Методические указания к практическим занятиям

Примеры решения задач

Задача 1. При одновременном спектрофотометрическом определении концентрации двух веществ А и В в некотором растворе получены следующие данные:

  [A], моль∙л-1 [B], моль∙л-1 Процент прошедшего света при λ = 400 нм Процент прошедшего света при λ = 500 нм
Раствор 1 0,001
Раствор 2 0,005
Раствор 3 Неизвестна Неизвестна

Решение: А = abc, где А – поглощение, а – поглощающая способность материала, b – толщина образца, с – концентрация.

Т = I/I0, A = -lg T

Раствор 1

При 400 нм методические указания к практическим занятиям - student2.ru методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

При 500 нм методические указания к практическим занятиям - student2.ru методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Раствор 2

При 400 нм методические указания к практическим занятиям - student2.ru методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

При 500 нм методические указания к практическим занятиям - student2.ru методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Раствор 3

При 400 нм методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

При 500 нм методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Решая совместно два последних уравнения, получим:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru ;

методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Задача 2. Процент поглощения (Т, %) серии растворов кислотно-основного индикатора бромфенола синего определялся при 590 нм; были получены следующие результаты:

Относительная концентрация Буфер при рН 4,39, Т, % Сильное основание, Т, %
0,8 20,0 5,4
0,6 29,0 11,0
0,4 44,2 22,7
0,2 66,8 46,4

При указанной длине волны основная форма поглощала сильно, но поглощение кислой формы было незначительным. Определите рКα индикатора.

Решение:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

методические указания к практическим занятиям - student2.ru ; методические указания к практическим занятиям - student2.ru ; методические указания к практическим занятиям - student2.ru ; методические указания к практическим занятиям - student2.ru (А - поглощение).

Относительная концентрация А при рН = 4,39 А (сильное основание)
0,8 0,699 1,268
0,6 0,538 0,959
0,4 0,355 0,644
0,2 0,175 0,333

Принимая, что выполняется закон Бера, то есть что концентрация основной формы [In-] пропорциональна поглощению А, модно записать для раствора с относительной концентрацией 0,8 и буфером рН = 4,39:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru ;

методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Для растворов с концентрацией 0,6; 0,4; и 0,2 рК будут равны 4,17; 4,23 и 4,34 соответственно. Среднее значение для четырех растворов 4,26.

Задача 3. Предложен следующий механизм фотолитического распада перекиси водорода в присутствии окиси углерода:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

Сделав предположение о стационарности концентраций ОН, СО2Н и НО2, получите уравнение скорости d[H2O2]/dt. Пусть φ – первичный квант действия для фотолиза Н2О2, а Ia – поглощение Эйнштейна на 1 л в секунду.

Решение:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru (1)

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (2)

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (3)

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (4)

Преобразуем (4):

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (5)

Подставим (5) в (1):

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (6)

Преобразуем (3):

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (7)

Подставим (7) в (2):

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (8)

Подставим (7) в (6):

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (9)

Преобразуем (8):

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (10)

Подставим (10) в (9):

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (11)

Преобразуем (11)

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (12)

Задача 4.Предложен следующий механизм фотолитического распада перекиси водорода в присутствии окиси углерода:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

Сделав предположение о стационарности концентраций ОН и СО2Н, определите d[H2O2]/dt, как в предыдущей задаче.

Решение:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru (1)

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (2)

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (3)

Сложив (2) и (3), получим

методические указания к практическим занятиям - student2.ru ; (4)

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (5)

Подставим (5) в (1):

методические указания к практическим занятиям - student2.ru . (6)

Задача 5. При каком значении Т (парциальное поглощение) в спектрофотометрических анализах будет минимальной относительная ошибка в определении концентрации (Δс/с) для данной ошибки измерения Т?

Решение:А = abc, где а – абсорбционная способность, b – длина пути в образце, с – концентрация.

методические указания к практическим занятиям - student2.ru ;

методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Пусть методические указания к практическим занятиям - student2.ru ,

где p – относительная ошибка в определении с, деленная на ошибку в определении Т.

