Распознавание полимеров
Полимер, состав | Внешние признаки | Отношение к нагреванию | Характер горения | Действие продуктов разложения или горения на индикаторы и другие вещества |
Полиэтилен [-СН2-СН2-]n | Полупрозрачный, эластичный, на ощупь жирный | Размягчается, из расплава можно вытянуть нить | Горит синеватым пламенем, распространяя запах горящей свечи; продолжает гореть вне пламени | Не обесцвечивают раствор бромной воды |
Поливинилхлорид | Относительно мягкий, при понижении температуры становится твердым и хрупким, цвет различный | Быстро размягчается | Горит коптящим пламенем, выделяя хлоро-водород; вне пламени не горит | Окрашивают влажную лакмусовую бумажку в красный цвет; с раствором AgN03 образуют белый осадок |
Феноло – формальдегидная смола | Твердая, хрупкая, окрашена в темные цвета от коричневого до черного | При сильном нагревании разлагается | Трудно загорается, распространяя запах фенола; вне пламени постепенно гаснет | Продукты разложения не исследуются |
По итогам проведённых опытов заполните таблицу, сравнивая результаты испытаний со справочными данными, сделайте выводы, о проделанной работе
Опыт | Исходные вещества | Признаки реакции |
Горение | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие продуктов горения или разложения на индикатор | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие кислот | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие щелочей | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Действие ацетона | Образец 1 | |
Образец 2 | ||
Образец 3 | ||
Результаты распознавания |
РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ
Задание 1. Выданы пробирки с: а) этиловым спиртом; б) раствором глицерина; в) раствором уксусной кислоты; г) раствором ацетата натрия. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.
Задание 2. Докажите опытным путем, что в спелых фруктах содержится глюкоза.
Задание 3. Докажите опытным путем, что сырой картофель, белый хлеб, крупы (рис, манка) содержат крахмал.
Задание 4. В состав меда входят глюкоза и фруктоза. Докажите наличие глюкозы в растворе меда.
Задание 5. В четырех пробирках находятся растворы крахмала, сахарозы, глюкозы и глицерина. Определите каждое вещество с помощью качественных реакций.
Задание 6. В двух пробирках находятся растворы белка и глюкозы, в третьей — растительное масло. Определите химическим способом каждое из указанных веществ.
Задание 7. Исходя из этанола, получите одно из следующих веществ: а) сложный эфир; б) этилен; в) ацетальдегид. Отметьте, как вы установили наличие полученных веществ.
Составьте уравнения химических реакций, укажите условия их протекания.
Условия выполнения задания
1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время
2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.
3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций
Шкала оценки образовательных достижений:
Критерии оценки:Выполнение работы более 90% –оценка «5»,
70-90% - оценка «4»,
50 -70% - оценка «3»,
Менее 50% - оценка «2».
Лабораторная работа №1
Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.
Цель работы:
· изучить структуру и состав периодической таблицы химических элементов;
· умение давать характеристику элементов по месту их нахождения в таблице.
· закрепить представление о строении вещества.
Ход работы
Используя ранее полученные знания при изучении тем: «Основные понятия и законы химии», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома» студентам предлагается выполнить несколько вариантов заданий.
Задание № 1
Воспользуйтесь учебником О.С.Габриелян, И.Г.Остроумова Химия тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома», ответьте на вопросы:
1. Что Менделеев считал главной характеристикой атома при построении периодической системы?
______________
2. Сколько вариантов имеет периодическая система элементов?
_______________
3. Изучите длинный и короткий вариант таблицы Менделеева. Напишите, чем они отличаются?
________________________________
Задание № 2.
Теоретическая часть
Зная формулы веществ, состоящих из двух химических элементов, и валентность одного из них, можно определить валентность другого элемента.
Наприме: дана формула оксида меди Cu2O, необходимо определить валентность меди Валентность кислорода постоянная и равна II, а на один атом кислорода приходится 2 атома меди. Следовательно, валентность меди равна I.
Валентность | Примеры формул соединений | |
I II III I и II II и III II и IV III и V II, III и VI II, IV и VI | С постоянной валентностью H, Na, K, Li O, Be, Mg, Ca, Ba, Zn Al, B С переменной валентностью Cu Fe, Co, Ni Sn,Pb P Cr S | H2O, Na2O MgO, CaO Al2O3 Cu2O, CuO FeO, Fe2O3 SnO, SnO2 PH3, P2O5 CrO, Cr2O3, CrO3 H2S, SO2, SO3 |
Определить валентности следующих элементов:
А) SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3, FeO
Б) CO, HCl, HBr, Cl2O5, SO2, РН3, Cu2O,
B) Al2O3, P2O5, NO2, Mn2O7,Cl2O7, Cr2O3,
Г) SiO2, B2O3, SiH4, N2O5,MnO, CuO, N2O3.
________________________________
Задание № 3.
Теоретическая часть
Относительная молекулярная масса - сумма всех относительных атомных масс входящих в молекулу атомов химических элементов.
Мr = Аr1 * i1+ Ar2* i2+ Аr3 * i3…
Где Мr – относительная молекулярная масса вещества
Аr1 , Ar2, Аr3 … – относительные атомные массы элементов входящих в состав этого вещества
i1, i2, i3… – индексы при химических знаках химических элементов.
Пример: Вычислить относительную молекулярную массу молекулы серной кислоты (H2SO4)
Последовательность действий | Выполнение действий |
1. Записать молекулярную формулу серной кислоты. | H2SO4 |
2. Подсчитать по формуле относительную молекулярную массу серной кислоты, подставив в формулу относительные атомные массы элементов и их индексы | Mr (H2SO4 ) = Ar (H)· n + Ar (S)· n + Ar (O)· n = 1·2 + 32 + 16?4=98 |
3. Записать ответ. | Ответ: Mr (H2SO4 ) = 98. |
Определить относительную молекулярную массу веществ:
A) Cu2O, KNO3, Na2Si03, Н3РО4
Б) A12(S04)3, H2SO4 , K2S, Mg(OH)2
B) SO3, CaCO3, H2SO3, NH4OH
Г) PO3, Zn(OH)2, H2SiO3, AlCl3
________________________________
Лабораторная работа№2