для студентов мед. вузов. – М.: ВЕДИ, 2005. – С.67-76.
6. Зайчик А.Ш., Чурилов. Основы общей патологии. Часть 2. Основы патохимии. (Учебник пособие для студентов медицинских ВУЗов) – СПб, ЭЛБИ-СПб, 2000. – С. 28–47, 53-68.
7. Клиническая биохимия / Под ред. В.А.Ткачука. – М.:ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С.76-79.
8. Щербак И.Г. Биохимия: Учебник. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – С.306 -318.
9. Возрастная характеристика процессов переваривания и всасывания белков. Характеристика белковой диеты разного возраста. Белковая недостаточность. Квашиоркор. Возрастная направленность использования аммиака в организме. Физиологическая протеинурия и креатинурия (Методичка для самостоятельной работы).
10.Диагностическое значение биохимического анализа желудочного и дуоденального соков. Протеиназы поджелудочной железы и панкреатиты. Применение ингибиторов протеаз для лечения панкреатитов (Методичка для самостоятельной работы).
Лабораторная работа