Лабораторная работа № 2

А.С. Кужаров

А.В.Хохлов

В.Э. Бурлакова

Сборник индивидуальных заданий, типовые задачи, примеры решения контрольных заданий по химии

Ростов-на-Дону, 2008

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Донской государственный технический университет

Сборник индивидуальных заданий, типовые задачи, примеры решения контрольных заданий по химии

Методическое обеспечение рейтинговой системы

Ростов-на-Дону, 2008

УДК 546(075.8)

К88

А.С.Кужаров, А.В.Хохлов, В.Э. Бурлакова.Сборник индивидуальных заданий, типовые задачи, примеры решения контрольных заданий по химии: Метод. обеспечение рейтинговой системы по химии. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2008.

ISBN 5-7890-0127-0

Представлено описание лабораторных работ, индивидуальные задания, типовые задачи, примеры решения контрольных заданий, вопросы к коллоквиумам по химии. Предназначено студентам 1 курса всех специальностей.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Донского государственного технического университета

Научный редактор к.х.н., доц. В.С.Болотников

Рецензент д.х.н., проф. С.Б. Булгаревич

ã Издательский центр ДГТУ, 2008

Введение

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей технического университета.

Общая химия является основным элементом химической подготовки инженера. Курсы общей химии, читаемые в ДГТУ, соответствуют требованиям ГОС для соответствующих специальностей. Обучение студентов на кафедре химии проводится в рамках рейтинговой системы РИТМ, что обеспечивает систематическую работу студентов в течение семестра и состоит из восьми модульных заданий, каждое из которых включает:

- теоретическое изучение отдельных разделов курса для усвоения основных теоретических положений и закономерностей общей химии;

- закрепление и углубление теоретических представлений, а также приобретение навыков при экспериментальном исследовании основных свойств элементов и их соединений в ходе лабораторного практикума;

- отработку умений использовать теоретические знания в процессе решения практических задач.

Индивидуальные задания предназначены для самостоятельной подготовки к контрольным мероприятиям (коллоквиумы, самостоятельные работы). Все виды работ, выполненные студентом, получают соответствующую оценку, что обеспечивает более объективный подход к оценке знаний студента. Кроме того, рейтинговая система предоставляет возможность студенту самостоятельно определить темп и глубину изучения материала как в пределах одного модуля, так и всего курса.

Предлагаемое пособие способствует, на наш взгляд, сознательному изучению общей химии, более глубокому усвоению фундаментальных химических понятий, развитию у студентов химического мышления, что позволяет использовать полученные знания на практике.

ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ:

БЛОК 1

Тема 1. Основные классы неорганических соединений

Тема 2. Атомно-молекулярная теория

Тема 3. Строение атома. Периодический закон Д.И. Менделеева

Тема 4. Химическая связь и строение молекул

Тема 5. Химическая кинетика и равновесие

Тема 6. Неорганическая химия

БЛОК 2

Тема 7. Дисперсные системы. Концентрация растворов. Ионные реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей. Свойства растворов неэлектролитов. Коллоидные растворы.

Тема 8. Окислительно-восстановительные реакции

Тема 9. Общие и электрохимические свойства металлов

Тема 10. Основы химической термодинамики

Тема 11. Органическая химия и высокомолекулярные соединения(ВМС)

ПРАВИЛА РАБОТЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Перед началом каждой лабораторной работы следует изучить по учебнику относящийся к ней теоретический материал. Ни одну аналитическую реакцию нельзя выполнять, пока не будет ясна ее химическая сущность.

1. При выполнении лабораторной работы необходимо строго соблюдать указания преподавателя и лаборантов.

2. Рабочее место, посуда и приборы всегда должны быть безукоризненно чистыми, необходимо следить за чистотой реактивов в склянках и никогда не опускать использованную пипетку в склянку с другим реактивом. Если окажется, что реактив загрязнен, то его надо заменить свежим.

3. Нельзя пробовать вещества на вкус.

4. Концентрированные кислоты, щелочи и дурно пахнущие реактивы должны находиться в вытяжном шкафу.

5. Обращение с концентрированными кислотами и щелочами требует осторожности, т.к., попадая на кожу или одежду, они вызывают ожоги или порчу одежды. Нельзя засасывать их в пипетки ртом. При попадании на кожу кислоты или щелочи пораженное место обмывают большим количеством воды под краном. Если необходимо, остатки кислоты нейтрализуют раствором Na2CO3, а остатки щелочи раствором уксусной кислоты.

