Основные понятия и законы химии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………....4
Занятие 1. Основные понятия и законы химии …………………………………………......5
Занятие 2. Практическое занятие № 1. Расчеты по химическим формулам и уравнениям ………........................................................................................................................................11
Занятие 3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Распределение электронов по энергетическим уровням Закономерности изменения свойств элементов и их соединений Валентные возможности атомов.………………………………………………………………………………………...13
Занятие 4. Практическое занятие № 2. Составление электронных формул атомов элементов, графических схем (энергетических диаграмм) заполнение их электронами. Химическая связь. Строение вещества.……………………………………………................................................................20
Занятие 5. Основные классы неорганических соединений ….............................................28
Занятие 6. Водные растворы. Теория электролитической диссоциации. Свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации (ТЭД)..........................................................................................................................................36
Занятие 7. Реакции ионного обмена. Кислотность растворов. pH среды. Гидролиз солей..........................................................................................................................................41
Занятие 8. Лабораторная работа № 1. Реакции ионного обмена. Расчетные задачи на вычисление массы и массовой доли веществ........................................................................46
Занятие 9. Лабораторная работа № 2. Испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей.………………………………….....................................................................................49
Занятие10. Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений о.в.р. методом электронного баланса. Определение окислителей и восстановителей.…………………….....................................................................................50
Занятие 11. Электролиз.Практическое занятие №3 Составлениереакции ОВР методом электронного баланса .………………....................................................................................53
Занятие 12. Общая характеристика металлов. Сравнительная характеристика металлов I – III групп главных подгрупп. Алюминий и его соединения...............................................................................................................................57
Занятие 13. Лабораторная работа № 3. Общие свойства металлов.…………………………...........................................................................................68
Занятие 14 Металлы побочных подгрупп. Характеристика железа и его соединений. Расчёт массовой доли компонентов смеси веществ.…………………………………………………….....................................................69
Занятие 15. Лабораторная работа № 4. Получение и окислительные свойства гидроксидов железа. Качественные реакции на ионы железа’’2+’’и’’3+’’...................................................................................................................75
Занятие 16. Общая характеристика неметаллов по положению в периодической системе. Галогены. Сравнительная характеристика элементовVII группы и их соединений. Качественные реакция на ионы CL-...................................................................................................................................................79
Занятие 17. Лабораторная работа № 5
Качественные реакции на хлорид, сульфат, фосфат и карбонат анионы.….................................................................................................................................83
Занятие 18. Обобщение знаний по разделу. Генетическая связь неорганических соединений. Контрольная работа №1…………....................................................................84
Рекомендуемая литература …………………………………………………………………88
Приложение ............................................................................................................................89
ВВЕДЕНИЕ
Химия является одной из основных естественнонаучных дисциплин, знание которой помогает человеку ориентироваться в современном мире. В условиях все большего развития науки, техники, создания и использования новых материалов, способов переработки пищевого сырья, использования огромного количества различных энергоносителей, при острой потребности грамотного и бережного отношения к окружающему миру химические знания становятся все более необходимыми каждому цивилизованному человеку.
Цель настоящего пособия – помочь студентам в усвоении химических знаний, в умении их практического использования. Большее внимание уделено методам выполнения практических заданий, приобретения умений и навыков в работе с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, в решении расчетных и экспериментальных задач, в анализе уравнений протекающих химических реакций. В данном пособии внимание акцентируется на общих правилах и принципах химии, знание которых существенно облегчает выполнение практических заданий. Весь материал соответствует объему рабочей программы по общей и неорганической химии и сгруппирован в соответствии с календарно-тематическим планом проведения учебных занятий по химии для студентов 1 курса всех специальностей отделения СПО.
