Хоркруксы и Дары смерти: оккультная магия, идолопоклонство и суетность Нью-Эйдж
В погоне за личным бессмертием Лорд Волдеморт использует убийства и темную магию. Это, несомненно, намек на «тайное знание» или гностическую духовность. Оккультистские претензии на тайный путь, эзотерическую мудрость, возвышающую над пустым экзотеризмом остального человеческого стада, изображены в лице астрологов-кентавров из Запретного леса в ГПиДС и представлении Темного Лорда о спасении – из повествования очевидно следует, что все они ошибочны, а чаще злы и бесчеловечны.
Слово «оккультный» происходит от латинского occultus, означающего «секрет» или «тайник». Книги о Гарри Поттере не дают никаких аргументов в пользу индивидуального спиритуализма или «тайной мудрости».
Кроме того, хоркруксы воспринимаются как нечто худшее, чем «оккультные объекты». Как уже говорилось в главе 7, создание хоркрукса (убийство человека и помещение части души в некий физический объект) – это и акт идолопоклонства или себялюбия, – того, что делают материалисты. Большинство из нас не сталкивается с оккультными практиками на уровне, более серьезном, чем выискивание своего дня рождения в газетной астрологической колонке. Однако я почти уверен, что у каждого из нас большая или меньшая часть души как бы вложена в наши вещи или собственные идеи. И часто мы тайно надеемся, что она сделает нас живущими вечно – в той или иной форме. Сделав хоркруксы средоточием греха и теневой стороной Гарри, Роулинг показала, что идолослужение и индивидуалистическое стремление к бессмертию – это ложная идея и эгоистическая духовность, и именно этого мы должны опасаться больше, чем оккультных обществ.
Создать хоркрукс и обеспечить себе бессмертие – вовсе не это стало самым большим соблазном для Гарри. Решение, ставшее поворотным пунктом всей книги, как мы уже говорили, – это предпочтение поиску Старшей палочки и собиранию комплекта Даров смерти уничтожения хоркруксов в соответствии с указаниями Дамблдора. После своей жертвенной смерти Дамблдор говорит Гарри на «вокзале Кинг-Кросс», что, устояв перед искушением Дарами, тот показал, что он «намного лучше» директора.
Мы можем быть уверены, что Дамблдор не шутит, поскольку он сам перед подобным искушением не устоял. Вообще каждый из трех величайших волшебников, действующих в семитомнике, – Геллерт Гриндельвальд, Альбус Дамблдор и Лорд Волдеморт – падают перед могуществом трех волшебных предметов, полученных, согласно легенде, братьями Певерелл от смерти, – Старшей палочкой (Прим - непонятно, почему очевидному переводу Elder wand - «Старшая палочка» изд-во Росмэн предпочло невразумительную «Бузинную»), Воскрешающим камнем и Мантией-невидимкой. По слухам, волшебник или волшебница, овладевшие всеми тремя Дарами, «победит саму смерть».
Естественно, великие волшебники искали те или иные Дары, особенно Старшую палочку (Палочку судьбы), подобно тому как Гитлер искал Копье судьбы, – для достижения оккультной власти и личной выгоды, во имя «общего блага» (Прим - «Копье судьбы» – копье, которым сотник Лонгин пронзил распятого Христа. Легенда гласит, что обладатель этого копья властен над судьбой, а потому никогда не потерпит поражения.) Обаяние Даров – вот то, что объединило Дамблдора и Гриндельвальда, привело к случайной смерти Арианы и решению Дамблдора никогда не стремиться к личной или политической власти. И тем не менее, он теряет всю свою решимость, как только понимает, что одним из хоркруксов стал Воскрешающий камень – смерть Дамблдора стала самым серьезным последствием его детской ошибки. Кольцо Певерелла было проклято, и только гений Северуса, создавшего приостанавливающее смерть зелье, предотвращает немедленную кончину директора.
В книгах показано, что даже как будто несерьезное обращение ищущих смысла жизни к Нью-Эйдж, игры в духовность приводят к смертельному концу.
Сивилла Трелони, преподаватель прорицаний, всегда представляется как самодовольная и вызывающая жалость сумасшедшая. Дамблдор намекает, что она остается в Хогвардсе только по причине его милосердия и для защиты ее от Лорда Волдеморта, жаждущего узнать точные слова настоящего пророчества. У нее есть поклонники среди студентов (все они столь же неумны, как и их наставница), но то пренебрежение, с которым с ней обращается Амбридж (а так же профессор Макгонагалл и Гермиона Грэнджер), отмечают ее как типичную психованную последовательницу Нью-Эйдж.
Историю о Дарах смерти Гарри, Рон и Гермиона узнают от Ксенофилиуса Лавгуда, для которого волшебная детская сказка, записанная бардом Бидлем, – это подлинная история, а отнюдь не фантазия. Ксенофилиус ищет Дары, для него это предмет веры в духе Нью-Эйдж, практикующего методы нумерологии, астрологии и чтения карт Таро, которые, как говорят, открывают путь к личному просветлению.
Хотя Лавгуд, как и профессор Трелони, фигура комическая и ничтожная, он «освящен» своими верованиями и притязаниями. Он претендует на роль «сверх-ловца», лидера абсурда и контркультуры, однако, когда пришло время проверки на деле, его принципы оказались бессодержательной позой. Сивилла, по крайней мере, приняла правую сторону во время битвы за Хогвардс. Ксенофилиус (между прочим, его имя означает «друг чужого») пытался остановить Гарри, Рона и Гермиону, когда они пришли к нему в башню-зиккурат (Прим - зиккурат на самом деле подразумевает пирамидальную форму, в книге же дом Лавгудов описан как «громадный черный цилиндр»): он надеялся, что сможет задержать их – ради дочери, которую Вкушающие смерть забрали в тюрьму, чтобы обеспечить молчание и прокорность Лавгуда. Нью-эйджерское щегольство приводит его на путь Питера Петтигрю.
Борьба за веру и то, насколько важен выбор веры, – центральные темы ГПиДС. Нельзя верить просто во что-то «духовное» или идеологическое. Секуляризм, оккультизм, верования в «духовные пути» ослепляют сердца и ослабляют характер людей. Самое большое достижение Гарри в ГПиДС – его выбор пути веры и смирения, а не личного могущества и оккультного просветления. Но во что именно он верит и чему доверяет?
Глава 18