6. Нельзя наклоняться над сосудом с нагреваемой жидкостью, а также над сосудом, в котором смешивают какие-либо вещества, особенно жидкости. Наблюдать за ходом реакции в стеклянном сосуде следует через его стенки.

7. Нельзя выливать в раковину растворы кислот, щелочей и солей ртути, выбрасывать осадки, фильтры, битое стекло, бумагу и т.п. Для этого служат керамические банки или эмалированные ведра.

8. Во избежание отравлений в лаборатории категорически воспрещается принимать пищу. Необходимо тщательно мыть руки после работы.

9. Нельзя держать горючие, легко воспламеняющиеся и летучие вещества (спирт, бензол, сероуглерод и т.п.) вблизи пламени или сильно нагретых приборов.

10. Следует экономно расходовать электроэнергию, газ, водопроводную и дистиллированную воду.

11. Нельзя наливать горячую жидкость в толстостенную стеклянную посуду, так как она может лопнуть.

12. После выполнения, лабораторной работы необходимо привести рабочее место в порядок, сдать его дежурному и только тогда можно оставить лабораторию.

БЛОК 1

Общие задания для всех вариантов по темам 1-6

Максимальное

количество баллов

1. Выполните лабораторную работу «Классы неорганических соединений» ............………………………………………………....... 20

2. Выполните лабораторную работу «Определение молярной массы эквивалента метал-ла» ………………………………....................... 20

3. Выполните самостоятельные работы .............…...................... 50´4

4. Сдайте коллоквиум .................................……...............................100

Индивидуальные задания для всех вариантов по темам 1-6 (блок 1)

Максимальное количество баллов за каждое задание-10:

5. Найдите массовую долю…

6.Рассчитайте…

7.Определите…

8.Определите методом МО возможность образования связи в молекуле X …

9. Объясните по методу валентных связей образование ковалентной связи в молекуле Y…

10. Решите задачу.

11. Во сколько раз изменится скорость прямой и обратной реакции …

12.Температурный коэффициент реакции равен Y. Как изменится скорость реакции при изменении температуры от T1 до T2

Индивидуальные задания выполняются в соответствии с номером варианта, полученным студентом у преподавателя. Номера задач для всех вариантов приведены в таблице в конце методического пособия.

Задание 5

1. Серы в CuSO4·5H2O 16.Углерода в СН3СООН

2. Натрия в Na2SO4·7H2O 17. Углерода в C2H5OH

3. Меди в CuSO4·5H2O 18. Водорода в H2MoO4

4. Марганца в Mn2O7 19. Серы H2SO4

5. Углерода в C6H6 20. Фосфора в H3PO4

6. Кислорода в CH3COOH 21. Азота в N2O5

7. Меди в CuS 22. Углерода в CO

8. Молибдена в MoO2Cl2 23. Серы в Tl3AsS4

9. Серы в SF6 24. Хлора в COCl2

10. Фтора в HF 25. Водорода в ацетоне

11. Лития в LiTaO3 26. Кремния в кремниевой кислоте

12. Фосфора в Na2HPO4 27. Железа в гидроксиде железа(III)

13. Хлора в NaCl 28. Натрия в гидроксиде натрия

14. Углерода в C2H5ONa 29. Кальция в гидроксиде кальция

15. Кислорода в Mg(NO3)2×6H2O 30. Хлора в HClO4

Задание 6

31. Массу (г) атома меди

32. Массу (г) молекулы воды

33. Массу (г) молекулы водорода

34. Массу (г) атома гелия

35. Массу (г) молекулы углекислого газа

36. Массу (г) атома железа

37. Массу (г) атома азота

38. Массу (г) атома хрома

39. Массу (г) молекулы дигидрофосфата натрия

40.Массу (г) молекулы гидроксокарбоната меди.

