Нтичная наука: характеристика, особенности. Возникновение первых научных программ.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ
Наука появляется тогда, когда для этого создаются объективные условия, социальный запрос на объективные знания, выделение особой группы людей, реализующих данный запрос; накопление знаний, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации.
Совокупность таких условий складывается в древнегреческой культуре VII–VI вв. до н. э.
Именно в этот период появляются первые рациональные программы, свободные от религиозных и мистических представлений. Именно здесь появляется наука как доказательное знание. Она не связывалась с непосредственно орудийно-трудовой деятельностью, была идеализированным феноменом.
Но именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил абстрагирование – непременное условие науки.
Важной отличительной особенностью науки в контексте древнегреческой культуры была ее направленность на самостоятельное, объективное рассмотрение природы как реальности. Греческую мысль отличали стремление к точному познанию действительности, доказательству, критический дух и смелость выводов. Греческая наука отличалась независимостью от мифологии, из недр которой она вышла.
Первой научной программой стала математическая программа, представленная Пифагором,позднее развитая Платоном.Отношения действительности Пифагорвыразил в числах, представляемых им в качестве первоосновы мира.
Историки науки считают, что основная заслуга Пифагораи его последователей заключается в том, что они превратили геометрию в теоретическую дедуктивную науку, заложили основы арифметики и математического естествознания, дали стимул к поиску количественных отношений в природе и выражению их языком математических формул.
Дальнейшее формирование пифагорейской программы продолжили софисты и элеаты, разработавшие теорию доказательств. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона,который представил мир идей как иерархически упорядоченную структуру. Платоносновал первую научную школу – Академию.
Второй научной программой античности, выступающей в качестве универсальной концепции природного мира, стал атомизм. Основоположниками его считаются Левкиппи его ученик Демокрит,хотя зачатки данного подхода можно обнаружить уже у Анаксиме-на, Эмпедокла, Анаксагора.
Учение атомизма исходило из того, что неделимые атомы являлись началом всего сущего. Движение атомов выступало причиной изменений в природе.
Программа ААристотелястала третьей научной программой античности. В ней наряду со стремлением к целостному философскому осмыслению действительности отчетливо проявляются эллинистические тенденции к выделению отдельных направлений исследования в самостоятельные науки со своим предметом и методом.
Аристотельв отличие от других античных мыслителей не отделял вещи и идеи. Заслугой Аристотеляявляется и создание понятийно-категориального аппарата науки, классификации научных знаний.
Данные программы заложили основы науки, правда, научное знание пока было абстрактно-объяснительным, лишенным созидательного компонента, но зачатки науки как особого типа отношения к реальности появились в культуре античности.
7. Средневековая наука: характеристика, достижения
НАУКА, ВЕРА, ЗНАНИЕ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В отличие от античности средневековая наука не предложила новых фундаментальных программ, но она не ограничилась только пассивным усвоением достижений античной науки.
В средневековую эпоху основным доминирующим мировоззрением было теологическое мировоззрение. Наука становилась средством решения чисто практических задач.
Наиболее представительными текстами, освященными божественным авторитетом, были тексты Священного Писания, истолкование текстов выступало основным в научной деятельности. Но христианское мировоззрение тем не менее посеяло зерна нового понимания природы, позволившего уйти от созерцательного отношения к ней античности и перейти к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира.
В недрах средневековой культуры развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Эти дисциплины представляли собой промежуточное звено между ремеслом и натурфилософией и в силу своей практической направленности содержали в себе зародыш будущей экспериментальной, опытной науки.
Ситуация изменилась в XII в., когда в христианской культуре стало использоваться наследие Аристотеля.Развести теологию и науку позволила концепция «двойственной истины», т. е. признание наряду с верой, основанной на откровении, и права на существование «естественного разума».
Развитие астрономии, математики, физики требовало точных измерений – именно в лоне данных наук появляется экспериментирование. Рационализировалось и теологическое знание, пытавшееся в отличие от раннесредневековых представлений о Боге как непознаваемом феномене логически доказать существование Бога, понять совершенную красоту его творений.
В развитии рациональности большое значение имели университеты, прививавшие логико-дискурсивное мышление и искусство аргументации. Без этого было бы невозможно дальнейшее развитие интеллектуальных средств научного познания.
Идеи всестороннего обоснования знания развивали Ф. Бэкони У. Оккам.
Ф. Бэконвыступил с идеей математического естествознания, считая, что изучать и проверять все науки следует с помощью математики. В представлении Ф. Бэконаматематика – «врата и ключ всех наук» – объединяет в себе комплекс теоретических и практических дисциплин.
У. Оккамвыдвинул идею радикального эмпиризма. Он впервые сформулировал принцип простоты научного знания, вошедший в методологию науки под названием «бритвы Оккама», острие которой было направлено против схоластики и расчищало поле деятельности для естествоиспытателей.
Постепенно изменялось соотношение веры и разума, в эпоху Возрождения разум был поставлен выше откровения.
Период Возрожденияохватывал два с половиной столетия (ХIV-ХVI вв.). В Европе в этот период складывались новые организационные и материальные возможности для научного развития, разработки новых принципов познания действительности. Началась кардинальная ломка канонов схоластического, догматического мышления.
Новые тенденции научной мысли нашли яркое выражение в творчестве величайших мыслителей – Н. Кузанского, Леонардо да Винчи, Н. Коперника, Д. Бруно.
