Эмоциональный и физический коллапс:
Внутренняя дисфункция.
Симптомами внутренней дисфункции являются:
Нарушения ясности мышления: (нарушение ясности мышления или трудности решения не сложных проблем; мозг «захлестывает» стремительный круговорот навязчивых и бесконечно повторяющихся мыслей, или кажется, что мозг «отключился» или «совершенно пуст»; трудности сосредоточения, трудности логически рассуждать больше нескольких минут, трудности принятия решений)
Трудности в управлении эмоциями: эмоциональное перевозбуждение или эмоциональный ступор, путаница в своих чувствах, как следствие, человек переживает перепады настроения, депрессию, тревогу и страх. Как результат – недоверие собственным эмоциями, игнорирование их, попытки заглушить их.
Проблемы с памятью: новое не запоминается, сложно вспомнить ключевые моменты детства, юности, временами помнятся какие-либо факты, а в другой момент – не приходят на ум, ощущение «заблокированности» от воспоминаний.
Нарушения сна: трудности засыпания, необычные и беспокойные сны, пробуждения ночью, как следствие - появление хронической усталости.
Трудности в преодолении стрессов: определяется 1) нарушением функций мозга вследствие длительного злоупотребления алкоголем или другими наркотиками, 2) гиперчувствительность, то есть преувеличение любых испытываемых чувств, что усиливает любые чувства и усугубляет стресс.
Стыд, вина: временами выздоравливающие испытывают глубокое чувство стыда из-за ощущения себя "психически больными", "умственно отсталыми" и т.д.; ощущение вины, так как считают, "поступают дурно" и "не работают по программе полноценно". Все это заставляет скрывать сигналы, предупреждающие о срыве, прекратить честно говорить о своих проблемах. Пытаются справиться сами, терпят поражение и, как следствие, начинают испытывать чувство безнадежности.
Возвращение отрицания: На этой стадии внутренней дисфункции возникает неспособность (правильно) оценить и честно поделиться своими мыслями и чувствами. Выздоравливающие заставляют себя верить, что все прекрасно, отрицают проблемы, возникающие на фоне трезвости так же, как ранее отрицали свою зависимость от алкоголя и наркотиков. Лишь критично оценив ситуацию, они могут признать, что находятся в состоянии раздражения.
Внешняя дисфункция.
Вслед за появлением предвестников срыва у зависимых начинают возникать серьезные жизненные проблемы. До этого момента трудности имели внутренний характер и их было легко игнорировать и забывать. Теперь же проблемы возникают на работе, дома, в отношениях с друзьями и соратниками по программе (выздоровления). Причина этих проблем лежит в практике избегания решения проблем и "ухода в защиту"; они ведут к углублению кризиса и заканчиваются замешательством, раздражительностью и депрессией.
Практика избегания и "ухода в защиту": На этом этапе рецидива человек избегает всего, что заставило бы его честно взглянуть на самого себя, вернуться к переживанию болезненных чувств. Встает в оборонительную позицию, когда ему задают вопросы о его благополучии.
Человек может пытаться убедить себя, что он больше никогда не станет вновь пить или пользоваться наркотиками. Он может начать больше заботиться о других, чем о себе. Когда его просят подумать или рассказать о себе, он встает в защитную позу. Чтобы не заниматься собой, он увиливает посредством подмены химической зависимости каким-либо видом нехимической зависимости (трудоголизм, переедание и даже любовь). Он действует импульсивно, без раздумий или самоконтроля. Он большую часть времени проводит в одиночестве и чувствует себя в изоляции. Вместо того чтобы противостоять одиночеству, стремясь к другим людям, он становится все более "зажатым" и импульсивным.
Углубление кризиса: на этой стадии у человека возникают проблемы, вызванные отрицанием собственных чувств, самоизоляцией и пренебрежением процессом самовосстановления. Он полон желания решить свои проблемы и напряженно над этим работает, но на месте одной решенной проблемы возникает две новые. Когда выздоравливающий больше озабочен решением отдельных проблем, не выясняя, как эти решения укладываются в контекст его зависимости, он редко достигает прогресса.
Симптомы депрессии:
Подавленность, уныние, апатия, сонливость - симптомы депрессии, которые человек испытывает на себе, это накладывает отпечаток на его способность планировать жизнь. На детали обращается все меньше и меньше внимания. Дела планируются исходя из принципа "желаемое считаю за действительное", и каждая неудача влечет новый кризис.
Замешательство и раздражительность. Разочарование своими и чужими поступками. Раздражение по пустякам. Периоды замешательства становятся более продолжительными и вызывают все больше проблем, появляется злость на самих себя из-за своей неспособности разобраться в ситуации. Взаимоотношения с семьей, друзьями, консультантами и членами группы Двенадцати Шагов становятся напряженными. Разрастаются конфликты. Чувства вины и раскаяния, злость, разочарование, обида.