41. Массу (г) 1 л кислорода при 750 мм рт. ст. и температуре 20оС

42. Объем (см3) 2 г гелия при давлении 200,0 атм. и температуре 100оС

43. Давление 5 г сероводорода при 293 К в объеме 0,1 мл

44. Молекулярную массу газа, если 3,428 г его при нормальных условиях (н.у.) занимают объем 1200 мл

45. Объем (см3) 150 г воды при нормальных условиях

46. Массу (г) 5 л водорода при 300 К и 100,7 кПа

47.Массу г) 1 м3 азота при 10оС и 102,9 кПа

48. Объем (см3) водорода при 17оС и 102,45 кПа, выделившегося при растворении 1,5 г цинка в соляной кислоте

49. Объем 3 г кислорода при 0оС и 101,3 кПа

50. Массу (г) одной молекулы гидроксосульфата бария

51. Массу (г) одной молекулы гидроксида меди

52. Массу (г) одной молекулы сульфата хрома

53. Массу (г) одной молекулы хромовой кислоты

54. Массу (г) одной молекулы нитрата серебра

55. Массу (г) одной молекулы дигидроксохлорида алюминия

56. Массу (г) одной молекулы нитрата железа(III)

57. Массу (г) одной молекулы сульфита калия

58. Массу (г) одной молекулы гидроксида кобальта(II)

59. Массу (г) одного атома кальция

60. Массу (г) одного атома калия

Задание 7

61. Какие значения орбитального квантового числа возможны для атома с максимальным значением главного квантового числа, равным 5

62. Сколько значений магнитного квантового числа возможно для электронов энергетического подуровня с орбитальным квантовым числом, равным 6

63. Длину волны электрона, имеющего скорость 2,2×103

64. Сколько свободных d-орбиталей содержится в атомах Cl, Mn, Ti, U

65. Атому какого элемента соответствует электронная формула

1s22s22p63s23p63d104s24p1

66.Сколько неспаренных электронов в основном и возбужденных состояниях имеет атом хлора, и какие орбитали они занимают.

67. Период, группу и подгруппу в периодической таблице элемента № 120

68. Особенности электронного строения атомов хрома и меди, обусловленных провалом электронов

69. Какое максимальное число электронов может содержать атом в электронном слое с главным квантовым числом 4

70. Электронную конфигурацию атомов элементов 8 и 87 и составьте графические схемы заполнения электронами валентных орбиталей их атомов

71.По положению в периодической таблице, какой элемент 1-й группы проявляет наиболее ярко выраженные металлические свойства

72. По положению в периодической таблице, как изменяются неметаллические свойства элементов 7-й группы

73. Какой гидроксид является более сильным основанием. Ответ обоснуйте: а) NaOH или СsOH; б) Ca(OH)2 или Zn(OH)2

74. Как меняется сила кислот в ряду HF, HCl, HBr, HI

75. Электронную конфигурацию атомов элементов 28 и 85 и составьте графические схемы заполнения электронами валентных орбиталей их атомов

76. Электронную конфигурацию атомов элементов 25 и 68 и составьте графические схемы заполнения электронами валентных орбиталей их атомов

77. У какого элемента Mo или Te ярче выражены металлические свойства

78. Электронную конфигурацию атомов элементов 15 и 84 и составьте графические схемы заполнения электронами валентных орбиталей их атомов

79. Электронные конфигурации серы в основном и возбужденных состояниях, представьте их графические схемы и определите возможные валентности

80. Какой из элементов 2-й группы обладает наиболее выраженными металлическими свойствами

81. Электронные конфигурации атома висмута в нормальном и возбужденном состояниях. Составьте их графические схемы. Определите возможные валентности

82. Электронные конфигурации хлора в основном и возбужденных состояниях, представьте их графические схемы и определите возможные валентности

83.Электронные конфигурации фосфора в основном и возбужденных состояниях, представьте их графические схемы и определите возможные валентности

84.Электронные конфигурации иода в основном и возбужденных состояниях, представьте их графические схемы и определите возможные валентности

85.Почему фтор не может проявлять валентность, равную номеру группы

86.Какие элементы не могут проявлять валентность, равную номеру группы

87.Длину волны де Бройля для атома гелия, имеющего скорость 500 м/с

28.Длину волны де Бройля для молекулы азота, имеющего скорость 500 м/с

89. Длину волны де Бройля для атома натрия, имеющего скорость500 м/с

90. Длину волны де Бройля для атома бария, имеющего скорость 500 м/с

Задание 8 (Где X =…)

91. He2 92. Be2 93. C2 94. B2 95. N2 96. O2

97. F2 98. CO 99. NO 100. H2+ 101. Ne2 102. H2-

103. Ва2 104. SiC 105. GeC 106. AlN 107. CsF 108. Cl2

109. Br2 110. K2 111. Ca2 112. S2 113. P2 114. Mg2

115. Al2 116. Ne2 117. Ar2 118. Xe2 119. Si2 120. Kr2

Задание 9 (Где Y = …)