Для успешного освоения дисциплины «Общая неорганическая химия» студент должен ознакомиться с материалом по изучаемой теме в рекомендованных учебных пособиях или учебниках, проанализировать выполнение представленных в пособии примеров заданий и расчетных задач и приступить к заданиям для самостоятельного выполнения. Практические и лабораторные задания выполняются на аудиторных занятиях под руководством преподавателя с целью обеспечения безопасности при работе (лабораторные занятия) и предотвращения возможных фактических ошибок. Практические занятия преследуют цель закрепления знаний, отработки определенных умений и навыков и тематического контроля знаний.
Студент, пропустивший аудиторное занятие, должен самостоятельно освоить материал темы и выполнить предложенные задания.
Для работы студентам необходимы справочные материалы: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости кислот, солей и оснований, электрохимический ряд напряжений металлов и простейший калькулятор.
ЗАНЯТИЕ 1
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ
Химия – наука о веществах, их строении, свойствах, превращениях и применении.
Каждое вещество имеет определенные физические и химические свойства. К физическим свойствам относят агрегатное состояние, плотность, цвет, прозрачность, температуры плавления и кипения, растворимость, электропроводность и др. Химические свойства – это способность данного вещества превращаться в другие вещества.
Физические явления– это изменение формы или агрегатного состояния вещества, в результате которых не образуются новые вещества.
Химические явления (химические реакции) – превращение одних веществ в другие. Каждая химическая реакция сопровождается признаками химических реакций:
- образование или растворение осадка,
- выделение газа,
- изменение цвета,
- появление или изменение запаха,
- выделение или поглощение большого количества энергии (часто в виде тепла и света).
Химия, как и все другие науки, использует специальный язык: символы химических элементов, химические формулы, уравнения химических реакций.
Химическая формула– это условная запись состава вещества с помощью химических символов и индексов. Химическая формула серной кислоты H2SO4
Уравнение химической реакции – условная запись химического превращения с помощью химических формул и коэффициентов.
H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O (уравнение реакции нейтрализации)
Классификация химических реакций:
- По количеству исходных и полученных веществ (реакции соединения, разложения, замещения, обмена),
- по факту выделения или поглощения энергии в ходе реакции (реакции экзотермические и эндотермические),
- по изменению степени окисления атомов (реакции окислительно-восстановительные и реакции, не сопровождающиеся изменением степеней окисления атомов),
- по наличию катализатора (реакции каталитические и некаталитические),
- по возможности протекания реакций в двух взаимообратных направлениях (реакции обратимые и необратимые).
Например, растворение металлического натрия в воде описывается уравнением химической реакции
2 Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2↑ + Q
Это реакция:
1) замещения, 2) экзотермическая, 3) окислительно-восстановительная, 4)некаталитическая, 5) необратимая.
А реакция окисления сернистого газа
катализатор
2 SO2 + O2 = 2SO3 + Q
является реакцией 1) соединения, 2) экзотермической, 3) окислительно-восстановительной, 4) каталитической, 5) необратимой.
Химические вещества в зависимости от вида структурных единиц имеют атомное, молекулярное или ионное строение.
Атом – мельчайшая химически неделимая частица вещества.
Молекула– мельчайшая частица вещества, повторяющая его химические свойства. Молекулы химических веществ в ходе химических реакций изменяются.
При химических расчетах используются следующие величины:
m – абсолютная масса (г, кг)
mа –абсолютная масса атома (г, кг)
Аr – относительная атомная масса (безразмерная величина)
Мr– относительная молекулярная масса (безразмерная величина)
М – молярная масса (г/моль)
ν – количество вещества (моль)
V –объем (л, м3, мл)
Vm – молярный объем газа (моль/л)
N – число структурных частиц (атомы, молекулы, ионы)
NА – число Авогадро
ω – массовая доля (безразмерная величина в долях единицы или в процентах).
Обратите внимание! Vm = 22,4 л/моль для любого газа объемом
1 моль (при н.у.). Под нормальными условиями (н.у.) понимают 0оС и 105Па (1 атм).
NA = 6,02 · 1023 частиц (для любого химического вещества количества вещества 1 моль)