Методические указания и примеры решения задач

Решение задач – одна из наиболее активных форм обучения и самостоятельной работы учащихся дневной и заочной формы обучения.

Решение задач рекомендуется вести в следующем порядке:

а) запи­сывается условие задачи, которое сопровождается чертежом или схемой;

б) после разбора условия и содержания задачи намечается план ее ре­шения;

в) решение проводится по этапам с указанием цели каждого эта­па;

г) выписывается формула, используемая для решения на данном эта­пе, после чего в нее подставляют числовые значения величин; промежу­точные результаты решения выписываются на поля и подчеркиваются;

д) должны указываться размерности вычисляемых величин;

е) после реше­ния задачи оценивается правдоподобность полученного результата.

Номер варианта соответствует номеру по учебному журналу

№ варианта контрольной № по журналу
1,16
2,17
3,18
4,19
5,20
6,21
7,22
8,23
9,24
10,25
11,26
12,27
13,28
14,29
15,30

Для решения задачи 1 необходимо знать:

- закон Ома для электри­ческой цепи;

- первый закон Киргофа;

- методику определения полного соп­ротивления цепи при смешанном соединении сопротивлений и ознако­миться с решением примера 1-11, данным в учебнике Попова и Николаева.

Задача 2 относится к неразветвленным цепям переменного тока. Перед решением ознакомиться с темой 5, учебник Свириденко Э.А. и Китунович Ф.Г.

Пример:

Последовательно с катушкой, активное сопротивление которой r1=10 Ом и индуктивное х методические указания и примеры решения задач - student2.ru = 10 Ом, включен потребитель, обладающий активным сопротивлением r2=1 Ом и емкостным х методические указания и примеры решения задач - student2.ru = 4 Ом (рис.1, а), к це­пи приложено напряжение U=120 В (действующее значение).

Определить:

- полное сопротивление цепи;

- коэффициент мощности це­пи;

- силу тока;

- напряжения на каждом сопротивлении;

- активную, реак­тивную и полную мощности цепи.

Построить в масштабе векторную диаг­рамму.

Решение:

1) Полное сопротивление цепи

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

2) Коэффициент мощности цепи

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

а)

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Рисунок 1а

б) Масштаб:

1 см – 4 А

 
  методические указания и примеры решения задач - student2.ru

1 см – 20 В

Рисунок 1б

3) Сила тока в цепи

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

4) Напряжение на сопротивлениях цепи

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

5) Активная мощность

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

6) Реактивная мощность

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Здесь sin методические указания и примеры решения задач - student2.ru = 0.48, который определяется по таблице тригонометрических величин по известному значению cos методические указания и примеры решения задач - student2.ru = 0.88

7) Полная мощность

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

или

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

8) Построение векторной диаграммы начинаем с выбора масштабов для тока и напряжения. Задаемся масштабом по току: 1 см - 4А и масштабом по напряжению: в 1см - 20В.

Построение векторной диаграммы (рис.1б) начинаем с вектора то­ка.

Откладываем по горизонтали вектора тока.

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Вдоль вектора тока откладываем векторы напряжения на активных сопротивлениях r1 и r2.

методические указания и примеры решения задач - student2.ru и методические указания и примеры решения задач - student2.ru

К концу вектора Ur откладываем в сторону опережения вектора то­ка на 90° вектор напряжения U методические указания и примеры решения задач - student2.ru на индуктивном сопротивлении. Длина вектора

методические указания и примеры решения задач - student2.ru методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Из конца вектора U методические указания и примеры решения задач - student2.ru откладываем в сторону отставания от векто­ра тока на 90° вектор напряжения на емкостном сопротивлении. Длина вектора

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Геометрическая сумма векторов Ur методические указания и примеры решения задач - student2.ru , Ur методические указания и примеры решения задач - student2.ru , U методические указания и примеры решения задач - student2.ru и U методические указания и примеры решения задач - student2.ru представляет полное напряжение U, приложенное к цепи. Так как длина вектора рав­на 6 см, то величина напряжения составит

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Задача 3 относится к трехфазным цепям. Предварительно следует повторить материал темы 6 учебника Свириденко Э.А. и Китуновича Ф.Г.

Пример:

В каждую фазу трехфазной четырех проводной цепи включили сопро­тивления так, как показано на рис. 2. Величины сопротивления даны на рисунке. Линейное напряжение сети U=380 В.

Определить: линейные токи; углы сдвига фаз; активную, реактивную и полную мощности трех фаз.

Решение:

1) Полное сопротивление фаз

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

2)Углы сдвига фаз

методические указания и примеры решения задач - student2.ru методические указания и примеры решения задач - student2.ru (опережающий)

методические указания и примеры решения задач - student2.ru методические указания и примеры решения задач - student2.ru (отстающий)

методические указания и примеры решения задач - student2.ru методические указания и примеры решения задач - student2.ru

3) Линейные (фазные) токи

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Здесь фазное напряжение

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Рисунок 2

4)Активная мощность потребляется только активными сопротивлениями. Поэтому

методические указания и примеры решения задач - student2.ru методические указания и примеры решения задач - student2.ru

5) Реактивная мощность потребляется только реактивными сопротивле­ниями. Поэтому методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Знак минус показывает, что реактивная мощность системы носит емкостный характер.

6) Полная мощность

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Задача 4 относится к асинхронным двигателям. Необходимо изучить материал темы 8 учебника Свириденко Э.А. и Китунович Ф.Г.

Пример:

Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором имеет величи­ны:

- номинальная мощность Рн = 12 кВт;

- номинальное напряжение Uн = 380 В;

- число оборотов nн = 1480 об/мин;

- КПД методические указания и примеры решения задач - student2.ru н = 0,88; cos методические указания и примеры решения задач - student2.ru = 0,85;

- краткость пускового тока методические указания и примеры решения задач - student2.ru = 6,5;

- перегрузочная способность методические указания и примеры решения задач - student2.ru = 1,8.

Определить:

- потребляемую мощность;

- номинальный и максимальный моменты;

- пусковой ток;

- номинальное скольжение.

- Как изменится пусковой ток, а также номинальный и максимальный моменты при снижении напряжение в сети на 10%?

Решение:

1) Потребляемая мощность

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

2) Номинальный момент

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

3) Максимальный момент

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

4) Номинальный ток

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Номинальный ток двигателя определяется потребляемой мощностью, ко­торая равна номинальной, деленной на КПД, т. е.

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

5) Пусковой ток

методические указания и примеры решения задач - student2.ru

6)Номинальное скольжение

При методические указания и примеры решения задач - student2.ru скорость поля равна

методические указания и примеры решения задач - student2.ru методические указания и примеры решения задач - student2.ru

Задача 5 относится к машинам постоянного тока. Тема 9 учебника Свириденко Э.А. и Китунович Ф.Г.

Пример:

Двигатель постоянного тока при номинальной мощности Рн=68кВт вращается со скоростью пн=1460об/мин. Сила тока в цепи якоря I методические указания и примеры решения задач - student2.ru =346А; сопротивление обмотки якоря rя = 0,023Ом. Номинальное напряжение сети Uн = 220 В.

Определить:

- противо-ЭДС в обмотке якоря;

- электромаг­нитную мощность;

- номинальный и электромагнитный моменты и момент холостого хода.

Решение:

Наши рекомендации