121. Хлороводород 136. Оксид углерода (II)

122. Фторид водорода 137. Ацетилен

123. Фторид бериллия 138. Этилен

124. Аммиак 139. Оксид бериллия

125. Вода 140. Хлорид кальция

126. Сероводород 141. Хлорид бора

127. Метан 142. Хлорид фосфора (III)

128. Пентахлорид фосфора 143. Фторид хлора (III)

129. Этан 144. Хлорид мышьяка (III)

130. Фосфин 145. Гексахлорид серы

131.Фторид кальция 146. Пентафторид фосфора

132. Фторид кремния 147. Пентахлорид сурьмы

133. Пентафторид сурьмы 148. Бромид алюминия

134. Гексафторид серы 149. Хлорид аммония

135.Оксид углерода (IV) 150. Фторид бора

Задание 10

151. Напишите уравнения реакций, позволяющих осуществить следующие превращения: Mg à MgSO4 à Mg(NO3)2 à MgO à (CH3COO)2Mg. Окислительно-восстановительные реакции уравняйте методом электронно-ионного баланса.

152. Составьте уравнения химических реакций, позволяющих осуществить следующие превращения: карбонат кальция à оксид кальция à гидроксид кальция à карбонат кальция à нитрат кальция.

153. Дана схема превращений:

Лабораторная работа № 2 - student2.ru Напишите уравнения реакций, обозначенных стрелками. Назовите неизвестные вещества.

154. Какой из щелочных металлов взаимодействует с азотом при обычных условиях?

Напишите уравнения реакций, соответствующие следующей схеме

Лабораторная работа № 2 - student2.ru Определите неизвестные вещества.

155. Приведите способы получения галогеноводородов. Объясните, почему HJ нельзя получить способами, применяемыми для получения HCl?

156. Какой из металлов - ванадий, ниобий или тантал - взаимодействует с азотной кислотой? Приведите уравнения соответствующих реакций

157. Какие соединения называются гидридами металлов. Составьте уравнения реакций получения гидрида кальция и взаимодействия его с водой. Приведите уравнения соответствующих реакций

158. Осуществите следующие превращения: BaSO4 à BaS à BaCO3 à BaCl2 и

Ca(NO3)2 à CaO à Ca3(PO4)2 . Составьте уравнения соответствующих

реакций, какие из них относятся к окислительно-восстановительным?

159. Укажите способы получения пероксида водорода, приведите уравнения соответствующих реакций.

160. Почему при добавлении раствора хромата калия к растворам CaCl2 и BaCl2, имеющим равную концентрацию, осадок выпадет только в растворе соли бария?

161. Составьте уравнения реакций последовательного превращения следующих веществ: TiCl4 à Ti à TiO2 à TiCl4 à Ti(OH)4

162. Напишите уравнения реакций, соответствующие следующей последовательности превращений:

Лабораторная работа № 2 - student2.ru Назовите неизвестные вещества.

163. Составьте уравнения реакций. Назовите все вещества. Какие из приведенных реакций могут быть использованы для получения метафосфорной кислоты:

а) Лабораторная работа № 2 - student2.ru б) Лабораторная работа № 2 - student2.ru в) Лабораторная работа № 2 - student2.ru г) Лабораторная работа № 2 - student2.ru

164. Дана схема превращений:

Лабораторная работа № 2 - student2.ru Напишите уравнения реакций, назовите вещества.

165. Напишите уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений:

Mn à Mn(NO3)2 à K2MnO4 à X à Mn. Определите неизвестное вещество.

166. Приведите уравнения реакций взаимодействия HBr с а)Ca(OH)2; б)PCl3; в)H2SO4 (конц) ; г) KJ; д)Mg; е)KClO3; и укажите, какие свойства при этом проявляет HBr: кислоты; основания; окислителя; восстановителя.

167. Составьте уравнения реакций взаимодействия алюминия с: а)серой; б) углеродом; в)азотом; г) галогенами; д) фосфором; е)кремнием.

168. Рассчитайте, в каком случае получится больше хлора при одном и том же количестве соляной кислоты, если процесс идет по схемам:

Лабораторная работа № 2 - student2.ru

169. Напишите уравнения реакций, соответствующих следующей схеме:

Лабораторная работа № 2 - student2.ru Определите неизвестные вещества.

170. К раствору, содержащему SbCl3 и BiCl3, добавили избыток раствора гидроксида калия. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций. Какое вещество находится в осадке?

