Опыт 3. Определение типа эмульсии методом смешения
Занятие № 15
«Химия»
Тема «Микрогетерогенные системы: аэрозоли, пены, эмульсии»
(подготовьте самостоятельно)
Значение темы
Знания о свойствах микрогетерогенных и грубодисперсных систем (эмульсий, суспензий, порошков, пен, аэрозолей) необходимы студентам при изучении курса биохимии (суспензии форменных элементов крови), фармакологии, терапии (приготовление, хранение и использование лекарственных форм), хирургии (гашение пен при травмах грудной клетки, отеках легких), физиологии и патофизиологии (при изучении процесса пищеварения), судебной медицины (прижизненное образовании пены в дыхательных путях при утоплении) и т.д.
Теоретические вопросы
1. Какие дисперсные системы относят к микрогетерогенным и грубодисперсным?
2. Эмульсии. Понятие, способы получения, классификация.
3. По какому признаку эмульсии делят на два типа? Как определяют тип эмульсии?
4. Причины неустойчивости эмульсий. Стабилизаторы эмульсий: примеры, стабилизирующее действие. Обращение фазы эмульсий.
5. Пены. Понятие, способы получения, причины неустойчивости.
6. Пенообразователи и пеногасители: примеры, механизм воздействия.
7. Аэрозоли. Понятие, способы получения.
8. Медико-биологическое значение аэрозолей. Способы придания устойчивости и неустойчивости аэрозолям.
9. Суспензии и порошки. Понятие, способы получения, медико-биологическое значение.
Выполните письменно задания.
1. Какого типа эмульсия образуется при встряхивании растительного масла с водным раствором NaOH?
- приведите уравнение реакции образования эмульгаторов за счет частичного гидролиза масла (на примере триолеоилглицерина);
- изобразите строение частицы полученной эмульсии, стабилизированной образовавшимся эмульгатором.
2. Какое явление будет наблюдаться при добавлении в эмульсию в примере 1 раствора MgCl2?
- напишите уравнение происходящего превращения
- нарисуйте строение частицы новой эмульсии.
3. Объясните причину устойчивости суспензий кварца в воде и сажи в бензоле.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Эмульсии»
Цель 1. Получить эмульсии без эмульгатора и эмульсии I и II рода с эмульгаторами.
2. Определить тип эмульсии методом смешения.
Опыт 1. Получение эмульсии без эмульгатора
Налейте в пробирку 5 мл дистиллированной воды, добавьте 5-6 капель растительного масла и встряхните.
Опыт 2. Получение эмульсии с эмульгатором
а) налейте в пробирку 5 мл дистиллированной воды, добавьте 5-6 капель растительного масла, 5-6 капель 1% раствора К2СО3 и сильно встряхните.
б) налейте в пробирку 0,5 мл масла, 5 капель воды и 5 капель 1% раствора СаCI2, встряхните.
Укажите внешний вид образовавшихся эмульсий. Что происходит с эмульсиями, полученными в опыте 1 и 2 со временем. Почему?
Подсказка
В растительном масле присутствует некоторое количество свободных жирных кислот. Они образуются также при частичном гидролизе жира. При добавлении к маслу растворов К2СО3 или CaCl2 образуются соли жирных кислот – мыла, являющиеся эмульгаторами :
k H2O
а) 2C17H33COOH + K2CO3 ® 2C17H35COOK + H2CO3
m CO2
б) 2C17H33COOH + CaCl2 ® (C17H33COO)2Ca¯ + 2HCl
Приведите схему стабилизации эмульсий каждым из эмульгаторов. Эмульсию какого типа стабилизирует растворимый в воде (гидрофильный) олеоат калия и нерастворимый (гидрофобный) олеоат кальция?
Нарисуйте схему стабилизации эмульсий данными эмульгаторами. Сделайте общий вывод о зависимости типа эмульсий от свойств эмульгатора.
Опыт 3. Определение типа эмульсии методом смешения
а) каплю эмульсий из опыта 2 и каплю воды поместите рядом на предметное стекло и наклоните стекло так, чтобы капли соприкоснулись.
Если капли сольются, то, следовательно, средой в эмульсии служит вода – эмульсия типа М/В, если не сольются, то эмульсия относится к типу В/М.
б) тип эмульсии можно определить смешиванием с гидрофобным или гидрофильным красителем.
По 1 капле полученных в опыте 2 эмульсий нанесите палочкой на предметное стекло и добавьте по 1 капле водного раствора метилового оранжевого (гидрофильный краситель, преимущественно растворим в полярной жидкости – воде).
Зарисуйте распределение полярного растворителя и красителя в эмульсиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конспект лекций.
2. Беляев А.П. Физическая и коллоидная химия. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. 752с.
3. Власова Л.В. Коллоидная химия. Учебное пособие.- Киров: КГМА, 2009.- 100 с.
4. Ленский А.С. Биофизическая и бионеорганическая химия: учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов. МИА, 2008. – 408с.
5. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: учебник для медицинских вузов./ Ю.А.Ершов, В.А.Попков, А.С.Берлянд и др.. - Под ред. - Ю.А.Ершова. - М.: Высшая школа. – 2007. – 559с.
Заведующий кафедрой химии
д.м.н., профессор Цапок П.И.