Предмет химии. Вещества. Свойства веществ
ВВЕДЕНИЕ
1. Дайте ответы на следующие вопросы:
Что называют физическим телом?
__________
Что называют веществом?
__________
Что называют свойствами вещества?
__________
Какие свойства относят к физическим?
_______________________________
_____________________
Что понимают под химическими свойствами?
__________
Что такое химия? Назовите области её применения.
_______________________________
Какие вещества называют чистыми?
__________
Что такое смеси и какие они бывают?
__________
__________
Назовите известные вам способы разделения однородных смесей.
__________
__________
__________
Назовите известные вам способы разделения неоднородных смесей.
__________
__________
__________
Что в истории обозначают понятия «медный век», «бронзовый век», «железный век»?
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
__________
Для чего алхимики пытались создать «философский камень»?
__________
Кто и когда ввел понятие относительной атомной массы?
_____________________
Кто ввел термин «химия» и сформулировал первое научное определение химического элемента?
_____________________
Назовите фамилию двух учёных, сформулировавших закон сохранения массы веществ при химических реакциях?
_____________________
Какой учёный ввел понятие «молекула»?
_____________________
Какой учёный построил шкалу атомных масс, близкую к современной, разработал систему символов элементов, с помощью которых стали записывать формулы и уравнения?
_____________________
Какой вклад внёс в химическую науку А. Бутлеров?
__________
__________
Какой вклад внёс в химическую науку Д. Менделеев?
__________
__________
2. Выполните задания:
1. Какие из перечисленных свойств питьевой соды относятся к физическим, а какие – к химическим:
а) питьевая сода не имеет запаха;
б) при нагревании питьевой соды выделяется углекислый газ;
в) при добавлении к раствору питьевой соды раствора медного купороса образуется голубой осадок;
г) в твёрдом виде питьевая сода представляет собой бесцветные кристаллы;
д) при действии на питьевую соду уксуса выделяется углекислый газ;
е) питьевая сода растворима в воде;
ж) при обычных условиях питьевая сода представляет собой твёрдое вещество;
з) кристаллы питьевой соды обладают невысокой твёрдостью.
ОТВЕТ:
а) физические свойства: _______________________________
б) химические свойства: _______________________________
2. Заполните таблицу:
Характеристика | С помощью чего можно определить |
Цвет | |
Масса | |
Ареометр | |
Температура плавления | |
Мензурка | |
Запах | |
Шкала твёрдости | |
Амперметр | |
Размер кристалла | |
3. Что из перечисленного является смесью, а что чистым веществом: дистиллированная вода, яблочный сок, каменный уголь, медь, полиэтилен, сахар, духи, кислород, железо, поваренная соль, глюкоза, молоко, шоколад, нефть?
ОТВЕТ:
а) смесь: ____________
____________________
б) чистое вещество: __
____________________
4.Какие из перечисленных смесей являются неоднородными, а какие – однородными: молоко, чай, суп, шоколад, воздух без пыли, зубная паста, смесь воды и подсолнечного масла, бронза, бензин, бетон, смесь бензина с водой, нефть?
ОТВЕТ:
а) неоднородные смеси: ________________________________
_____________________
б) однородные смеси: __
_____________________
5.Назовите методы, с помощью которых можно разделить следующие смеси:
а) железные, медные и древесные опилки;
__________
_____________________
б) мел и сахар;
__________
в) глину и воду;
__________
г) сухое молоко и крупные куски стекла;
__________
д) сок и фруктовую мякоть;
__________
е) деревянные и медные опилки.
__________
6.В левой колонке таблицы приведено начало некоторых убеждений. Подберите к ним правильное продолжение из правой колонки. Запишите ваши ответы (например, 1а,2б и т.д.).
