Физические свойства галогенов

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ГАЛОГЕНЫ

Физические свойства галогенов - student2.ru

МОДУЛЬ 0

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Изучив данную программу, студент должен знать:

- особенности электронного строения атомов галогенов,

- важнейшие степени окисления галогенов,

- валентность атомов галогенов в ковалентных соединениях,

- изменение в группе галогенов атомных характеристик (атомный радиус, энергия ионизации, сродство к электрону, электроотрицательность),

- нахождение в природе,

- физические и химические свойства простых веществ,

- получение и свойства соединений галогенов со степенью окисления –1,

- получение и свойства соединений галогенов с положительными степенями окисления.

Изучив данную программу, студент должен уметь:

- выявлять и объяснять закономерности в изменении свойств простых веществ и важнейших соединений галогенов,

- проводить лабораторные опыты по получению и изучению свойств хлора, брома, йода и важнейших соединений галогенов.

МОДУЛЬ 1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЛОГЕНОВ (Hal)

УЭ-0. Цели и задачи модуля.

Изучив данный модуль, студент должен знать:

- электронное строение атомов галогенов, особенности строения атома фтора,

- степени окисления и валентные состояния атомов Hal,

- закономерности изменения в группе галогенов следующих свойств атомов:

- радиус атома,

- энергия ионизации,

- сродство к электрону,

- относительная электроотрицательность,

- нахождение галогенов в природе.

Изучив данный модуль, студент должен уметь:

- объяснять закономерности изменения атомных характеристик в группе галогенов,

- давать общую характеристику соединениям галогенов, исходя из степеней окисления атомов.

УЭ-1. Вводный контроль.

Задание 1. Изобразить электронно-графические формулы внешнего электронного уровня атомов галогенов. Чем принципиально отличается электронное строение атома фтора? Что такое кайносимметрия?

УЭ-2. Степени окисления и валентность атомов галогенов.

Задание 2. Напротив каждой степени окисления в таблице 1 напишите формулы соответствующих соединений.

Таблица 1

Степени окисления галогенов

F Cl Br I
Степень окисления Пример Степень окисления Пример Степень окисления Пример Степень окисления Пример
  +7   +7   +7  
–1   +6   +6   +6  
    +5   +5   +5  
    +4   +4   +4  
    +3   +3   +3  
    +2   +2   +2  
    +1   +1   +1  
         
    –1   –1   –1  

Почему у фтора нет положительных степеней окисления?

Задание 3. Валентность элемента определяется числом валентных орбиталей и числом валентных электронов. Чему равна максимально возможная валентность фтора? Сколько валентных орбиталей имеет атом хлора? Какова максимальная валентность хлора в известных соединениях?

УЭ-3. Атомные характеристики галогенов.

Задание 4. Постройте график зависимости rков(Hal) = f(z). Объясните наблюдающуюся закономерность.

Таблица 2

Степени окисления галогенов

Элемент rков., нм I1, эВ Е, эВ ОЭ dHal-Hal, ­нм св., кДж/моль Ткип., °С Физические свойства галогенов - student2.ru В
F 0,071 17,42 3,34 4,0 0,142 78,00 –187 2,87
Cl 0,099 13,01 3,61 3,0 0,199 121,30 –34,2 1,359
Br 0,114 11,24 3,36 2,8 0,228 111,80 58,75 1,065
I 0,133 10,45 3,06 2,5 0,267 106,84 184,5 субл 0,536

Задание 5. Сродство к электрону хлора (Е) выше, чем у фтора. Как это объяснить?

Задание 6. По данным таблицы 2 сделайте вывод об изменении атомных характеристик в группе галогенов.

УЭ-4. Галогены в природе.

Задание 7. Одним из законов геохимии является утверждение, что элементы с четными атомными номерами имеют большее распространение в природе, чем элементы с нечетными номерами. Проверьте это правило, сравнив распространенность р-элементов VI и VII групп.

Таблица 3

Распространенность в природе р-элементов VI и VII групп

Элемент Содержание в земной коре, масс. % Элемент Содержание в земной коре, масс. %
O 47,4 F 9,5∙10–2
S 2,6∙10–2 Cl 1,3∙10–2
Se 5∙10–6 Br 3,7∙10–5
Te 5∙10–7 I 1,4∙10–5
Po следы At следы

Задание 8. За исключением вулканических газов в природе встречаются только соединения галогенов. Предложите гипотезу образования хлора в недрах вулкана.

МОДУЛЬ 2

ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА

УЭ-0. Цели и задачи модуля.

Изучив данный модуль, студент должен знать:

- лабораторные методы получения галогенов,

- важнейшие физические свойства галогенов,

- важнейшие химические свойства галогенов.

Изучив данный модуль, студент должен уметь:

- получать в лаборатории Cl2, Br2 и I2.

- проводить лабораторные опыты по изучению свойств хлора, йода, хлорной, бромной и йодной воды.

УЭ-1. Вводный контроль.

Задание 1. Сравните стандартные окислительно-восстановительные потенциалы галогенов (таблица 2). Какие из галогенов можно получить, используя стандартный раствор перманганата калия ( Физические свойства галогенов - student2.ru = 1,507 В)? Почему для получения газообразного хлора используют кристаллический KMnO4?

УЭ-2. Получение галогенов.

Опыт 1. (Тяга!) Получение хлора.

В колбу Вюрца поместить около 10 г KMnO4. Из капельной воронки добавлять по каплям концентрированную соляную кислоту. Выделяющийся газ после пропускания через промывные склянки с насыщенным раствором NaCl и концентрированной H2SO4 (с какой целью?) собрать в большие пробирки. После заполнения (определяется по цвету) пробирки закрыть пробками.

Опыт 2. (Тяга!) Получение брома и йода. В сухую пробирку поместить несколько кристаллов KBr и MnO2. Добавить 2-3 капли конц. H2SO4 и немного подогреть. Повторить опыт, используя вместо бромида йодид калия.

УЭ-3. Свойства галогенов.

Задание 1. Заполните таблицу 3.

Таблица 3

Физические свойства галогенов

Галоген Агрегатное состояние при комнатной температуре Цвет Отношение к нагреванию
F2      
Cl2      
Br2      
I2      

Опыт 3. (Тяга!) Возгонка йода.

В сухую пробирку поместить 2-3 кристаллика йода. Осторожно нагреть. Повторить опыт, закрыв пробирку ватным тампоном. Сравнить результаты опытов. Дать объяснения.

Опыт 4. (Тяга!) Получение хлорной воды.

Опустить газоотводную трубку с выделяющимся хлором (опыт 1) в стакан с водой. Насыщать воду хлором в течение 10 минут. Отметить цвет и запах (проверять осторожно) полученной хлорной воды.

Опыт 5. (Тяга!) Получение раствора гипохлорита натрия.

Опустить газоотводную трубку с выделяющимся хлором (опыт 1) в стакан с холодным раствором NaOH. Насыщать раствор хлором в течение 10 минут. Полученный раствор сохранить для последующих опытов.

Опыт 6. (Тяга!) Получение бертолетовой соли.

Опустить газоотводную трубку с выделяющимся хлором (опыт 1) в стакан с горячим раствором КOH. Насыщать раствор хлором в течение 10 минут. Полученный раствор охладить. Объяснить выпадение кристаллов.

Опыт 7. (Тяга!) Растворимость йода в воде, растворе KI и органических растворителях.

1-2 кристаллика йода поместить в пробирки с 1-2 мл различных растворителей. Взболтать. Результаты наблюдений занести в таблицу 4.

Таблица 4

Наши рекомендации