Половое развитие и половое воспитание
Половое развитие и созревание организма.Время наступления полового созревания зависит от наследственности, питания, условий жизни, здоровья, климата, У мальчиков половое созревание начинается с 10—11 лет, что проявляется в росте полового члена, яичек и предстательной железы. С 12—13 лет изменяется форма гортани и становится низким голос, с 13—14 — начинается формирование мужского типа скелета и появляется оволосение на лобке по мужскому типу. С 15—16 лет усиливается рост волос в подмышечных впадинах и на лобке, начинают расти усы и борода, появляются сперматогенез, а также поллюции, или самопроизвольное извержение семени во сне.
Половое развитие девочек начинается раньше, чем мальчиков. С 8 лет начинает формироваться женский тип скелета, становится шире таз, с 10—12 лет формируются молочные железы, с 13—15 лет ускоряется рост, появляется оволосение в подмышечных впадинах и на лобке по женскому типу, начинаются менструации, а
следовательно, овуляции. Время появления первой менструации зависит от условий жизни и труда (у жительниц деревни позднее, чем в городе), питания (у питающихся преимущественно мясной пищей раньше), воспитания, климата (на юге в среднем на 1,5 года раньше, чем на севере), национальности, индивидуальных особенностей. С 16—17 лет заканчивается развитие женского типа скелета.
Наиболее ранний период полового созревания—10 лет у мальчиков, 8 — у девочек.
Умственное развитие детей при раннем половом развитии не отличается от нормального для соответствующего возраста. Нормальная функция половых желез осуществляется при совместном функционировании аденогипофиза, коркового слоя надпочечников и других желез, секреция которых координируется нервной системой и обеспечивает гармоническое половое, физическое и умственное развитие. Гонадотропные гормоны гипофиза возбуждают образование сперматозоидов, внутреннюю секрецию интерстициальных клеток, рост фолликулов и функции желтого тела, формирование молочных желез у девушек, наступление лактации после родов у женщин.. Адренокортикотропный гормон аденогипофиза возбуждает секрецию кортикостероидов в коре надпочечников, регулирующих функцию половых желез. Щитовидная, зобная железа и эпифиз также регулируют внутреннюю секрецию половых желез, а следовательно, половое развитие. Кастрация в раннем детском возрасте приводит к недоразвитию первичных половых признаков, или наружных и внутренних половых органов, а также к отсутствию вторичных половых признаков и появлению бесполого типа. У кастрированных отмечаются резкие нарушения психики, слабость воли и апатия.
Андрогены и эстрогены секретируются в мужских и женских половых железах одновременно и влияют друг на друга. Небольшие количества мужского гормона образуются в детском возрасте у мальчиков и у девочек. В б лет количество мужского полового гормона, обнаруживаемого в моче у обоих полов, приблизительно одинаково. К 12 годам у мальчиков образуется мужского гормона в 1,5—2 раза больше, чем у девочек, а 'у взрослых мужчин в 2— 15 раз больше, чем у взрослых женщин.
Оплодотворение. Половое возбуждение вызывает рефлекторное наполнение кровью пещеристых тел мужского полового члена (эрекцию). Центростремительные импульсы из полового члена по срамному нерву передаются в нижние крестцовые и верхние поясничные сегменты спинного мозга, из которых по центробежным парасимпатическим тазовым нервам вызывается его эрекция, а затем семяизвержение (эякуляция). После эякуляции кровенаполнение полового члена постепенно проходит. Подкорковые центры эрекции и эякуляции расположены в промежуточном мозге, а высшие центры — в лобных долях больших полушарий. В результате образования условных рефлексов представления и воспоминания,
совпадающие с половым безусловным рефлексом, могут вызвать
эрекцию.
Возбудимость полового центра регулируется половыми гормонами. Эрекция у женщин состоит в наполнении кровью пещеристых тел клитора. Эякуляция у мужчин происходит благодаря очень сильным сокращениям мышц семявыносящих протоков и мышц таза, а у женщин выбрасывание секрета желез шейки матки и бартолиновых производится перистальтическими сокращениями влагалища и матки, которая при сокращении мышц брюшного пресса опускается.
При нормальной температуре тела и слабощелочной реакции среды сперматозоиды благодаря волнообразным колебаниям хвостиков движутся самостоятельно головкой вперед: скорость движения до 3,5 мм в минуту, что приблизительно в 70 раз превышает их длину. Сперматозоиды поступают из влагалища в матку, а затем в фаллопиевы трубы, где и происходит оплодотворение при встрече с яйцом. После вступления в матку сперматозоиды сохраняют способность к движению в течение нескольких дней. Способность к деторождению появляется у мальчиков и девочек между 14 и 16 годами. В РСФСР брачный возраст для лиц обоего пола — 18 лет.
