Коррекция исходного уровня. Преподаватель в процессе опроса студентов и разбора материалов темы останавливается на понятии витаминов

Преподаватель в процессе опроса студентов и разбора материалов темы останавливается на понятии витаминов, их строении и роли в общем обмене веществ, видах нарушения баланса витаминов в организме и их причинах, классификации витаминов, биохимической функции важнейших витаминов. Необходимо обратить особое внимание на известные коферментные формы витаминов, их структуру и участие в функционировании ферментов.

Организация самостоятельной работы студентов.

В качестве ориентировочной основы действия используется «Практикум по биологической химии» (Строев Е.А., Макарова В.Г., 1986, работа 69-а, в, д, ж с.160-163,) и «Методические указания к лабораторным занятиям по биологической химии для студентов 2-го курса».

Выполняемая работа.

1. Проба на ретинол (витамин А).

2. Обнаружение кальциферола (витамин D).

3. Качественная реакция на токоферол (витамин Е).

4. Обнаружение тиамина (витамин В1).

5. Качественная реакция на рибофлавин (витамин В2).

6. Качественная реакция на рутин (витамин Р).

7. Качественная реакция на пиридоксин (витамин В6).

8. Качественная реакция на аскорбиновую кислоту (витамин С).

9. Качественная реакция на викасол.

Объяснение содержания лабораторной работы и формы
отчетности.

Работы выполняются студентами индивидуально в соответствии с их описанием в практикуме. Необходимо обратить внимание студентов на строгое соблюдение количественных пропорций используемых реактивов и на обязательность сохранности металлического цинка для повторного применения. Протокол оформляется в виде нижеприведенной таблицы (см. рабочую тетрадь для студентов 2-го курса). Обязательным условием является включение в протокол структурных формул определяемых витаминов с указанием всех видов их номенклатуры. В заключение протокола студентом должен быть сформулирован вывод.

Самостоятельная работа студентов.

Каждый студент самостоятельно выполняет все качественные реакции на витамины, используя в качестве ориентировочной основы действия изложенное в практикуме описание лабораторных работ и пояснения преподавателя. Студент показывает преподавателю результаты реакций и оформляет протокол. В процессе выполнения студентами лабораторной работы преподаватель контролирует и корректирует действия студентов, чтобы научить их необходимым практическим навыкам и умениям.

Контроль усвоения материала занятия:

Контроль усвоения материала проводится в форме индивидуальной беседы со студентами в процессе проверки протоколов. Для проведения контроля рекомендуется использовать следующие вопросы.

1. Покажите пробирку с качественной реакцией на витамин А. Как проводится эта реакция?

2. Покажите пробирку с качественной реакцией на витамин В1.Как проводится эта реакция?

3. Покажите пробирку с качественной реакцией на рутин. Как проводится эта реакция?

4. Покажите пробирку с качественной реакцией на витамин D.Как проводится эта реакция?

5. Покажите пробирку с качественной реакцией на витамин В6.Как проводится эта реакция?

6. Покажите пробирку с качественной реакцией на витамин В2.Как проводится эта реакция?

7. Покажите пробирку с качественной реакцией на викасол. Как проводится эта реакция?

8. Покажите пробирку с качественной реакцией на витамин С. Как проводится эта реакция?

9. Объясните принцип качественной реакции на витамин А. Какое при этом развивается окрашивание?

10. Объясните принцип качественной реакции на витамин D. Какое при этом развивается окрашивание?

11. Объясните принцип качественной реакции на витамин В1. Какое при этом развивается окрашивание?

12. Объясните принцип качественной реакции на рутин. Какое при этом развивается окрашивание?

13. Объясните принцип качественной реакции на витамин В2. Какое при этом развивается окрашивание?

14. Объясните принцип качественной реакции на витамин В6. Какое при этом развивается окрашивание?

15. Объясните принцип качественной реакции на викасол. Какое при этом развивается окрашивание?

16. Объясните принцип качественной реакции на витамин С. Какое при этом развивается окрашивание?

Критерии достижения цели занятия.

1. Правильные ответы на поставленные вопросы.

2. Умение провести качественные реакции на водорастворимые и жирорастворимые витамины.

3. Правильное оформление протокола и умение сформулировать выводы.

Таблица

Качественные реакции на витамины.

