Методические указания для студентов
Общие указания
Программа изучения курса «Концепции современного естествознания» нацеливает студентов на самостоятельное осмысление действительности, роли естествознания в истории человеческой культуры, соотношения его с другими формами духовной жизни: философией, религией, искусством. В процессе изучения курса студенты должны тщательным образом прорабатывать лекции, изучать рекомендуемую литературу, запоминать имена ученых, усваивать понятийный аппарат.
При подготовке к семинарам рекомендуется начать с прочтения учебной литературы, затем обратиться к научной литературе. В изучаемой литературе необходимо найти ответы на поставленные вопросы и в краткой форме зафиксировать их в тетради для семинарских занятий. Рекомендуется ведение словаря терминов, что поможет в усвоении большого объема знаний.
Студент должен своевременно выполнять задания для самостоятельной работы, что будет способствовать более систематическому и глубокому освоению дисциплины.
Основными видами работы студентов являются: написание лекций, подготовка докладов и дискуссионных выступлений для семинаров, конспектирование первоисточников и литературы по различным вопросам курса, написание контрольных работ (прежде всего, заочниками), подготовка к зачету и экзамену. Для успешного выполнения всех указанных видов работ студенту необходимо научиться и привыкнуть не только много трудиться (главным образом, много читать и писать), но и правильно организовывать свой труд, распределять свои силы и время.
На лекционных занятиях нужно быть предельно внимательным и сосредоточенным на рассматриваемом вопросе, его логике и смысловой сути. С помощью каких-либо удобных и понятных для вас сокращений можно научиться быстро и аккуратно записывать за лектором всю излагаемую им информацию полностью. При этом текст не должен быть сплошным и однообразным, обязательно надо выделять важнейшие моменты, тем более что лектор, как правило, акцентирует на них внимание. Выделяйте определения, ключевые понятия и слова, разъяснения, особенно смысловые (самые важные для понимания сути вопроса) фрагменты. Весьма желательно оставлять поля для дополнительных уточнений и пояснений, как по ходу лекции, так и при последующем ее чтении. Если что-то кажется непонятным, попросите лектора объяснить (желательно, в конце занятия). Читать лекцию также необходимо сосредоточенно, делая карандашом пометки, уточнения, очередные выделения, ставя вопросы или разъясняя.
При подготовке к семинарскому занятию (написание доклада, тезисов выступления и т. п.) необходимо, прежде всего, сосредоточиться на раскрытии вопроса, то есть выяснении его сути, а также собрать материал, то есть максимально глубоко изучить первоисточники и литературу, сделать из них выписки. Далее следует пытаться, размышляя и делая различные предположения, выяснить и зафиксировать основную смысловую связь всех значимых аспектов выбранного проблемного вопроса. Наконец, изложить системно, то есть последовательно, цельно и полно раскрытую, уясненную суть дела. Конечно, не все может получиться сразу. Не стоит унывать и опускать руки. Главное, выработать привычку и навык целенаправленной работы, отделения основного от второстепенного, существенного и смыслового от случайного, и т. п.
Примерно то же самое можно сказать и о конспектировании научной литературы (монографий, статей и т. п.). Невозможно качественно осуществлять данную работу, не выбрав, не выделив из материала огромного объема только самое важное, то есть то, в чем наиболее выпукло выражена главная мысль, основная идея (идеи) того или иного автора. Для написания контрольных работ и подготовки к зачету и экзамену необходимо учитывать все вышеназванные требования и пожелания. Несомненно, очень полезно делать предварительные краткие выписки-конспекты из рекомендуемой литературы, излагая материал системно, то есть опять-таки выделяя главное и вспомогательное. Важно периодически возвращаться к сделанному и повторять. При необходимости, например, возникновении неясности, – консультироваться с преподавателем.