Нарушение нормального полового развития.Недоразвитие полового аппарата и отсутствие половых признаков у детей — гипо-генитализм — результат нарушения функций эндокринных желез и прежде всего гипофиза. Пониженная функция половых желез приводит к ожирению. Гипофункция половых желез у юношей вызывает незначительный гипогенитализм, а у девушек — нарушения менструаций. Гипогенитализм также возникает при авитаминозе, недостаточном питании, хроническом переутомлении, после перенесенных тяжелых заболеваний.
Раннее половое созревание наблюдается вследствие нарушения функций эндокринных желез или развития в них опухолей. Раннее половое созревание до 7—9 лет связано с наследственными особенностями, гиперфункцией половых желез, 'Коркового слоя надпочечников, гипофиза и гипоталамической области. Оно может появиться после скарлатины, кори, энцефалита, менингита, при врожденных нарушениях развития и опухолях головного мозга, введении в организм половых гормонов.
Позднее половое созревание — появление вторичных половых признаков у девочек после 14 лет и даже 18—20, а у мальчиков после 16 лет и даже 20—22 связано с наследственностью, неполноценным питанием, отсутствием физических упражнений, заболеваниями внутренних органов и желез внутренней секреции.
В результате психических травм или отрицательных эмоций, а также перенесенных заболеваний у подростков и юношей наблюдается истощение половых желез — это заболевание проявляется в потере аппетита, резком исхудании, задержке роста, тяжелой апатии.
Половое воспитание.Половое воспитание — часть нравственного воспитания. В семье и в школе дети должны быть своевре-
менно ознакомлены с вопросами пола, их значением для здоровья, работоспособности, создания здорового семейного быта.
Половое воспитание состоит в создании правильных представлений о любви, браке и семье, о воспитании уважения к женщине — матери, сестре и подруге по школе. Нужно воспитывать волю, способность руководить своими чувствами, переключать их в творческую трудовую и спортивную деятельность и подавлять их. Половое воспитание связано с половым просвещением. Правильные представления о сущности полового созревания как основе появления полового влечения, об анатомии и физиологии половой жизни необходимо создавать у детей еще до того, как у них могут появиться вредные взгляды на половую жизнь. Половые органы рекомендуется обмывать прохладной водой с мылом не реже одного раза в день. Их загрязнение может вызвать зуд и способствовать появлению онанизма — произвольного психического или механического раздражения половых органов с целью вызывания полового возбуждения и эякуляции. Онанизм наиболее распространен с 14 до 18 лет. Появлению его способствуют возбуждающее чтение или зрелища, разговоры на половые темы, малоподвижная жизнь, избыток питания, пряности, спиртные напитки, обильное питье перед сном, дурные примеры окружающих. Онанизм может привести к расстройствам психики, нарушениям функций нервной системы и половому бессилию.
Профилактика онанизма состоит в поддержании половых органов в чистоте, в избегании излишних прикосновений к ним, в свободной одежде, не натирающей половые органы, в не чрезмерно мягкой постели, в прохладном помещении и не слишком теплом укрытии во время сна, регулярном опорожнении кишечника, отсутствии глистов. Онанизм предупреждают правильные формы общения мальчиков и девочек, умелое проведение бесед о половом воспитании, правильное физическое воспитание и активные занятия спортом, общественной и трудовой деятельностью, увлечение наукой, техникой, литературой, разумная организация досуга, умелое разъяснение вреда, приносимого этой дурной привычкой, полезности полового воздержания и вредности ранней половой жизни. Следует избегать безделья, скуки, безконтрольного пустого времяпрепровождения детей.
Девочкам важно разъяснить значение менструаций, их естественность и безвредность. Так как слизистая оболочка матки превращается во время менструаций в кровоточащую рану, то следует принимать меры к предупреждению занесения инфекции, содержать в чистоте наружные половые органы и прилегающие части тела, подмывая их утром и вечером, и менять белье. Во время менструаций и 2—3 дня после них девочек нужно освобождать от Уроков физического воспитания и продолжительной ходьбы, бега, гимнастики, танцев,, катания на коньках, бега на лыжах. Во время менструаций они не должны охлаждаться и переутомляться, им надо по возможности больше находиться на свежем воздухе.