Предмет химии. Вещества. Свойства веществ

ВВЕДЕНИЕ

1. Дайте ответы на следующие вопросы:

Что называют физическим телом?

__________

Что называют веществом?

__________

Что называют свойствами вещества?

__________

Какие свойства относят к физическим?

_______________________________

_____________________

Что понимают под химическими свойствами?

__________

Что такое химия? Назовите области её применения.

_______________________________

Какие вещества называют чистыми?

__________

Что такое смеси и какие они бывают?

__________

__________

Назовите известные вам способы разделения однородных смесей.

__________

__________

__________

Назовите известные вам способы разделения неоднородных смесей.

__________

__________

__________

Что в истории обозначают понятия «медный век», «бронзовый век», «железный век»?

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

Для чего алхимики пытались создать «философский камень»?

__________

Кто и когда ввел понятие относительной атомной массы?

_____________________

Кто ввел термин «химия» и сформулировал первое научное определение химического элемента?

_____________________

Назовите фамилию двух учёных, сформулировавших закон сохранения массы веществ при химических реакциях?

_____________________

Какой учёный ввел понятие «молекула»?

_____________________

Какой учёный построил шкалу атомных масс, близкую к современной, разработал систему символов элементов, с помощью которых стали записывать формулы и уравнения?

_____________________

Какой вклад внёс в химическую науку А. Бутлеров?

__________

__________

Какой вклад внёс в химическую науку Д. Менделеев?

__________

__________

2. Выполните задания:

1. Какие из перечисленных свойств питьевой соды относятся к физическим, а какие – к химическим:

а) питьевая сода не имеет запаха;

б) при нагревании питьевой соды выделяется углекислый газ;

в) при добавлении к раствору питьевой соды раствора медного купороса образуется голубой осадок;

г) в твёрдом виде питьевая сода представляет собой бесцветные кристаллы;

д) при действии на питьевую соду уксуса выделяется углекислый газ;

е) питьевая сода растворима в воде;

ж) при обычных условиях питьевая сода представляет собой твёрдое вещество;

з) кристаллы питьевой соды обладают невысокой твёрдостью.

ОТВЕТ:

а) физические свойства: _______________________________

б) химические свойства: _______________________________

2. Заполните таблицу:

Характеристика С помощью чего можно определить
Цвет  
Масса  
  Ареометр
Температура плавления  
  Мензурка
Запах  
  Шкала твёрдости
  Амперметр
Размер кристалла  
   

3. Что из перечисленного является смесью, а что чистым веществом: дистиллированная вода, яблочный сок, каменный уголь, медь, полиэтилен, сахар, духи, кислород, железо, поваренная соль, глюкоза, молоко, шоколад, нефть?

ОТВЕТ:

а) смесь: ____________

____________________

б) чистое вещество: __

____________________

4.Какие из перечисленных смесей являются неоднородными, а какие – однородными: молоко, чай, суп, шоколад, воздух без пыли, зубная паста, смесь воды и подсолнечного масла, бронза, бензин, бетон, смесь бензина с водой, нефть?

ОТВЕТ:

а) неоднородные смеси: ________________________________

_____________________

б) однородные смеси: __

_____________________

5.Назовите методы, с помощью которых можно разделить следующие смеси:

а) железные, медные и древесные опилки;

__________

_____________________

б) мел и сахар;

__________

в) глину и воду;

__________

г) сухое молоко и крупные куски стекла;

__________

д) сок и фруктовую мякоть;

__________

е) деревянные и медные опилки.

__________

6.В левой колонке таблицы приведено начало некоторых убеждений. Подберите к ним правильное продолжение из правой колонки. Запишите ваши ответы (например, 1а,2б и т.д.).

1. Чтобы разделить твёрдое вещество и жидкость с различными температурами кипения а) используют подходящий фильтр
2. Для эффективного разделения двух смешивающихся между собой жидкостей методом дистилляции б) используют магнит
3. Для выделения железных предметов из муки в) необходимо наличие тяготения в месте разделения
4. Твёрдое вещество и жидкость можно разделить методом отстаивания. Для этого г) они должны иметь различные температуры кипения
5. Для быстрого и эффективного разделения неоднородной смеси твёрдого вещества и жидкости. д) следует применить метод выпаривания

