Определение массовой доли гидрокарбоната натрия

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №13

ТЕМА 3.2.3.: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ

ГИДРОКАРБОНАТА НАТРИЯ »

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1.Закрепить знания по методу нейтрализации;

2.Научиться определять и рассчитывать массовую долю гидрокарбоната натрияв растворе по результатам титрования.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:лаборатория химии.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ:180 минут

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: Таблица « Периодическая таблица химических

элементов Д.И.Менделеева»

Экспериментальные задачи: растворы NaHCО3 различной концентрации,

Реактивы: рабочие растворы С (NaOH). 0,1 моль/л; метилоранж.

Оборудование: мерные пипетки на 1, 5 и 10 мл, колбы для титрования,

мерные колбы на 100 мл, воронки.

К занятию студенты должны ЗНАТЬ:

1. Основные сведения о титриметрическом анализе.

2.Точка эквивалентности и способы ее фиксации. Индикаторы.

3.Требования к реакциям в титриметрическом анализе.

4.Классификация методов и способы титрования.

5. Способы выражения концентрации рабочего раствора.

Растворы с молярной концентрации эквивалента, молярные

растворы. Титр.

6. Титрованные растворы. Растворы с титром приготовленным и

титром установленным.

7. Исходные вещества. Требования к исходным веществам.

8. Вычисления в титриметрическом анализе.

9.Понятие о поправочном коэффициенте. Способы его нахождения.

10.Метод кислотно-основного титрования (метод нейтрализации):

а) основное уравнение метода;

б) рабочие растворы; ацидиметрия и алкалиметрия;

в) стандартные вещества;

в) индикаторы, подбор индикаторов;

г) порядок и техника титрования.

ПЗ №13 ФГОС 2009 года –2 –

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какой анализ называют титриметрическим?

2. Что такое титр?

3. Что такое точка эквивалентности?

4. Как фиксируют точку эквивалентности?

5. Какие требования предъявляют к реакциям в титриметрическом анализе?

6. Какие существуют методы титриметрического анализа?

7. Какой метод титриметрического анализа называют методом кислотно-основного титрования?

8. Какая реакция называется реакцией нейтрализации?

9. Какие вещества определяют этим методом?

10. Как классифицируются методы кислотно-основного титрования в зависимости от используемых рабочих растворов?

11. По какому веществу определяется точная концентрация НСl?

12. По какому веществу определяется точная концентрация NaOH?

13. Какие требования предъявляются к исходным веществам?

14. Какой индикатор применяется в методе ацидиметрии, и как фиксируется точка эквивалентности?

15. Какой индикатор применяется в методе алкалиметрии, и как фиксируется точка эквивалентности?

16. Что называют областью перехода окраски индикатора?

17. Назовите область перехода окраски индикатора для фенолфталеина и метилоранжа.

18. От чего зависит выбор индикатора?

19. Объясните выбор индикатора при количественном определении NaНСО3?

20. Объясните выбор индикатора при количественном определении HCl ?

21. Что такое показатель титрования?

22. Чему равен показатель титрования для фенолфталеина и метилоранжа?

23. Что показывает титр по определяемому веществу?

ПЗ №13 ФГОС 2009 года – 3 –

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

В тетрадях по самоподготовке:

а) Напишитеуравнение реакции, лежащее в основе определения массовой доли гидрокарбоната натрия в растворе.

б) Для количественного определения каких лекарственных средств:

а) кислоты хлороводородной, б) калия хлорида, в) борной кислоты, г)натрия гидрокарбоната, д) натрия салицилата, е)натрия бромида

можно использовать метод кислотно-основного титрования? Ответ мотивируйте.

в) Предложите методы качественного (реакции подлинности или обнаружения) и количественного анализа хлорида аммония.

Напишите уравнения качественных реакций, укажите внешний эффект, назовите продукты реакций.

Опишите технику выполнения количественного анализа (можно рисунок), напишите уравнение реакции, лежащее в основе предложенного метода.

г) Решите задачу:

Определите массовую долю (% ) гидрокарбоната натрия в растворе, если было приготовлено разведение 5 − 100 и на титрование 10 мл приготовленного разведения гидрокарбоната натрия потребовалось 4 мл раствора хлороводородной кислоты с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/ л и поправочным коэффициентом 0,98 .

На занятии студенты должны:

I. Ответить на вопросы входного контроля.

II. Выполнить практическую работу

ПЗ №13 ФГОС 2009 года – 4–

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Определение массовой доли гидрокарбоната натрия.

Алгоритм выполнения работы:

а) Пипетку на …. мл промойте исследуемым раствором гидрокарбоната натрия.

б) В колбу для титрования поместите …. мл исследуемого раствора гидрокарбоната натрия и 1-2 капли метилоранжа.

в) Пипетку на мл промойте водой очищенной, промывным раствором хлороводородной кислоты и заполните рабочим раствором хлороводородной кислоты .

г) Титруйте исследуемый раствор гидрокарбоната натрия три раза рабочим раствором хлороводородной кислоты с Сэ(НСl) = 0,1 моль/л от желтой до розовой окраски раствора, не исчезающей при стоянии раствора в течение 30 секунд.

V1+V2+V3

д) Вычислите средний объем рабочего раствора кислоты Vcр =----------

е) Напишите уравнение реакции.

ж) Составьте условие для расчета.

NaНСО3 НС1

V = … мл Сэ= 0,1 моль/л

Определение массовой доли гидрокарбоната натрия - student2.ru V = средний

W(%)=? К = 1,02

з) Выполните расчет массовой доли гидрокарбоната натрия в растворе:

C(НС1/ Mэ(NaНСО3)

Т НС1/ NaНСО3= -------------------------= ;

To * V(НС1) * K( НС1) * 100

W (%) NаНСО3 = ----------------------------------------- = ;

V NaНСО3

и) Сделать вывод по проделанной работе.

III. Ответьте на вопросы выходного контроля.

ПЗ №13 ФГОС 2009 года – 5 –

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:

знать:

- теоретические основы аналитической химии;

- методы количественного анализа;

- требования к реакциям, исходным веществам, титрованным растворам;

- вычисления в титриметрическом анализе.

уметь:

- владеть техникой обычных аналитических операций;

- грамотно оформлять и обрабатывать полученные результаты;

- работать с мерной посудой;

- готовить титрованные растворы, устанавливать титр и эквивалентную концентрацию раствора;

- титровать пипеткой;

- точно фиксировать точку конца титрования (точку эквивалентности );

- выбирать необходимые методы анализа;

- применять методы количественного анализа при контроле различных исследуемых веществ;

- наблюдать, обобщать, сравнивать, математически обрабатывать экспериментальные данные;

ПЗ №13 ФГОС 2009 года – 6 –

Приобретаемые компетенции:

1.Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение своей квалификации.

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно – гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.1. Изготовлять лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждения здравоохранения.

ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.

ПК 2.3.Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1.А.А.Ищенко «Аналитическая химия» М. «Академия» 2012 г. стр.155-181(выборочно);

2.Полеес М.Э., Душечкина И.Н. «Аналитическая химия. М.: Медицина, 2010 стр.202-216.

Дополнительная

1. Барсукова З.С. «Аналитическая химия». М.: Высшая школа, 2008.

2. Харитонов Ю.Я., «Аналитическая химия». Москва «Высшая школа», 2007. 3. Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. «Аналитическая химия», М., Химия, 2007.

4. Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. "Аналитическая химия" в 2-х книгах.

М., Химия, 2008.

Наши рекомендации