Исследуемый витамин и его формула Материалы и реактивы Принцип метода Наблюдаемое окрашивание
Витамин А (ретинол, антисклерофтальмический) 2 кап. рыбьего жира в смеси с хлороформом +1-2 кап. конц. серной кислоты Отнятие Н2SO4 воды от ретинола с образованием окрашенного продукта Голубое переходящее в буро – красное
Витамин Е (альфатоко-ферол, антистерильный В сухую пробирку: 5 кап. раствора токоферола +10кап. конц. азотной кислоты Образование соединения хиноидной структуры Красное  
Витамин В1 (тиамин, антиневритный) В пробирку: 5кап. 1% раствора сульфаниловой кислоты, 5 кап. 5% раствора нитрита натрия, 5кап. 10% раствора карбоната натрия, 1-2 кап. раствора тиамина, встряхивание. Образование комплексного соединения   Желтое переходящее в оранжево – красное
Витамин Р (рутин, капилляроукре-ляющий) В колбу: 100 мг чая, 15 мл дистиллированной воды, кипячение 3 мин., слить, разбавить равным количеством воды. В одну пробирку: 1мл жидкости +2-3кап. раствора хлорного железа. В другую пробирку: 5кап рутина + 12 кап. 1% раствора хлорного железа. Образование комплексного соединения   Зеленое
Витамин В2 (рибофлавин, витамин роста) В пробирку: 10кап. раствора рибофлавина, 5кап. конц. HCl, зернышко металлического цинка Восстановление рибофлавина Обесцвечивание
Витамин В6 (пиридоксин, антидерматитн.) В пробирку: 5кап. раствора пиридоксина, 5кап. 1% раствора хлорного железа Образование ком-плексной соли типа фенолята железа красное
Викасол В пробирку: 5кап. раствора викасола, 5кап. 0,25% раствора цистеина, 1кап. 10% раствора едкого натра. Изменение окрашивания в при-сутствии цистеина в щелочной среде Лимонно – желтое
Витамин С (аскорбиновая кислота, антискорбутный В пробирку: 5кап. раствора аскорбиновой кислоты, по каплям 0,001н раствор натриевой соли 2,6-дихлорфенолиндофенол Образование лейко формы 2,6 – дихлорфенолиндо-фенола Обесцвечивание

ВЫВОД: с помощью качественных реакций на витамины можно установить их наличие.

ЗАНЯТИЕ №8

ТЕМА: Витамины и их коферментные формы. Количественное определение витамина С в растительном сырье.

Работа на занятии.

Цели занятия.

Студенты должны уметь:

- выполнить количественное определение аскорбиновой кислоты в лекарственных растениях;

- проанализировать результаты определений, оформить протокол, сформулировать выводы.

Цели самоподготовки.

Студенты должны знать:

- строение и функции витаминов, нарушения баланса витаминов в организме;

- коферментные формы витаминов, их структурные формулы и участие в ферментативных реакциях;

Хронокарта занятия.

Этапы занятия Время (мин.) Дидактическая система  
1. Организационные вопросы   2 мин Классическая
2.Контроль исходного уровня знаний студентов и его коррекция 28 мин. Репетитор (хороший)
3. Организация самостоятельной работы студентов 10 мин. Технические средства общегрупповые
4. Самостоятельная работа студентов 80 мин. «Малая группа»
5. Итоговый контроль усвоения материала занятия 15 мин. Репетитор (хороший)

Оснащение занятия.

1.Оборудование: пипетки на 5 и 0,1 мл; мерная колба на 100 мл; воронка, вата, аптечные весы с разновесами; микробюретка, скальпель; ступка с пестиком; стаканчики для титрования.

2. Реактивы:соляная кислота, 2% раствор; 2,6 – дихлорфенолиндофенол, 0,001 М раствор.

3. Материалы для исследования: лекарственное сырье (цветы бузины, лист крапивы, кора крушины, витаминный чай, плоды шиповника).

4. Таблицы:«Строение и функции витаминов».

Организационные вопросы.

Преподаватель выясняет, есть ли отсутствующие, обращает внимание на форму одежды студентов, сообщает цели занятия, интересуется посещаемостью лекций.

Контроль исходного уровня знаний.

Контроль проводится в виде устного опроса студентов в процессе совместного разбора материала занятия с последующим письменным контролем с помощью билетов входного контроля знаний студентов (см. методические рекомендации для самоконтроля знаний «Простые и сложные белки. структура и функции. Ферменты и витамины как их кофакторы. Строение, свойства, механизм действия, номенклатура и классификация ферментов»). Оценки выставляются в кафедральном журнале.

Вопросы для устного опроса.

1. Химическая структура витаминов и их коферментных форм.

2. Характеристика отдельных коферментных форм витаминов и их биохимических функций.

Наши рекомендации