методические указания к практическим занятиям - student2.ru ; методические указания к практическим занятиям - student2.ru ; методические указания к практическим занятиям - student2.ru ;

методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Задача 6. Сколько мл воды нужно прибавить к 1500 мл 13 М раствора NH3, чтобы получить 14%-ный раствор?

Решение:

В 1000 мл исходного раствора содержится 13 моль NН3

в 1500 мл раствора ¾ x моль NН3

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

методические указания к практическим занятиям - student2.ru =17,0 г/моль, тогда методические указания к практическим занятиям - student2.ru и методические указания к практическим занятиям - student2.ru

В 100 г 14%-ного раствора содержится 14 г NН3 и 86 г воды.

Если в растворе содержится 331,5 г NН3, то воды – y г

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

Масса 1500 мл раствора методические указания к практическим занятиям - student2.ru , в том числе 331,500 г NН3. Тогда масса воды в исходном растворе mводы= =1362,000 – 331,500 = 1030,500г и добавить к нему, чтобы получить 14% раствор, необходимо 2036,357-1030,500=1005,857г воды.

Задача 7. Раствор уксусной кислоты концентрацией 0,1М разбавили в 10 раз. Как изменился рН раствора?

Решение:

Уксусная кислота С2Н4О2 – слабый электролит, в растворе степень ее ионизации менее 5%, диссоциация идет по уравнению:

СН3СООН « СН3СОО- + Н+

методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Обозначим равновесную концентрацию ионов Н+ через x, тогда [СН3СОО-] – тоже x, а равновесная концентрация неионизированных молекул [СН3СООН] – с- x.

методические указания к практическим занятиям - student2.ru ,

так как с - x®с. Тогда методические указания к практическим занятиям - student2.ru

методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

При разбавлении раствора его концентрация уменьшается в 10 раз, тогда

методические указания к практическим занятиям - student2.ru и методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Задача 8.Вычислить рН раствора, образовавшегося в результате смешения 30мл 0,1М раствора уксусной кислоты и 50мл 0,3М раствора ацетата натрия.

Решение:

Определяем общий объем раствора после смешивания:

Vобщ.=30 + 50 =80 мл

Вычисляем концентрацию уксусной кислоты после смешивания:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Аналогично определяем концентрацию ацетата натрия после смешивания:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Ионы водорода образуются только за счет ионизации молекул уксусной кислоты:

СН3СООН « СН3СОО- + Н+,

тогда как ацетат-ион образуется и за счет диссоциации молекул уксусной кислоты, и за счет полной диссоциации соли:

СН3СООК « СН3СОО-+.

Принимая начальную концентрацию методические указания к практическим занятиям - student2.ru , а также считая, что в результате ионизации уксусной кислоты образовалось методические указания к практическим занятиям - student2.ru и столько же ионов Н+, можно записать:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru моль/л

методические указания к практическим занятиям - student2.ru моль/л

методические указания к практическим занятиям - student2.ru моль/л.

Из выражения для константы равновесия:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

получаем:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

С учетом того, что x<< 0,0375<0,188

0,0375-x»0,0375 и 0,188+x»0,188.

Тогда методические указания к практическим занятиям - student2.ru и x= методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

рН=-lg[Н+] = - lg(3,5×10-6) = 6 - 0,54=5,36.

Подставляя в уравнение методические указания к практическим занятиям - student2.ru

[НAn]=Cкисл. и [An-] »Cсоли, получаем формулу для определения рН в растворах слабых кислот и их солей:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru или в виде методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Задача 9. Концентрация ионов Ва+2 равна 0,1г-ион/л. При какой концентрации Pb+2-иона хроматы обоих ионов выпадут из раствора одновременно?

Решение:

ПРBaCrO4=1,1×10-10, ПРPbCrO4=1,8×10-14.