1. Чтобы разделить твёрдое вещество и жидкость с различными температурами кипения | а) используют подходящий фильтр |
2. Для эффективного разделения двух смешивающихся между собой жидкостей методом дистилляции | б) используют магнит |
3. Для выделения железных предметов из муки | в) необходимо наличие тяготения в месте разделения |
4. Твёрдое вещество и жидкость можно разделить методом отстаивания. Для этого | г) они должны иметь различные температуры кипения |
5. Для быстрого и эффективного разделения неоднородной смеси твёрдого вещества и жидкости. | д) следует применить метод выпаривания |
ОТВЕТ: _____________
7.В левой колонке таблицы приведены фамилии великих учёных, в средней – названия стран, а в правой – вклад в науку. Подберите правильные сочетания и запишите в тетради ваши ответы (например: 1-А-б, 2-В-д и т. д.):
1. Михаил Васильевич Ломоносов | А) Франция | а) Доказал закон сохранения массы веществ |
2. Роберт Бойль | Б) Россия | б) Основатель современного учения об атомном строении веществ |
3. Антуан Лоран Лавуазье | В) Швеция | в) Открыл закон зависимости объёма газов от давления |
4. Джон Дальтон | Г) Россия | г) Развивал представления об атомно-молекулярном строении веществ |
5.Александр Михайлович Бутлеров | Д) Англия | д) Создал теорию химического строения органических веществ |
6. Йёнс Якоб Берцелиус | Е) Англия | е) Установил точные значения атомных масс многих химических элементов |
ОТВЕТ: _____________
Решите тестовые задания
ТЕСТ №1
Предмет химии. Вещества. Свойства веществ
1.Только названия веществ написаны в ряду:
а) льдина, вода, алюминий; в) проволока, медь, ртуть;
б) пробирка, стекло, колба; г) медь, вода кислород.
2. Из меди состоят предметы:
а) нож и таз; в) карандаш и сковорода;
б) проволока и таз; г) мяч и гвоздь.
3. Сахар и соль отличаются свойством:
а) цвет; в) растворимость в воде;
б) вкус; г) агрегатное состояние.
4. Применение алюминиевой проволоки основано на свойстве:
а) серый цвет; в) электрическая проводимость;
б) металлический блеск; г) тяжелее воды
5. При обычных условиях твердое вещество красного цвета, проводит электрический ток, в воде не растворяется. Это может быть вещество:
а) алюминий; б) медь; в) графит; г) железо.
6. Только названия физических тел написаны в ряду:
а) льдина, гвоздь, проволока; в) вода, медь, алюминий;
б) сера, таз, медь; г) колба, ртуть, лед.
7. Из алюминия сделаны физические тела:
а) проволока и колба; в) пробирка и нож;
б) вилка и кастрюля; г) льдина и гвоздь.
8. Медь и железо отличаются свойством:
а) агрегатное состояние; в) цвет;
б) растворимость в воде; г) способность проводить электрический ток.
9. Применение медной проволоки основано на свойстве меди:
а) красный цвет; в) металлический блеск;
б) электрическая проводимость; г) растворимость в воде.
10. При обычных условиях белые кристаллы, хорошо растворимые в воде, сладкие на вкус. Это может быть вещество:
а) соль; б) сахар; в) сода; г) лед.
Таблица ответов:
Номер задания | ||||||||||
Верный ответ |
ТЕСТ №2
Чистые вещества и смеси
1. К чистым относится вещество:
a) глина; б) речная вода; в) сода; г) водопроводная вода.
2. Неоднородная смесь образуется при смешивании веществ:
а) воды и поваренной соли; в) воды и уксусной эссенции;
б) воды и растительного масла; г) все перечисленные.
3. Методом фильтрования можно разделить смесь:
а) воды и глины; в) воды и растительного масла;
б) бензина и растительного масла; г) воды и соды.
4. Железные опилки от медных можно отделить методом:
а) отстаивания в воде; в) магнита;
б) фильтрования; г) выпаривания.
5. Метод отстаивания основан на свойстве компонентов смесей:
а) разная плотность компонентов;
б) разное агрегатное состояние компонентов;
в) растворимость одного компонента в другом;
г) совокупность перечисленных свойств.
6. К смесям относятся:
а) сода; б) соль; в) гранит; г) алюминий.
7. Однородная смесь образуется при смешивании:
а) песка и камней; в) сахара и воды;
б) воды и растительного масла; г) поваренной соли и речного песка.
8. Методом выпаривания можно отделить:
а) соду от воды; в) соду от соли;
б) соль от сахара; г) воду от глины.
9. Воду очистить от примеси песка можно методом:
а) отстаивания; в) фильтрования;
б) дистилляции; г) все перечисленные.
10. Методом фильтрования можно разделить смеси веществ, если:
а) оба компонента жидкие;
б) один компонент жидкий, другой — твердый, нерастворимый в первом;
в) один компонент растворим в другом;
г) компоненты имеют разную плотность.
Таблица ответов:
Номер задания | ||||||||||
Верный ответ |
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:
Теория: _____________________
Практика: __________________
Тест: _______________________
Глава 1