Требования к результатам освоения учебной дисциплины. Виды профессиональной деятельности, лежащие в основе преподавания дисциплины:
Виды профессиональной деятельности, лежащие в основе преподавания дисциплины:
1) Производственная.
2) Контрольно-разрешительная.
3) Научно-исследовательская и информационно-просветительская.
4) Оказание первой медицинской помощи.
Изучение учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
ОК-6 - использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
ПК-4 - демонстрировать знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности;
ПК-11 - демонстрировать современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования.
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
Знать:
- правила техники безопасности и работы в химических лабораториях с реактивами и приборами;
- современную модель атома, периодический закон, периодическую систему Д. И. Менделеева;
- химическую связь; номенклатуру неорганических соединений; строение комплексных соединений и их свойства; классификацию химических элементов по семействам;
- физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом уровнях;
- свойства воды и водных растворов;
- способы выражения концентрации веществ в растворах, способы приготовления растворов заданной концентрации;
- основные типы химических равновесий и процессов жизнедеятельности: протолитические, гетерогенные, лигандообменные, редокс, в процессах жизнедеятельности;
- механизмы действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно-основного состояния организма;
- электролитный баланс организма человека, коллигативные свойства растворов (диффузия, осмос, осмолярность, осмоляльность);
- роль коллоидных поверхностно-активных веществ в усвоении и переносе малополярных веществ в живом организме;
- физико-химические методы анализа в медицине (электрохимический, хроматографический, вискозиметрический).
-теорию строения органических соединений; научные основы классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений;
- характеристику основных классов органических соединений; особенности реакционной способности органических соединений;
- основы качественного анализа органических соединений;
- химические и физические методы идентификации органических соединений.
Уметь:
- пользоваться учебной, научно-технической литературой, сетью Интернета для профессиональной деятельности;
- пользоваться физическим и химическим оборудованием;
- работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);
- производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных;
- классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах;
- прогнозировать направление и результаты физико-химических процессов, протекающих в живых системах, опираясь на теоретические положения;
- пользоваться номенклатурой IUPAC для составлений названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов.
Владеть:
- техникой химических экспериментов, проведения пробирочных реакций, навыками работы с химической посудой и простейшими приборами;
- химическим понятийным аппаратом;
-методами самостоятельной работы с учебной, научной и справочной литературой.
Тематический план лекций по химии
для студентов 1 курса специальности «Биология» (профиль микробиология) 2 семестр
№ n/n | Название лекций и их содержание | Трудоемкость в часах |
Химическая связь и строение вещества | ||
Общий обзор неметаллов. Водород. Элементы VIIA и VIA групп. | ||
Элементы VA группы | ||
Элементы IVA группы | ||
Общий обзор металлов. Металлы А групп | ||
Переходные элементы (металлы Б групп) |
Итого: 12 часов
Тематический план лабораторного практикума по химии
для студентов 1 курса специальности «Биология» (профиль микробиология) 2 семестр
№ п/п | Тема занятия | Трудоемкость в часах |
Модуль 4. Строение вещества. Водород. Галогены. Халькогены | ||
Строение атома. Химическая связь | ||
Водород. Химия элементов VIIA группы | ||
Химия элементов VIA группы | ||
Контрольная работа по модулю «Строение вещества. Водород. Галогены. Халькогены» | ||
Модуль 5. Элементы VA и IVA групп | ||
Химия элементов VA группы | ||
Химия элементов IVA группы | ||
Контрольная работа по модулю «Элементы VA и IVA групп» | ||
Модуль 6. Металлы и их соединения | ||
Металлы IA и IIA групп | ||
Металлы IIIA и IVA групп | ||
Металлы IБ и IIБ групп | ||
Металлы VIБ –VIIIБ групп | ||
Контрольная работа по модулю «Металлы и их соединения » | ||
Аттестация по практическим навыкам. Итоговое тестирование |
Итого: 26 часов