Конечные результаты обучения. ГОсударственный медицинский университет г.семей
ГОсударственный медицинский университет г.семей
Кафедра биохимии и химических дисциплин
Рабочая программа
Дисциплина:Химия
Код дисциплины:HIM 1111
Специальность:5В130100 Общая медицина
Объем учебных часов: 90 ч.
Курс и семестр изучения:1 курс, 1,2 семестр
Семей 2014
Рабочая программа дисциплины составлена кафедройбиохимии и химических дисциплин на основании типовой учебной программы 2007 г. по дисциплине «Химия»
Автор(ы): к.х.н., ассоциированный профессор (доцент) Болысбекова С.М.
Обсуждена на заседании кафедры от «____» _________201__г.
Протокол №____
Заведующий кафедрой биохимии
и химических дисциплин, д. м. н.,
профессор, академик РАЕ ____________ Тапбергенов С.О.
Обсуждена на заседании КОП специальности «Общая медицина»,
от «____» _________201__г. Протокол № ____
Председатель, к.м.н., доцент _________________ Керимкулова А.С.
Утверждена Учебно-Методическим Советом
от «____» _________201__г. Протокол № ____
Председатель,
проректор по учебно-методической
и воспитательной работе, к. м. н. _______________ Жунусова А.Б.
1. ВведениеНастоящая программа предназначена для специальности «Общая медицина» медицинских ВУЗов.
Общеизвестно, что в современных условиях ключевой задачей высшего образования является фундаментальность обучения. Химия является фундаментальной наукой и мощным инструментом исследования и познания процессов в живых системах. Поэтому студенты медицинских специальностей должны хорошо усвоить основные идеи, законы и методы этой науки. Программой предполагается рассмотрение основ наиболее важных тем курса неорганической, органической, физической и коллоидной химии.
Дисциплина «Химия» готовит теоретическую базу для освоения некоторых разделов биохимии, молекулярной биологии, физиологии, фармакологии, гигиены и обеспечивает более широкое привлечение научного подхода и новейших методов исследования, почерпнутых из фундаментальных наук, при изучении медико-биологических, клинических дисциплин.
Необходимо вооружить студентов знаниями, которые могут быть использованы при рассмотрении физико-химической сущности и механизмов процессов, происходящих в человеческом организме на молекулярном и клеточном уровнях и для выполнения в необходимых случаях расчетов этих процессов.
Важной задачей оптимизации высшего медицинского образования является расширение межпредметных связей и интеграция фундаментальных, медико-биологических и клинических дисциплин.
2. Цель дисциплины:
Целью дисциплины является формирование у студентов целостного физико-химического, естественнонаучного подхода к изучению человеческого организма, а также обоснование химических и физико-химических аспектов важнейших биохимических процессов и различных видов равновесии, происходящих в живом организме.
3. Задачи обучения:
· Сформировать понимание основ химической термодинамики и связи химической энергии с другими видами энергии применительно к живым системам;
· Сформировать представление о взаимосвязи строения и химических свойств основных классов природных органических соединений и биополимеров;
· Научить применять физико-химические закономерности к описанию биохимических процессов, протекающих в организме;
· Сформировать понятие о взаимосвязи между химическим составом, строением, свойствами и биологической активностью веществ, в том числе органических компонентов живых организмов и лекарственных препаратов;
· Научить навыкам работы с литературой и электронными базами данных.
Конечные результаты обучения
Студент должен:
Знать:
- важнейшие теоретические положения химической термодинамики, 1 и 2 начала термодинамики;
- основные способы выражения состава раствора;
- коллигативные свойства растворов, их роль в организме;
- теорию строения атомов и молекул, координационную теорию строения комплексных соединений, понятие хелатотерапии, химию биогенных элементов;
- сущность кислотно-основного равновесия и функцию буферных систем организма;
- теорию окислительно-восстановительных процессов;
- физико-химические закономерности поверхностных явлений, структуру и свойства биологических мембран и дисперсных систем живого организма;
- природу и особенности физико-химических свойств высокомолекулярных соединений (ВМС) и биополимеров;
- правила классификации и номенклатуры органических соединений;
- типы и механизмы химических реакций;
- возможные пути преобразования функциональных групп и важнейших классов органических соединений;
- взаимосвязь особенностей строения и химических свойств органических соединений с их биологической активностью;
- роль биорегуляторов и биополимеров в процессах жизнедеятельности.