Задание 11.

171. 2Н2 + О2 Û 2Н2О, если концентрацию водорода увеличить в 6 раз.

172. 3H2 + N2 Û 2NH3, если концентрацию водорода увеличить в 7.

173. PCl5(тв) Û PCl3+ Cl2, если концентрацию хлора уменьшить в 4 раза.

174. 2СО + О2 Û 2СО2, если уменьшить давление в системе в 4 раза

175. SO2+O2 Û SO3(газ) + Q кДж /моль,;при уменьшении объема в 3 раза

176. 4 HCl+O2Û2H2O(газ)+2Cl2, если уменьшить давление в системе в 3 раза

177. 2H2S+O2Û2H2O(газ)+2SO2,если увеличить объем системы в 4 раза

178. 2Al(тв) + 3Cl2 Û 2AlCl3(тв), если увеличить объем системы в 2 раза

179. 2NO2 Û 2NO + O2, если давление в системе увеличить в 5 раз

180. NO + O3 Û NO2 + O2, если концентрации исходных веществ увеличить в 4 раза

181. 2H2+I2(газ) Û 2HI(газ), если концентрацию водорода увеличить в 5 раз

182. 2NO + Cl2 Û 2NOCl, если давление увеличить в 10 раз

183. C(тв) + O2 Û СО2,если давление увеличить в 5 раз

184. СО + Н2О(газ) Û СО2 + Н2, сли концентрации всех веществ увеличить в 12 раз

185. 2SO2(газ) + O2 Û 2SO3(газ), если концентрации исходных веществ увеличить в 8 раз

186. H2 + I2(тв) Û 2HI(газ), если концентрации исходных веществ увеличить в 4 раза

187. H2 + Cl2 Û 2HCl, если объем системы увеличить в 2 раза

188. 2NO + O2 Û 2NO2, если концентрации всех веществ уменьшить в 3 раза

189. С(тв) + 2Н2 Û СН4, если давление в системе увеличить в 3 раза

190. Fe3 O4(тв) + 4СО Û 3Fe(тв) + 4CO2, если увеличить давление в системе в 5 раз

191. СО2 + С(тв) Û 2СО, если уменьшить объем системы в 15 раз

192. 4NH3 + 3O2 Û 2N2 + 6H2O, если концентрации исходных веществ увеличить в 5 раз

193. СН4 + 2O2 Û2H2O(газ)+СO2, если концентрации исходных веществ увеличить в 12 раз

194. 2СО + O2 Û 2СО2, (24); если увеличить давление в системе в 4 раза

195. 2СН3ОН( газ)+3O2Û4H2O(газ)+2СO2, если увеличить концентрации исходных веществ в 5 раз

196. 2С6H6(газ) + 15O2 Û 6H2O(газ) + 12СO2 если давление в системе уменьшить в 4 раза

197.С( тв)+2Н2ÛСН4(газ), если давление в системе уменьшить в 3 раза

198. FeO(тв) + СO Û Fe(тв) + СO2, если концентрации всех веществ увеличить в 100 раз

199. S(тв) + O2 Û SO2(газ), если концентрации всех веществ увеличить в 15 раз

200. 2H2 + O2 Û 2H2O(газ), если уменьшить объем системы в 40 раз

Задание 12. (Где Y = …; Т1,(оС) =…; Т2,(оС) =…)

201. Y = 3; Т1 = 17; Т2 = 97. 216. Y = 4; Т1 = 240; Т2 = 140.

202. Y = 4; Т1 = 450; Т2 = 270. 217. Y = 3; Т1 = 75; Т2 = 125.

203. Y = 3; Т1 = 300; Т2 = 400. 218. Y = 3; Т1 = 120; Т2 = 80.

204. Y = 2; Т1 = 50; Т2 = 0. 219. Y =2; Т1 = 175; Т2 = 225.

205. Y = 2; Т1 = 15; Т2 = 215. 220. Y =2; Т1 = 30; Т2 = 80.

206. Y = 4; Т1 = 0; Т2 = 50. 221. Y =4; Т1 = 35; Т2 = 95.

207. Y = 3; Т1 = 70; Т2 = 350. 222. Y =3; Т1 = 50; Т2 = 90.

208. Y = 2; Т1 = 50; Т2 = 150. 223. Y =2; Т1 = 130; Т2 = 70.

209. Y = 3; Т1 = 135; Т2 = 175. 224. Y = 2; Т1 = 130; Т2 = 90 .

210.Y = 4; Т1 = 70; Т2 = 170. 225. Y = 2; Т1 = 260; Т2 =170.

