Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Освоение учебной дисциплины «Химия» базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении химических предметов, биологии, физики, географии в основной школе. Одновременно сам предмет химии является базовым для ряда технических дисциплин.
Человек, получивший среднее профессиональное образование, должен знать основы современной химии,,которая имеет не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение.
«Химия» относится к циклу общеобразовательная подготовка.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
· освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
· овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
· развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
· воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
· применение полученных знанийи умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Личностные результаты: чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественой химической науки; химически правильное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с химическими веществами, материалами, процессами.
Метапредметные результаты: использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций ( постановка задач и формулирование гипотез), различной информации для получения хороших результатов в профессиональной деятельности
Количество часов на освоение программы дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося123 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося78часов;
самостоятельная работа обучающегося38 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 123 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические работы | 28 |
лабораторные занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
в том числе: | |
Выполнение индивидуального проекта : « Серная кислота-«хлеб» химической промышленности» | 12 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Тематический план и содержание учебной дисциплиныБД.06 Химия
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Повторение (3) | Повторение | ||
Решение задач на вывод химической формулы, по химическим уравнениям, | |||
Химические свойства неорганических веществ. | |||
Входной контроль. | |||
Введение | |||
Введение (1) | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | ||
1. Общая и неорганическая химия | |||
1.1. Основные понятия и законы (2) | Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. | ||
Практическая работа №1.Решение задач по теме «Атомная и молекулярная масса» | |||
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома (2) | Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды, группы. | ||
Строение атома и периодический законД.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Понятие об s-, р- и d-Орбиталях. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | |||
Самостоятельная работа | Реферат «Развитие представлений о строении атома»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | ||
1.3. Строение вещества (3) | Ионная химическая связь. Катионы, анионы, их образование из атомов. Ионная связь, как связь между катионами и анионами. Классификация ионов. Ковалентная химическая связь. Механизм образования. Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность связи. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Виды кристаллических решеток. Свойства веществ с разным типом кристаллической решетки. | ||
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. | |||
Практическая работа №2. Типы химической связи | |||
Чистые вещества и смеси.Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | |||
Самостоятельная работа | Заполнение таблицы «Типы химической связи»: подбор материала, структурирование материала, оформление таблицы | ||
1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация (4) | Вода. Растворы. Растворение. Вода-растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. | ||
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения ТЭД. Кислоты, основания и соли как электролиты | |||
Практическая работа №3.Решение задач по теме «Растворы». | |||
Самостоятельная работа | Заполнение таблицы «Дисперсные системы»: подбор материала, структурирование материала, оформление таблицы | ||
1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства (6) | Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства в свете ТЭД. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения. | ||
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства в свете ТЭД. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения. | |||
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства в свете ТЭД. Способы получения. Гидролиз солей. | |||
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие. Основные, амфотерные и кислотные. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства. Получение. | |||
Практическая работа №4. Основные классы неорганических соединений | |||
Лабораторная работа №1.Химические свойства основных классов неорганических веществ | |||
Самостоятельная работа | Составление кроссворда «Классификация неорганических веществ»: подбор материала, структурирование материала, оформление кроссворда, работа над индивидуальным проектом. | ||
1.6. Химические реакции (7) | Классификация химических реакций.Реакции соединения, разложения, замещения, обмена, каталитические, обратимые и необратимые, гомогенные, гетерогенные, экзотермические, эндотермические. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. | ||
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. | |||
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов.Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | |||
Практическая работа №5. Решение задач по теме «Скорость химических реакций» | |||
Самостоятельная работа | Реферат «Катализаторы»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | ||
1.7. Металлы и неметаллы (6) | Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства, классификация, химические свойства. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Способы получения. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. | ||
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | |||
Практическая работа №6. Решение задач по теме «Металлы и неметаллы» | |||
Зачет/дифференцированный зачет/ контр.работаза 1 семестр«Неорганическая химия» | |||
2. Органическая химия | |||
2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений (9) | Предмет органической химии.Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. | ||
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | |||
Самостоятельная работа | Реферат «История развития органической химии»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата, работа над индивидуальным проектом. | ||
2.2. Углеводороды и их природные источники (9) | Алканы.Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов.Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | ||
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация.Применение этилена на основе свойств. | |||
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. | |||
Алкины. Ацетилен.Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. | |||
Арены. Бензол.Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. | |||
Практическая работа № 7. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива.Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. «Каменный уголь и продукция коксохимического производства». | |||
Самостоятельная работа | Реферат «Природные источники углеводородов»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | ||
2.3. Кислородсодержащие органические соединения (14) | Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. | ||
Практическая работа №8. Фенол. Физические и химические свойства фенола.Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. | |||
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту,восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. | |||
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | |||
Практическая работа №9.Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров.Применение жиров на основе свойств.Мыла. | |||
Углеводы. Углеводы, их классификация. Глюкоза – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы. Применение глюкозы на основе свойств.Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ¾® полисахарид. | |||
Самостоятельная работа | Заполнение таблицы «Углеводы»: подбор материала, структурирование материала, оформление таблицы | ||
2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры (10) | Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола.Применение анилина на основе свойств. | ||
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. | |||
Практическая работа №10. Белки.Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. | |||
Практическая работа №11.Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | |||
Химия и жизнь. | |||
Лабораторная работа №3. Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация раствора белка куриного яйца спиртом, растворами солей тяжелых металлов и при нагревании. | |||
Лабораторная работа №4. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон. | |||
Самостоятельная работа | Реферат «Органические полимеры»: подбор материала, структурирование материала, оформление реферата | ||
Итоговый контроль | Экзамен | ||
Теория 40ч; практ. работы 28ч; лабор. работы 10ч; самостоятельная работа 38ч; Итого |
* Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)