Для студентов заочной формы обучения. Калининград Концепции современного естествознания:Методические указания для студентов заочной формы обучения /Авт.- сост
Калининград
Концепции современного естествознания:Методические указания для студентов заочной формы обучения /Авт.- сост. к.ф.н. Акулич Н.М. – г. Калининград: МФЮУ, 2011. – 11 с. | |
Рассмотрена и одобрена кафедрой общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин Калининградского филиала МФЮУ, протокол №2 от «_14__» октября 2011 г. | |
Автор: к.ф.н. Акулич Н.М. | |
© Акулич Н.М., 2011 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2011 © Калининградский филиал МФЮУ, 2011 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение дисциплины «Концепции современного естествознания» преследует цель ознакомления студентов, обучающихся по гуманитарным и социально-экономическим направлениям и специальностям, с неотъемлемым компонентом единой культуры - естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Это тем более необходимо, что сейчас рациональный естественнонаучный метод проникает и в гуманитарную сферу, участвуя в формировании сознания общества, и вместе с тем приобретает все более универсальный язык, адекватный философии, психологии, социальным наукам и даже искусству. Возникающая сегодня тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности общества в целостном мировидении и подчеркивает актуальность предлагаемой дисциплины.
Идея курса состоит в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Несмотря на необходимое присутствие элементов истории и философии науки, основное содержание дисциплины предполагает целостное описание природы и человека (как части природы) на основе научных достижений, смены методологий, концепций и парадигм, в общекультурном, историческом контексте. Курс задуман как междисциплинарное динамичное описание основных явлений и законов природы и тех научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении или общественном сознании.
В результате изучения дисциплины студент должен
Иметь представление:
- об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания, ньютоновской и эволюционной парадигмах;
- о концепции пространства и времени;
- о принципах симметрии и законах сохранения;
- о концептуальной и континуальной традициях в описании природы;
- о динамических и статистических закономерностях в естествознании;
- о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных в неупорядоченные состояния и наоборот;
- о самоорганизации в живой и неживой природе;
- об иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;
- о взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;
- о специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии живых систем и их целостности в гомеостазе;
- об иерархичности, уровнях организации и функциональной ассимметрии живых систем;
- о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;
- о физиологических основах психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека;
- о взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;
- о месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.
Знать:
- фундаментальные законы природы, которые открыты в физике, химии и биологии, границы их применимости;
- возможности современных научных методов разработанных в естественнонаучных дисциплинах;
- принципы преемственности и непрерывности в изучении живой и неживой материи, необходимости смены парадигм, при переходе от изучения простых механических к массовым статистическим системам, от объектов неживой природы к объектам живой природы и обществу;
- принципы эволюционного подхода и синергетики в исследовании сложных иерархических систем в неживой и живой природе и обществе.
Уметь:
- формулировать научную проблему, осуществлять ее логический анализ;
- применять современные научные методы с учетом их специфики;
- творчески использовать представления об основных принципах, закономерностях и подходах, присущих современному естествознанию, в ситуациях, связанных с необходимостью решения мировоззренчески значимых проблем и профессиональной деятельности.
Разбираться:
- в современных течениях научной мысли (естествознания);
- в достижениях естественных наук ХХ – начала ХХI в.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «Концепции современного естествознания»
для студентов заочной формы обучения
№ темы | Наименование темы | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа | Всего | |
лекции | семинары | ||||
1. | Наука как форма знания, деятельность и социальный институт | - | |||
2. | Основные модели научного знания и проблема демаркации | - | |||
3. | Физическая картина мира | - | |||
4. | Пространство и время | - | - | ||
5. | Основные проблемы современной космологии | - | |||
6. | Основы химической картины мира | - | |||
7. | Концептуальные основы современной биологии | - | |||
8. | Биология и генетика | - | - | ||
9. | Концепция биосферы и основы экологии. Ноосфера | - | |||
10. | Синергетическая парадигма | - | |||
11. | Человек как предмет естествознания | - | - | ||
Итого | - |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