Задания на знание качественных реакций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

КЛАСС, 2016-2017 уч. год

I. Теоретические вопросы.

Задания на проверку усвоения знаний о современных представлениях о строении атома, химической связи и строении вещества, Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, генетической связи неорганических веществ различных классов (цепочки превращений; уравнения реакций, протекающих при взаимодействии веществ).

См. Учебное пособие по химии для учащихся медицинских классов «Неорганическая химия», 2016 г.(НХ). Тема 1. – Тема 10. Задачи упражнения для самостоятельного решения, задания № 2, № 7-10.

Пример 1.

Осуществите следующие превращения, укажите условия протекания реакций:

А) СuС12 → С12 → Ва(СlO3)2 → С12 → КСlO → НСlO

Б) Na2SiO3 →Na2CO3→ Na2SiO3 →NaNO3 →HNO3 → N2 →NH3 → NO→

→ NO2 → Ba(NO3)2 → BaSO4→ BaS→ SO2

Пример 2.

А) Пирит (FeS2) прокалили в избытке кислорода. Полученное твердое вещество нагревали с избытком угарного газа. Твердый продукт этой реакции растворили при нагревании в концентрированной азотной кислоте. Полученный раствор упарили и остаток прокалили до постоянной массы. Напишите уравнения протекающих реакций.

Б) Твердое вещество, образовавшееся при взаимодействии металлического лития с азотом при комнатной температуре, обработали избытком воды. Выделившийся газ пропустили через раствор соляной кислоты до слабокислой реакции среды. К полученному раствору прибавили раствор нитрита натрия при нагревании, при этом наблюдалось выделение бесцветного газа. Напишите уравнения протекающих реакций.

Пример 3.

Для предложенного ряда химических элементов: 1) Na, 2) K, 3) Si, 4) Mg, 5) C:

1. Определите, атомы каких элементов имеют на внешнем энергетическом уровне четыре электрона;

2. Выберите элементы, которые находятся в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева в одном периоде;

3. Выберите элементы, которые проявляют низшую степень окисления, равную -4.

4. Укажите элементы, которые реагируют с водой;

5. Выберите элементы, которые в твердом состоянии имеют атомную кристаллическую решетку

Задания на гидролиз, электролиз и ОВР свойства веществ.

См. НХ, Тема 1. – Тема 10. Задачи упражнения для самостоятельного решения, задания № 3-6, стр.140 №№ 13-14.

Учебное пособие по химии для учащихся медицинских классов «Общая химия», 2016 г.(ОХ), стр. 50-51 №№15-17, стр. 62-63 №№13-16, стр. 72-73 №№15-17, Примеры билетов экзамена, стр.169 - 173.

Примеры.

А). После прокаливания смеси цинка и карбоната кальция в избытке кислорода масса твёрдого остатка оказалась в 1,3 раза меньше массы исходной смеси. Сравните количества веществ в исходной смеси.

Б). Смесь порошков металлов, содержащих 0,1 моль магния и 0,2 моль кобальта обработали избытком раствора нитрата серебра. Рассчитайте изменение массы раствора после окончания всех реакций при условии полного растворения металлов.

В). Равные объёмы растворов нитрата серебра и сульфата меди (II) подвергли электролизу. После электролиза объёмы газов, выделившихся на аноде, оказались одинаковыми. Сравните молярные концентрации солей в исходных растворах.

Задания на знание качественных реакций.

Примеры.

А). Установите соответствие между формулами веществ и реагентами, с помощью которых их можно различить. Приведите соответствующие уравнения реакций, укажите наблюдаемые эффекты.

ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ РЕАГЕНТ

А) NaOH, Ba(OH)2 1) H2SO4

Б) K2SO3, K2CO3 2) NaOH

В) HNO3, HCl 3) KMnO4 (в кислой среде)

Г) MgCl2,AlCl3 4) лакмус

5) AgNO3

Б) В четырёх пробирках находятся растворы следующих веществ: сульфата калия, гидрокарбоната калия, иодида калия и нитрата калия. С помощью каких реагентов можно определить эти соли? В растворе какой соли метилоранж окрасится в желтый цвет? Приведите уравнения соответствующих реакций. Одно из уравнений напишите в молекулярной и ионной формах.

В). Даны реактивы: KBr (p-p), AgNO3(p-p), Al2O3, KOH(p-p). С помощью каких реактивов можно различить следующие вещества: CuCl2 и Cu(NO3)2, Na2SO3 и MgSO4 ,Zn и Mg, HBr и HNO3. Приведите соответствующие уравнения реакций. Одно из уравнений напишите в молекулярной и ионной формах.

II. РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

1.Задачи на ОВР, пластинки, электролиз. См. ОХ, стр.71, пример 1, , стр.72-73, № 1, 3-4, 9-10, стр. 82-86, примеры 1-4, стр.86-88, № 1-12, НХ, стр.179-180, №11-13, 18-22.

2. Задачи на растворы, см. ОХ, стр.94-97, № 5-59.

3. Задачи по термохимии, см. ОХ, стр.48-49, примеры 1-3, стр.50-51, задачи № 15-17, НХ, стр.89, № 28 -30.

4. Задачи на равновесия, см. ОХ, стр.62, №11-17.

Наши рекомендации