211.Y = 2; Т1 = 120; Т2 = 40. 226. Y = 2; Т1 = 100; Т2 = 20.

212.Y = 3; Т1 = 30; Т2 = 90. 227. Y = 2; Т1 = 120; Т2 = 60.

213.Y = 4; Т1 = 40; Т2 = 0. 228. Y = 2; Т1 = 240; Т2 = 170.

214.Y = 3; Т1 = 100; Т2 = 150. 229. Y = 2; Т1 = 150; Т2 = 90.

215.Y = 2; Т1 = 110; Т2 = 60. 230. Y = 3; Т1 = 125; Т2 = 55.

Лабораторные работы к блоку 1

Лабораторная работа № 1

Свойства основных классов неорганических соединений

Лабораторная работа № 2 - student2.ru Лабораторная работа № 2 - student2.ru Опыт 1. Взаимодействие основных оксидов с водой.

В пробирку насыпьте немного оксида кальция CaO и добавьте 1 мл воды. Содержимое пробирки хорошо перемешайте и прибавьте 2-3 капли раствора фенолфталеина. Как изменится цвет индикатора и почему?

Опыт 2. Взаимодействие основных оксидов с кислотами.

В пробирку насыпьте немного оксида кальция (около 0,1 г) и добавьте 1 мл раствора соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Опыт 3. Взаимодействие амфотерных оксидов со щелочами и кислотами.

В две пробирки насыпьте небольшое количество (около 0,1 г) оксида цинка ZnO. В первую прилейте 2-3 мл раствора соляной кислоты, во вторую 2-3 мл раствора гидроксида натрия. Что происходит? Проверьте растворимость оксида цинка в воде. Составьте уравнения всех процессов.

Опыт 4. Взаимодействие оснований с кислотами (реакция нейтрализации).

В пробирку налейте 1-2 мл раствора гидроксида натрия NaOH, добавьте 1-2 капли раствора фенолфталеина и медленно, по каплям, прибавьте 1-2 мл соляной кислоты HCl до изменения окраски индикатора. Что происходит? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Опыт 5. Исследование амфотерности гидроксидов цинка и

хрома (III).

Возьмите 2 пробирки. Налейте в первую пробирку 1 мл раствора сульфата цинка ZnSO4, во вторую - 1мл раствора сульфата хрома(III) Cr2(SO4)3. В каждую пробирку прибавьте по каплям раствор гидроксида натрия до образования осадков. Какого цвета осадки? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Перемешайте осадки легким встряхиванием и каждый осадок разделите на 2 пробирки. К одной части осадков добавьте раствор соляной кислоты, а к другой - раствор гидроксида натрия (в избытке). Что наблюдаете? Напишите уравнения всех реакций в молекулярной и ионной формах.

Опыт 6. Получение нерастворимых оснований.

Налейте в пробирку 1 мл раствора хлорида железа(III) FeCI3. Добавьте 1 мл раствора гидроксида натрия. Что образуется? Составьте уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Опыт 7. Взаимодействие кислот с солями.

К 1-2 мл раствора нитрата свинца(II) Pb(NO3)2 прилейте 1-2 мл раствора соляной кислоты. Что происходит? Напишите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах.

Опыт 8. Взаимодействия кислот с металлами

Налейте в две пробирки по 1-2 мл разбавленной серной кислоты. В первую пробирку добавьте гранулу металлического цинка, а во вторую - кусочек металлической меди. Что наблюдаете? Составьте уравнения реакций.

Опыт 9. Получение солей из амфотерных гидроксидов.

Даны растворы солей: FeCI2, BaCI2, CuSO4, ZnSO4, NaCI, AI (NO3)3. Какие из этих солей могут служить исходными веществами для получения амфотерных гидроксидов? Отберите подходящие для этой цели растворы солей, налейте в пробирки по 5 мл и добавьте в каждую малыми порциями раствор щелочи до выпадения осадка. Выпавшие осадки разделите в разные пробирки на две части. В первую часть добавьте избыток щелочи, во вторую - немного раствора соляной или серной кислоты до растворения осадка. Объясните происходящие процессы. Составьте уравнения реакций.

Лабораторная работа № 2

Наши рекомендации