Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного курса химии основного общего образования
Демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 - 9 классы).
Как в 8-х так и в 9-х классах проводятся занимательные опыты:
«Кровь без раны»
Готовят растворы хлорида железа (III) и роданида аммония. Ваткой, смоченной раствором хлорида железа (III) протирают ладонь, а тупой нож смачивают раствором роданида аммония. Проводят ножом по ладони. Появляются капли "крови".
«Волшебная палочка»
Готовят смесь: 0,5 г перманганата калия и 3 - 4 капли серной кислоты (конц.). Отпускают в эту смесь стеклянную палочку, которой затем касаются фитиля спиртовки. Спиртовка загорается.
В соответствии с учебной программой в 8 классе проделывают демонстрационные опыты:
Опыт 1: «Взаимодействие мрамора с соляной кислотой».
Реактивы: Мрамор, соляная кислота, известковая вода.
Оборудование: Штатив, пробирки, газоотводная трубка, фарфоровая чашка, спиртовка.
Ход опыта: В пробирку помещают кусок мрамора и наливают соляную кислоту. Выделяющийся газ пропускают через раствор известковой воды. Она мутнеет. По окончании реакции несколько капель полученного раствора выпаривают в фарфоровой чашке. Образуется налёт минеральной соли - хлорида кальция.
Вывод: При взаимодействии двух веществ - соляной кислоты и мрамора - были получены совершенно новые вещества - углекислый газ и хлорид кальция.
Опыт 2: «Действие щелочей и кислот на индикаторы».
Реактивы: Растворы щелочи и кислоты в воде, фенолфталеин, лакмус метиловый оранжевый.
Оборудование: Штатив с пробирками.
Ход опыта: В три пробирки наливают раствор щелочи, добавляют индикаторы. Проделывают данные операции с раствором кислоты.
Вывод: В кислой среде лакмус приобретает красную окраску, фенолфталеин – бесцветный, метиловый оранжевый – розовый. В нейтральной среде: лакмус – фиолетовый, фенолфталеин – бесцветный, метиловый оранжевый – оранжевый. В щелочной среде: лакмус – синий, фенолфталеин – малиновый, метиловый оранжевый – желтый.
Опыт 3: «Возгонка йода» (видеодемонстрация).
Реактивы: Йод.
Оборудование: Пробирка, штатив, спиртовка.
Ход опыта: В пробирку, закреплённую в штативе, помещают небольшое количество кристаллического йода. Нагревают.
Вывод: При лёгком нагревании происходит возгонка йода.
В соответствии с учебной программой в 9 классе проделывают демонстрационные опыты:
Опыт 1: «Взаимодействие щелочных металлов с водой».
Реактивы: Металлический натрий (калий), вода, фенолфталеин.
Оборудование: Кристаллизатор, нож, фильтровальная бумага.
Ход опыта: В воду капают несколько капель фенолфталеина. Отпускают в воду небольшой кусок натрия, предварительно очистив его от оксидной плёнки. Фенолфталеин приобретает малиновую окраску.
Вывод: Щелочные металлы при взаимодействии с водой образуют щёлочи.
Опыт 2: «Демонстрация оксидной плёнки алюминия».
Реактивы: Алюминиевая проволока.
Оборудование: Штатив, спиртовка.
Ход опыта: Нагревают алюминиевую проволоку. Проволока размягчается, металл превращается в жидкость. Продолжают нагревать проволоку ещё несколько минут. Расплавленный алюминий не теряет форму проволоки, из-за присутствия на её поверхности оксидной плёнки.
Вывод: Оксид алюминия - тугоплавкое вещество.
Опыт 3: «Получение хлороводорода и его растворение в воде».
Реактивы: Хлорид натрия, серная кислота (конц.), индикаторная бумага, вода.
Оборудование: Штатив, пробирки, газоотводная трубка.
Ход опыта: Проводят реакцию взаимодействия хлорида натрия с водой. Поток выделяющегося газа направляют в пробирку с водой. Среду раствора определяют с помощью индикаторной бумажки.
Вывод: Хлороводород - газ, который легко растворяется в воде. В пробирке образуется соляная кислота.
Заключение
В процессе исследования нам удалось рассмотреть сущность познавательного интереса школьников на уроках химии. В школьной практике мотивация на учёбу чаще всего выступает в форме интереса, который проявляют ученики при проведении демонстрационного эксперимента на уроках химии. Глубокие интересы могут возникнуть только на основе внутренней мотивации. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение себя в нем, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации. Задача педагога заключается в раскрытии внутреннего потенциала.
А также рассмотрели виды демонстрационного эксперимента в школьном курсе, изучили проблему использования школьного химического эксперимента, потому что она является одной из наиболее разработанных в методике, так как именно она более других отражает специфику учебного предмета. Демонстрационный эксперимент и натуральные объекты помогают изучать свойства веществ, внешнее проявление химической реакции. Демонстрация химических опытов на лекциях дает эмоциональную разгрузку, поднимает интерес к изложению учебного материала, позволяет сделать смысловую паузу и тем самым способствует лучшему усвоению курса химии. Помимо демонстрационного эксперимента, в арсенале современного учителя химии имеется множество других средств наглядности, которые при правильном использовании повышают эффективность и качество урока (интерактивные средства обучения, таблицы, модели, макеты, internet-ресурсы).
Изучили методику демонстрации эксперимента на уроке химии в 8 - 9 классах в соответствии с учебной программой.
Список литературы
1. Батина Е.В. Общая методика обучения химии: методическое пособие [Текст]. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011. - 106 с.
2. Верховский В.Н. Техника и методика химического эксперимента в школе: Пособие для преподавателей и студентов педвузов [Текст]. - М.: Учпедгиз. - Т 1: Приборы, материалы, приёмы работы и описание опытов. - 2010. - 544 с.
3. Головнер В.Н. Интересные уроки. М.: «НЦ ЭНАС»,2005. – 56-60с.
4. Зуева М.В. Школьный химический практикум, 8 – 9 классы. М.: «Дрофа», 2013.-89-103 с.
5. Маринива Д. Л. Журнал «Химия в школе», № 2, 3, 2005.-8-10 с.