Но научная мысль Возрождения не смогла до конца освободиться от теологических элементов.
аучная революция XVI-XVII вв., социально-экономические предпосылки, ее ход и содержание.
Ее отправной точкой научной революции, в результате которой появились классическая наука и современное естествознание, стал выход книги Николая Коперника «О вращении небесных сфер» в 1543 году. Но гелиоцентрические идеи, высказанные там, были всего лишь гипотезой, нуждавшейся в доказательстве. После аргументов в пользу этой гипотезы и стал основной задачей научной революции ХVI – XVII вв., которая начинается с работ Г. Галилея.
Следующим революционером был Джордано Бруно – итальянский философ, который был сожжен 17.02.1600 г. Он сказал, что у Вселенной нет центра и нет границ. Во вселенной существует множество миров.
Галилео Галилей является основоположником новой физики, в частности такого раздела как динамика, в этой он противоречит. Галилей является автором новой научной методологии, он изображает новый телескоп и обнаруживает на солнце тёмные пятна. Изучает Луну и по аналогии с Землёй выделяет моря и материки, обнаруживает 4 самых больших спутника. Он сформировал классический принцип относительности, определил ускорение свободного падения ( 9, 8), написал «диалог о двух истинах мира».
Завершает 17-го научную революцию Исаак Ньютон. Он сформулировал 3 закона механики и закон всемирного тяготения.
Первый закон: «Всякое тело продолжает удерживаться в своём состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».
Второй закон: «Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует».
Третий закон: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга между собой равны и направлены в противоположные стороны»
закон всемирного тяготения:
Между любыми двумя материальными частицами действует сила притяжения (направленная вдоль прямой соединяющей частицы), величина которой пропорциональна массе каждой из частиц и обратно пропорциональная квадрату расстояния между ними.
Труд ньютона называется «Математические начала натуральной философии».
В результате этой революции появляется новая научная парадигма – механическая картина мира, а наука в целом вступает в классическую.
9. Временные рамки и основные черты классической науки
Период классической науки конец XVII в – конец XIX в.
Важнейшая черта-механистичность-представление мира в качестве машины, гигантского механизма, четко функционирующего на основе вечных и неизменных законов механики. Понятие классической науки охватывает период с XVII в. по 20-е годы ХХ в. Этот этап науки характеризуется рядом специфических особенностей:
1. Стремление к завершенной системе знаний, фиксирующей истину в окончательном виде.
2. Механистичность - представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени сложности. Даже живой организм понимался как механизм общемировой машины, функционирующей по законам механики.
3. Натурализм - признание идеи самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами.
4. Метафизичность - рассмотрение природы как неизменного, неразвивающегося целого.
5. Доминирование количественного сопоставления и оценки всех явлений над качественным.
6. Причинно-следственный автоматизм - объяснение всех природных явлений естественными причинами.
7. Аналитизм - доминирование в научном мышлении аналитической деятельности над синтетической.
8. Геометризм - утверждение картины безграничного, однородного пространства, описываемого геометрией Евклида.
9. Субстанциональность - поиск первоосновы мира.
10. Гипотетический метод познания. Внедрение этого метода связано с именем Галилея, который предлагал вести изучение не с эмпирического, а с теоретического. Затем требовалось осуществление эксперимента, который должен был подтвердить или опровергнуть гипотезу.
В результате наука вытеснила религию в качестве интеллектуального авторитета, заняла ее место и стала претендовать на роль истины в последней инстанции, не оставив в мировоззрении место ни религии, ни философии.
10. Наука XIX в. Новейшая революция в науке
Глобальная научная революция начинается с целого ряда замечательных открытий. В 1888 Герц открыл электромагнитные волны, блестяще подтвердил предсказание Максвелла. В 1895 Рентген обнаружил лучи, получившие позднее название рентгеновских. Дж.Дж.Томсон открыл первую электромагнитную частицу-электрон. 1896 обнаружение радиоактивности Беккерелем. Э резерфорд показал в своих изучения неоднородность радиоактивного излучения, состоявшего из α,β и γ лучей. В 1911 он построил планетарную модель атома. К великим открытиям также следует отнести работы Столетова по изучению фотоэффекта, Лебедева о давлении света. В 1901 Планк предположил что энергия излучается малыми порциями–квантами, причем энергия каждого кванта пропорциональна частоте испускаемого излучения. Кризис физики стал первым этапом второй глобальной научной революции в науке. В лучшую сторону ситуация начала меняться только в 20-е годы 20 века с наступлением второго этапа. Он связан с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности. Тогда начала складываться новая квантово-релятивистская картина мира,в которой открытия, приведшие к кризису в физике, были объяснены. Началом третьего этапа научной революции было овладение атомной энергией в 40-е гг. 20в и последующие исследования с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Также в этот период физика передает эстафету химии, биологии и циклу наук о Земле, начинающих создавать свои собственные научные картины мира. Следует также отметить что наука слилась с техникой что в свою очередь привело к современной нтр. Развитие энштейнского подхода приводит к отрицанию ньютоновской космологии и формирует новую картину мира, в которой логика и здравый смысл перестают действовать. Нарушились понятия причинности, субстанции, твердые дискретные тела уступили место формальным отношениям и динамическим процессам.