Тема 6. Виды и критерии идентификации.
1) Ассортиментная (видовая) идентификация — установление соответствия наименования товара его ассортиментной характеристике, обусловливающей предъявляемые к нему требования.
Этот вид идентификации применяется для подтверждения соответствия товара его наименованию при всех видах оценочной деятельности, но особое значение он имеет при товарной экспертизе и сертификации товаров. Видовая идентификация одновременно служит методом выявления несоответствия.
2) Качественная идентификация — установление соответствия требованиям качества, предусмотренным нормативной документацией.
Этот вид идентификации позволяет выявить наличие допустимых и недопустимых дефектов, а также соответствие товарному сорту или иным градациям качества, указанным на маркировке и/или в сопроводительных документах. При такой идентификации устанавливаются градации качества: стандартная, нестандартная, условно пригодная на пищевые цели, отход или непригодная на пищевые цели продукция. Если стандартная продукция подразделяется на товарные сорта, то устанавливается соответствие товарному сорту, указанному на маркировке или в сопроводительных документах. При обнаружении несоответствия сорту отрицательный результат идентификации констатируется как особый вид фальсификации — пересортица.
3) Партионная идентификация — один из наиболее сложных видов деятельности, в ходе которой устанавливается принадлежность представленной части товара конкретной товарной партии.
Критерии идентификации— это характеристики товаров, позволяющие отождествлять наименования представленного товара с наименованием, указанным на маркировке и/или в нормативных, товарно-сопроводительных документах, а также с требованиями, установленными нормативной документацией.
Критерии идентификации должны быть объективными и не зависящими от субъективных данных испытателя (его компетентности, профессионализма, учета интересов изготовителя или продавца идр.), а также условий проведения испытаний.
Тема 7. Виды экспертизы.
1.Экологическая экспертиза товара. Экологическая экспертиза, товара предусматривает применение совокупности методов анализа и учитывает не только непосредственное потребление, но и все сопутствующие ему операции (хранение, транспортировку, разгрузку, погрузку и др.)
2.Экономическая экспертиза. Она используется при расследовании дел о фальсификации товаров, выполнении планов производства товарной продукции по ее видам, количеству и качеству, ее сохранности при транспортировке потребителю, а также при реализации и определении себестоимости.
3.Товарная экспертиза. В процессе экспертизы этих объектов определяют:
- соответствие товарных качеств действующим гос.стандартам, договорным условиям;
- снижение сортности, товаров в процессе производства и транспортировки;
- соответствие качества товара прейскурантной или договорной цене;
- правильность уценки и переоценки товаров;
- размеры естественной убыли;
- причины брака товаров;
4.Технологическая экспертиза исследует технологию обработки сырья, полуфабрикатов и изделий, изготовления продукции; соответствие продукции технологическим режимам и нормативам по количественному и качественному состоянию.
5.Судебно-правовая экспертиза— это исследование, проводимое экспертами в порядке, предусмотренном законодательством, для установл по материалам уголов или граж дела фактических данных и обстоятельств.
Судебно-правовая экспертиза проводится по специальному постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора, а также по определению суда в области потребительских свойств товара. Эта экспертиза слагается из трех отдельных актов:
- производства исследования по правилам тех специальных знаний в области потребительских свойств товара, представителями которых являются эксперты;
- представления суду отчета о результатах произведенного исследования;
- изложения заключения об обнаруженных исследованием нарушениях признаков в области потребительских свойств товара.