Уметь:
- применять правила техники безопасности при работе в химических лабораториях, использовать химическую посуду, основные приборы и методы физико-химических измерений, необходимых в медицинской практике;
- рассчитывать молярную, моляльную концентрацию, молярную концентрацию эквивалента, массовую долю растворенного вещества, титр раствора и тепловые эффекты химических реакции;
- проводить потенциометрическое измерение pH, хроматографический анализ;
- определять величину адсорбции, порог коагуляции, степень набухания биополимеров, относительную молекулярную массу низкомолекулярных веществ по криометрическим данным и ВМС по вискозиметрическим данным;
- получать коллоидные растворы и исследовать их свойства;
- классифицировать органические соединения по строению углеродного скелета и природе функциональных групп;
- использовать правила номенклатуры химических соединений;
- связывать биологические функции органических молекул с их строением и реакционной способностью;
- качественно определять ненасыщенные соединения, аминокислоты, моносахариды, наличие в молекуле пептидной связи, функциональных групп;
- прогнозировать химическое поведение органических соединений в определённых условиях окружающей среды на основании знания теоретических основ органической химии;
Владеть навыками:
- приготовления растворов заданной концентрации, определения плотности и рН растворов;
- приготовления буферных растворов с заданным значением рН, определения буферной емкости;
- проведения качественных реакции на катионы и анионы биогенных элементов;
- классификации органических соединений и проведения качественных реакции на функциональные группы.
4. Пререквизиты:школьный курс химии, физики, математики, биологии.
5. Постреквизиты:молекулярная биология,биохимия, фармакология, физиология, профилирующие дисциплины.
6. Тематический план занятий:
Распределение часов дисциплины:
Общее количество часов | Аудиторные часы | СРС | |
Лекции | Лабораторно-практические занятия | ||
90 часов |
Тематический план лекций
№ | Наименование темы лекций | Кол-во часов |
Предмет и задачи курса. Термодинамика. Термохимия. | ||
Растворы. Коллигативные свойства разбавленных растворов неэлектролитов и электролитов. | ||
Поверхностные явления, имеющие место в живом организме. Адсорбция. | ||
Карбоновые кислоты. | ||
Углеводы. (Видеолекция.) | ||
α-аминокислоты. Пептиды. Белки. (Видеолекция.) | ||
Итого | 6 часов |
Тематический план лабораторно-практических занятий
№ | Темы занятий | Кол. часов |
Химическии эквивалент. Значение растворов жизнедеятельности организмов. Способы выражения состава растворов. | ||
Основы химической термодинамики. Термохимические расчеты. | ||
Кислотно-основное равновесие в процессах жизнедеятельности. Ионное произведение воды. Водородный показатель, как количественная мера активной кислотности и щелочности. Методы измерения рН. | ||
Буферные системы. | ||
Природа химической связи. Биогенные s-, p-, d-элементы и их биологическая роль. Комплексные соединения и их свойства. Медико–биологическая роль комплексных соединений.Проведение по методике TBL | ||
Электродные потенциалы. Окислительно–восстановительные потенциалы. Потенциометрия в медицинской практике. | ||
Поверхностные явления на границе раздела фаз. Хроматография, применение медицинской практики. | ||
Особенности растворов ВМС. Вязкость растворов ВМС. Набухание. Рубежный контроль №1. | ||
Кислотность и основность органических соединений. Реакционная способность спиртов, фенолов, тиолов и аминов. | ||
Альдегиды и кетоны. Карбоновые и дикарбоновые кислоты. Проведение по методике TBL | ||
Гетерофункциональные органические соединения. Таутомерия. Стероизомерия. | ||
Аминокислоты. Пептиды. Белки. | ||
Углеводы. Моносахариды. | ||
Олиго– и полисахариды. Проведение по методике TBL | ||
Биологически важные пяти– и шестичленные гетероциклы с одним и двумя гетероатомами. | ||
Конденсированные гетероциклы. Нуклеотиды. Нуклеиновые кислоты. | ||
Липиды. Омыляемые липиды. Рубежный контроль №2. | ||
Итоговая консультация. | ||
Итого | 54 ч. |
Тематический план самостоятельной работы студента