Лекция 2. Методы и структура научного познания
- Структура научного познания.
- Методы исследования и формы знания на эмпирическом уровне исследования
- Методы исследования и формы знания на теоретическом уровне исследования.
- Структура научного познания
Познание– процесс получения нового знания.
Знание– результат познавательной деятельности.
Структура– взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение.
Структура научного познания – строение научного познания, связь его составных частей.
Структура научного познания включает:
1) субъекта познания (кто познает);
2) объект познания (что или кто познается субъектом);
3) методы и средства познания.
Следует различать объект и предмет познания.
Объект познания – это избранный элемент реальности, обладающий очевидными (в прямом и переносном смысле) границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды.
Предмет познания– это логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователей в выборе точки (мысленного) обзора, аспекта, «среза», его отдельных проявлений; это те вопросы, которые интересуют исследователей относительно изучаемого объекта.
В отличие от объекта познания субъект познания:
а) меньше, так как охватывает отдельные (не все!) стороны, аспекты, «срезы» изучаемого объекта;
б) субъективен, так как зависит от предпочтений субъекта познания, т.е. того, что именно предпочтет изучать он в данном объекте.
Метод(от греч. metodos – путь исследования) – путь к чему-либо.
Метод – это способ, совокупность приемов, технологический принцип изучения объекта или же его предметных областей (состояний и свойств).
Метод– способ получения ответа на интересующие исследователей вопросы.
Метод – способ организации практического и теоретического освоения действительности, обусловленный закономерностями изучаемого объекта.
Научный метод – способ создания и обоснования научных теорий.
Особенностью научного познания является прежде всего наличие научного метода.
Специфика научного метода познания состоит в его содержании и алгоритме: наблюдение – гипотеза – эксперимент – закон – теория – наблюдение и т.д.
Классификация научных методов
Критерии | Методы |
По точности прогнозируемого результатаАлгоритмические и эвристические По характеру решаемых задач | Детерминистические и стохастические |
По области применения | Общенаучные, частнонаучные и междисциплинарные |
По уровням познания | Эмпирические и теоретические |
Методы исследования и формы знания на эмпирическом уровне исследования
Выделяют два уровня научного исследования:
- эмпирический;
- теоретический.
Эмпирический уровень опирается на показания пяти органов чувств и получает знания в результате непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания.
Теоретический уровень опирается на мыслительные возможности субъекта познания и получает знания об объекте опосредованным путем.
К эмпирическим методам научного исследования относятся:
Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение объектов,опирающееся в основном на данные органов чувств.
Эксперимент – метод специально спланированного и проведенного в специальных условиях исследования; активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Измерение – определение количественных характеристик изучаемого объекта с помощью технических средств.
Достоинства и недостатки наблюдения
Достоинства – проводится:
- целенаправленно;
- планомерно;
- с активным познавательным усилием.
Недостатки:
- неповторяемо;
- субъективно.