Число протонов в ядре соответствует порядковому номеру химического элемента в периодической сиситеме
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
«Ростовский - на - Дону строительный колледж»
Рабочая тетрадь
Для лабораторных и практических работ по дисциплине «Химия»
Студента I курса группы_____________________________
___________________
(Ф.И.О.)
Ростов-на-Дону
Химия: I курс: рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ/ Н.А.Куринная
Рабочая тетрадь предназначена для работы студентов I курса по выполнению лабораторных и практических работ. Содержит контрольные задания и методику выполнения лабораторных и практических работы, выполнение которых предусмотрено учебной программой дисциплины «Химия», разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007г № 03-1180) и является частью основной профессиональной образовательной программы и составлена в соответствии с ФГОС СПО 3 по специальностям:
270101 - Архитектура
270802 - Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
270809- - Производство неметаллических строительных изделий и Конструкций
270839 - Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции
270841 – Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Содержание
Лабораторная работа №1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. ………………………………………………………………………4
Лабораторная работа №2Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.
Приготовление дисперсных систем. ………………………………………………………….8
Лабораторная работа №3-4 Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.
Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.
Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. ………………………………………………………………………………10
Лабораторная работа №5Химические реакции. ………………………………………..14
Лабораторная работа №6Свойства соединений железа и хрома………………………..16
Лабораторная работа №7 Изготовление моделей молекул органических веществ. …...19
Лабораторная работа №8Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины……21
Лабораторная работа №9Кислородсодержащие органические соединения.
Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала………………………………………24
Лабораторная работа №10 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Изучение свойств белков…………………………………………………27
Практическая работа № 1 Приготовление раствора заданной концентрации……………..
Практическая работа № 2 Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач………………………………………………………………………
Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон……………………………...
Лабораторная работа №1
Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
Цель работы:
· изучить структуру и состав периодической таблицы химических элементов;
· умение давать характеристику элементов по месту их нахождения в таблице.
· закрепить представление о строении вещества.
Ход работы
Используя ранее полученные знания при изучении тем: «Основные понятия и законы химии», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома» студентам предлагается выполнить несколько вариантов заданий.
Задание № 1
Воспользуйтесь учебником О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова Химия тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома», ответьте на вопросы:
1. Что Менделеев считал главной характеристикой атома при построении периодической системы?
_________
2. Сколько вариантов имеет периодическая система элементов?
_________
3. Изучите длинный и короткий вариант таблицы Менделеева. Напишите, чем они отличаются?
_________
4. *Предложите свою структуру периодической системы таблицы Менделеева (задание выполняется в свободной форме на отдельном листе).
Задание № 2.
Теоретическая часть
Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.
Наприме: дана формула оксида меди Cu2O, необходимо определить валентность меди Валентность кислорода постоянная и равна II, а на один атом кислорода приходится 2 атома меди. Следовательно, валентность меди равна I.
Валентность | Примеры формул соединений | |
I II III I и II II и III II и IV III и V II, III и VI II, IV и VI | С постоянной валентностью H, Na, K, Li O, Be, Mg, Ca, Ba, Zn Al, B С переменной валентностью Cu Fe, Co, Ni Sn,Pb P Cr S | H2O, Na2O MgO, CaO Al2O3 Cu2O, CuO FeO, Fe2O3 SnO, SnO2 PH3, P2O5 CrO, Cr2O3, CrO3 H2S, SO2, SO3 |
Определить валентности следующих элементов:
А) SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3, FeO
Б) CO, HCl, HBr, Cl2O5, SO2, РН3, Cu2O,
B) Al2O3, P2O5, NO2, Mn2O7,Cl2O7, Cr2O3,
Г) SiO2, B2O3, SiH4, N2O5,MnO, CuO, N2O3.
____________________
Задание № 3.
Теоретическая часть
Относительная молекулярная масса - сумма всех относительных атомных масс входящих в молекулу атомов химических элементов.
Мr = Аr1 * i1+ Ar2* i2+ Аr3 * i3…
Где Мr – относительная молекулярная масса вещества
Аr1 , Ar2, Аr3 … – относительные атомные массы элементов входящих в состав этого вещества
i1, i2, i3… – индексы при химических знаках химических элементов.
Пример: Вычислить относительную молекулярную массу молекулы серной кислоты (H2SO4)
Последовательность действий | Выполнение действий |
1. Записать молекулярную формулу серной кислоты. | H2SO4 |
2. Подсчитать по формуле относительную молекулярную массу серной кислоты, подставив в формулу относительные атомные массы элементов и их индексы | Mr (H2SO4 ) = Ar (H)· n + Ar (S)· n + Ar (O)· n = 1·2 + 32 + 16?4=98 |
3. Записать ответ. | Ответ: Mr (H2SO4 ) = 98. |
Определить относительную молекулярную массу веществ:
A) Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4
Б) A12(S04)3, H2SO4 , K2S, Mg(OH)2
B) SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH
Г) PO3, Zn(OH)2, H2SiO3, AlCl3
____________________
Задание № 4.
Теоретическая часть
«Атом» - греч «неделимый». Атомы, тем не менее, имеют сложное строение.
В центре – атомное ядро, имеющее чрезвычайно малые размеры по сравнению с размерами атома. В состав ядра входят положительные частицы – протоны (р+) и нейтральные частицы – нейтроны (n0). Таким образом, ядро атома заряжено положительно.
Протоны – частицы с положительным зарядом +1 и относительной массой 1.
Нейтроны – электронейтральные частицы с относительной массой 1.
Положительный заряд атома равен числу протонов.
Число протонов в ядре соответствует порядковому номеру химического элемента в периодической сиситеме
Электронная оболочка атома окружает положительно заряженное ядро и состоит из отрицательных частиц – электронов е-.
Электроны – частицы с отрицательнымзарядом -1 и относительной массой 1/1837 от массы протона.
Так как в целом масса всех электронов ничтожно мала, ее можно пренебречь. Значит, практически вся масса атома сосредоточена в ядре и представляет собой сумму масс протонов и нейтронов.
Массовое число – суммарное число протонов и нейтронов, округленно равно значению относительной атомной массе химического элемента (Ar).
Число нейтронов в ядре равно разности между массовым числом и числом протонов. N = A – Z
N – число нейтронов
A – массовое число
Z – число протонов.