Рассчитаем, при какой концентрации хромат-ионов начнется осаждение хромата бария:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

Вычислим концентрацию ионов свинца при такой концентрации хромат-ионов:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

Задача 10. Вычислить гравиметрический фактор для определения калия, если после осаждения его в виде K2PtCl6 получена весовая форма элементной платины?

Решение:

Для получения 1 г-атома платины необходим 1 моль K2[PtCl6], в котором 2 г-иона К+. Фактор пересчета (гравиметрический фактор) поэтому равен:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

Задача 11.В 250,0 мл воды растворили 0,3180 г хлорида натрия. Рассчитать титр и нормальную концентрацию полученного раствора.

Решение:

Рассчитываем титр раствора:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

Определяем нормальную концентрацию раствора:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

Задача 12. При определении ванадия методом добавок навеску стали 0,5036г перевели в раствор и его объем довели до 50,0 мл. В две мерные колбы на 50мл отобрали аликвоты раствора по 20,0 мл. В одну из колб добавили стандартный раствор, содержащий 0,003 г ванадия, затем в обе колбы – перекись водорода. Растворы в колбах довели до метки, фотометрировали. Получили в результате Ах=0,20, Ах+ст.=0,49. Рассчитать процентное содержание ванадия в стали.

Решение:

Находим концентрацию стандартного раствора ванадия Сст с учетом разбавления:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

где методические указания к практическим занятиям - student2.ru – количество ванадия в стандартном растворе, г; V – объем раствора, мл.

Вычисляем концентрацию ванадия в растворе Сx:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Определяем количество ванадия в навеске с учетом разбавления растворов:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

Процентное содержание ванадия в стали равно:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru

где mстали – навеска стали.

Задача 13. Потенциал возбуждения атома натрия 2,1 эВ. Вычислить длину волны резонансной линии атома натрия.

Решение:

Состояние атома может быть охарактеризовано минимальной энергией (Е0), при котором атом не излучает. При сообщении дополнительной энергии атом переходит в возбужденное состояние, оно неустойчивое и по истечении 10-6 – 10-8 с атом переходит в нормальное состояние, освобождающаяся при этом энергия DЕ=Е1 – Е0 излучается в виде кванта света DЕ= hn,

где D Е – потенциал возбуждения, эВ;

n - частота излучения, см-1;

l - длина волны излучения, нм;

h – постоянная Планка, 4,135×10-15эВ/с;

с – скорость света, 2,998×108 м/с = 2,998×1017 нм/с.

Каждый уровень энергетического состояния атома квантован (строго регламентирован), поэтому DЕ, а, соответственно, n и l при определенном энергетическом переходе являются постоянными для конкретного вида атомов.

С учетом условий задачи рассчитывают длину волны резонансной линии атома натрия:

Задача 14. При кулонометрическом титровании 20,0 мл раствора дихромата калия электрогенерируемыми ионами Fe2+ на восстановление Cr2O7-2 требуется 25 мин при силе тока 200 мА. Вычислить молярную концентрацию эквивалента раствора дихромата калия.

Решение:

Кулонометрический метод анализа основан на измерении количества электричества, затраченного на электрохимическое восстановление или окисление вещества В в пробе. Выход по току должен быть 100%. Если известны сила тока i(А) и время t(с), затраченное на электрохимическое определение вещества в анализируемой пробе, то количество вещества n(моль) рассчитывают по закону Фарадея:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru ,

где m(B) – масса анализируемого вещества В в пробе, г; М(В) – молярная масса определяемого вещества, г/моль; V(В)- объем раствора, взятого на анализ, мл; с(В) – молярная концентрация определяемого вещества, моль/л; n - число электронов, участвующих в реакции; F- число Фарадея, 96500 Кл/моль.

В ячейке кулонометра протекает полуреакция:

Сr2O7-2 + 14 H+ + 6 ē ®2Cr+3 + 7 H2O

Из закона Фарадея следует:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru ,

тогда молярная концентрация эквивалента в 6 раз больше:

методические указания к практическим занятиям - student2.ru .

Наши рекомендации