Депрессия. Подавленность, неспособность следовать заведенному распорядку нормальной жизни, мысли о самоубийстве, выпивке или употреблении наркотиками в качестве средств борьбы с депрессией. Прекращение следованию распорядку дня, пропуск встречи, пренебрежение чувством ответственности. В это время они не в состоянии приступить к делу или завершить начатое, не могут сосредоточиться; они ощущают озабоченность, страх и чувство безысходности. Им по-настоящему трудно заснуть, а когда они засыпают, то спят неровно и не успевают отдохнуть. Сны становятся тревожными и кошмарными. Или они валятся с ног от изнеможения и спят от двенадцати до двадцати четырех часов подряд.
3. Потеря самоконтроля.
Потеря рассудительности: рассудительность - это способность логически предвидеть последствия поступков и действовать соответственно этому пониманию. Это проявляется в: прекращении посещения групп А.А., общения с другими выздоравливающими, игнорировании собственных проблем, мыслях о том, чтобы вернуться к употреблению психоактивных веществ. Им кажется, что жизнь стала неуправляемой из-за прекращения употребления алкоголя или других наркотиков.
Неспособность действовать: реальность заменяется фантазиями о том, «как было бы хорошо, если бы…», появляется убеждение, что надежды больше нет. Человек ожидает, что достигнет желаемого, просто сидя на месте.
Неспособность сопротивляться деструктивным побуждениям: возвращение одержимости и попыток действовать способами, которые вредят зависимому. Появляется ощущение себя слабым и уставшим, часто возникают приятные мысли об употреблении ПАВ.
Ощущение полного поражения: «защита отрицанием» не выдерживает и зависимый внезапно осознает всю суровую действительность своего положения. Это осознание весьма болезненно. К этому времени зависимый находиться в сильной изоляции, что кажется, не к кому обратиться за помощью, он может начать жалеть себя и привлекать этим внимание других. Снова приходят мысли об употреблении, ощущение, что употребление ПАВ - единственная альтернатива безумию или самоубийству. Действительно, при таком раскладе ПАВ выглядят здоровой и рациональной альтернативой.
4. Сужение выбора:
Зависимые чувствуют себя попавшими в капкан страданий и неспособности управлять жизнью. Они видят только три выхода из этой западни - безумие, самоубийство или же употребление алкоголя и наркотиков. Они больше не верят, что кто-то или что-то их выручит. Они ощущают злость на весь мир, иногда на кого-то или на что-то конкретное, а иногда и на самих себя. Прекращают посещения групп Двенадцати Шагов, могут бросить работу, наставника и т.д. Прогрессирующая потеря самоконтроля вызывает серьезные проблемы во всех областях жизни, сказывается на здоровье.
Эмоциональный и физический коллапс:
Существуют зависимые, решение которых остаться трезвыми столь сильно, что они скорее умрут, чем снова вернутся к употреблению. Некоторые удерживаются, благодаря использованию девиза "Живи одним днем", и возвращаются к эффективной программе восстановления. У других это не получается.
Люди могут жить в состоянии изматывающего их стресса очень долго, до тех пор, пока не произойдет окончательный срыв. У некоторых происходит физическое крушение и развиваются такие болезни, как язвы, гастриты, неврологические боли, сердечная недостаточность или рак. У других наступает эмоциональный коллапс. Они обнаруживают, что не в состоянии с ним справиться. Кто-то приходит к мыслям о самоубийстве, считая, что такая жизнь ничего не стоит. Многие пытаются покончить с собой.
Срыв – возврат к прошлому.
1. Первое употребление алкоголя или других наркотиков
Некоторым из зависимых "совершенно ясно", что все ли симптомы внутренней и внешней дисфункции, а также потеря самоконтроля могут быть временно "исцелены" алкоголем или применением наркотиков. Когда они встают перед выбором между физическим и эмоциональным крушением, самоубийством или же применением психоактивных веществ, последнее может показаться им самым разумным выбором. На этой стадии большинство из них доходит до такой степени отчаяния, что заставляет себя поверить в возможность "управляемого потребления". Они намереваются вернуть выпивку (прием наркотиков) на короткое время и под контролем.
2. Сильное чувство стыда, вины и раскаяния
Первое употребление порождает чувства жгучей вины и стыда. Комплекс вины является чувством, вызванным приговором себе: "Я совершил нечто дурное". Только что сорвавшийся человек чувствует себя морально ответственными за возврат к выпивке и полагает, что этого не должно было бы произойти, если бы он поступал правильно. Стыд - чувство, вызываемое самообвинением: "Я - неполноценный человек". Многие из зависимых считают, что их срыв доказывает их никчемность, и что выпивка наверняка их погубит.
3. Потеря контроля над потреблением
Зависимость вырывается из-под контроля. Иногда это происходит постепенно. Чаще потеря контроля происходит стремительно, человек сразу начинает пить или употреблять наркотики так же часто и помногу, как и раньше.
4. Усугубление проблем со здоровьем и жизненных трудностей
У сорвавшихся людей развиваются серьезные проблемы с их жизнью и самочувствием. Значительные трудности появляются в семье, на работе и в отношениях с друзьями. Страдает физическое здоровье, оно может стать настолько плохим, что потребует обращения к врачам. В конце концов, сорвавшиеся зависимые люди столкнутся с прямым выбором - прекратить употребление и вернуться к выздоровлению или умереть. Такова природа химической зависимости. Мы либо должны жить в трезвости, либо умереть.