ОТВЕТ: _____________

7.В левой колонке таблицы приведены фамилии великих учёных, в средней – названия стран, а в правой – вклад в науку. Подберите правильные сочетания и запишите в тетради ваши ответы (например: 1-А-б, 2-В-д и т. д.):

1. Михаил Васильевич Ломоносов А) Франция а) Доказал закон сохранения массы веществ
2. Роберт Бойль Б) Россия б) Основатель современного учения об атомном строении веществ
3. Антуан Лоран Лавуазье В) Швеция в) Открыл закон зависимости объёма газов от давления
4. Джон Дальтон Г) Россия г) Развивал представления об атомно-молекулярном строении веществ
5.Александр Михайлович Бутлеров Д) Англия   д) Создал теорию химического строения органических веществ
6. Йёнс Якоб Берцелиус Е) Англия   е) Установил точные значения атомных масс многих химических элементов

ОТВЕТ: _____________

Решите тестовые задания

ТЕСТ №1

Предмет химии. Вещества. Свойства веществ

1.Только названия веществ написаны в ряду:

а) льдина, вода, алюминий; в) проволока, медь, ртуть;

б) пробирка, стекло, колба; г) медь, вода кислород.

2. Из меди состоят предметы:

а) нож и таз; в) карандаш и сковорода;

б) проволока и таз; г) мяч и гвоздь.

3. Сахар и соль отличаются свойством:

а) цвет; в) растворимость в воде;

б) вкус; г) агрегатное состояние.

4. Применение алюминиевой проволоки основано на свойстве:

а) серый цвет; в) электрическая проводимость;

б) металлический блеск; г) тяжелее воды

5. При обычных условиях твердое вещество красного цвета, проводит электрический ток, в воде не растворяется. Это может быть вещество:

а) алюминий; б) медь; в) графит; г) железо.

6. Только названия физических тел написаны в ряду:

а) льдина, гвоздь, проволока; в) вода, медь, алюминий;

б) сера, таз, медь; г) колба, ртуть, лед.

7. Из алюминия сделаны физические тела:

а) проволока и колба; в) пробирка и нож;

б) вилка и кастрюля; г) льдина и гвоздь.

8. Медь и железо отличаются свойством:

а) агрегатное состояние; в) цвет;

б) растворимость в воде; г) способность проводить электрический ток.

9. Применение медной проволоки основано на свойстве меди:

а) красный цвет; в) металлический блеск;

б) электрическая проводимость; г) растворимость в воде.

10. При обычных условиях белые кристаллы, хорошо растворимые в воде, сладкие на вкус. Это может быть вещество:

а) соль; б) сахар; в) сода; г) лед.

Таблица ответов:

Номер задания
Верный ответ                    

ТЕСТ №2

Чистые вещества и смеси

1. К чистым относится вещество:

a) глина; б) речная вода; в) сода; г) водопроводная вода.

2. Неоднородная смесь образуется при смешивании веществ:

а) воды и поваренной соли; в) воды и уксусной эссенции;

б) воды и растительного масла; г) все перечисленные.

3. Методом фильтрования можно разделить смесь:

а) воды и глины; в) воды и растительного масла;

б) бензина и растительного масла; г) воды и соды.

4. Железные опилки от медных можно отделить методом:

а) отстаивания в воде; в) магнита;

б) фильтрования; г) выпаривания.

5. Метод отстаивания основан на свойстве компонентов смесей:

а) разная плотность компонентов;

б) разное агрегатное состояние компонентов;

в) растворимость одного компонента в другом;

г) совокупность перечисленных свойств.

6. К смесям относятся:

а) сода; б) соль; в) гранит; г) алюминий.

7. Однородная смесь образуется при смешивании:

а) песка и камней; в) сахара и воды;

б) воды и растительного масла; г) поваренной соли и речного песка.

8. Методом выпаривания можно отделить:

а) соду от воды; в) соду от соли;

б) соль от сахара; г) воду от глины.

9. Воду очистить от примеси песка можно методом:

а) отстаивания; в) фильтрования;

б) дистилляции; г) все перечисленные.

10. Методом фильтрования можно разделить смеси веществ, если:

а) оба компонента жидкие;

б) один компонент жидкий, другой — твердый, нерастворимый в первом;

в) один компонент растворим в другом;

г) компоненты имеют разную плотность.

Таблица ответов:

Номер задания
Верный ответ                    

ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА:

Теория: _____________________

Практика: __________________

Тест: _______________________

Глава 1

Наши рекомендации