Запишите вывод к лабораторной работе № 1. 2 страница
Занятие 4. Липиды и нуклеиновые кислоты. Физико-химические свойства и реакции определения
№ п/п УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка |
УЭ-0 | Цель занятия: изучить физико-химические свойства липидов и реакции определения липидов и нуклеиновых кислот в изучаемых объектах; закрепить знание формул липидов и нуклеотидов (структурных звеньев нуклеиновых кислот); развивать навыки работы с химическим оборудованием. | Внимательно прочитайте цель занятия. Запишите дату, номер и название занятия в тетради для СРС. вСРС являются УЭ-1. аСРС являются УЭ-2–5. |
УЭ-1 | Цель: повторить химический состав, строение липидов и нуклеиновых кислот. 1.1. Повторите материалпо учебнику и лекциям. 1.2. Подготовьте ответы на вопросы: 1. Дайте определение липидам. На какие классы и по какому принципу классифицируются липиды? 2. Чем отличаются сложные липиды от простых? 3. Каковы различия между насыщенными и ненасыщенными жирными кислотами? Знать формулы высших жирных кислот. 4. Что такое триглицериды? Какие функциональные группы выделяют в строении триглицеридов? Умейте писать формулы простых и смешанных триглицеридов. 5. Повторите формулы нуклеотидов, входящих в состав ДНК и РНК. Умейте писать формулы нуклеотидов. Подготовьтесь к самостоятельной работе на аудиторном занятии. | Выполняйте устно. Литература: № 1. – С. 55–65, 83–85. № 2. – С. 38–47, 64–68. № 3. – С. 184–192, 216–224. № 5. – С. 107–114. |
УЭ-2 | Цель: выявить некоторые физические и химические свойства жиров и жироподобных веществ. 2.1. Выполните лабораторную работу № 4 «Физико-химические свойства липидов. Качественный состав фосфолипидов». 1. Качественная реакция на жиры и масла Оборудование и реактивы: осмиевая кислота (1%-й раствор), судан III, предметные стекла; масло (любое). Ход работы: На предметное стекло нанесите каплю масла, добавьте одну каплю раствора осмиевой кислоты. Масло окрашивается в черный цвет. Вместо осмиевой кислоты используйте краситель судан III. Он окрашивает масла в различные оттенки красного цвета. Осмиевая кислота (1%-й раствор), судан III и другие применяются в микрохимических исследованиях. Срезы тканей (растительных и животных), смачивают одним из этих реактивов и наблюдают под микроскопом: капли масла в ткани окрашиваются в черный или красный цвет. 2. Обнаружение метаболитов лецитина в желтке куриного яйца Лецитин – это жироподобное вещество, относится к фосфолипидам. В химическом отношении – эфир глицерина, жирных кислот, фосфорной кислоты и холина. Чистый лецитин представляет собой белую воскообразную массу, быстро желтеющую на воздухе. Содержится лецитин в желтке, в маргарине, в грибах, в дрожжах. Оборудование и реактивы: гидроксид натрия (10%-й раствор), соляная кислота (10%-й раствор), сульфат меди (5%-й раствор), молибденовый реактив, лакмусовая бумага, Ход работы: При нагревании лецитина со щелочью происходит его гидролиз на компоненты: глицерин, жирные кислоты, фосфорную кислоту и холин. а) Обнаружение холина. В пробирку поместите 2 мл раствора желтка (1:1), добавьте 2 мл 10%-го раствора гидроксида натрия, прокипятите. Идет гидролитический распад лецитина. Наряду с гидролизом лецитина распадается холин с образованием триметиламина, который можно обнаружить по посинению влажной лакмусовой бумажки, поднесенной к пробирке. б) Обнаружение жирных кислот. К гидролизату добавьте 10%-й раствор соляной кислоты (до кислой среды по лакмусовой бумажке). В кислой среде выделяются жирные кислоты в виде хлопьев (в щелочной среде они находились в виде растворимых натриевых солей). Жирные кислоты отфильтруйте, а фильтрат используйте для следующих работ. в) Обнаружение глицерина. К одной части фильтрата добавьте 10%-й раствор гидроксида натрия (до щелочной среды) и 5%-й раствор сульфата меди (избыток). Образуется ярко-синий осадок глицерата меди. г) Обнаружение фосфорной кислоты. Ко второй части фильтрата добавьте 5 капель молибденового реактива, нагрейте. Образующийся осадок лимонно-желтого цвета говорит о наличии фосфорной кислоты. 2.2. Запишите вывод клабораторной работе № 4. 2.3. Прослушайте выступление студента по теме «Холестерин и факторы здорового образа жизни». | Запишите цель работы, оборудование, реактивы в тетрадь СРС. Проведите следующие реакции: а) качественные реакции на жиры и масла; б) обнаружение метаболитов лецитина в желтке куриного яйца. Время работы 25 мин. внимательно прочитайте ход работы. Кратко зафиксируйте ход работы и результаты. Самостоятельно. Фиксируйте основные положения выступления. |
УЭ-3 | Цель: изучить состав нуклеиновых кислот с помощью цветных реакций. 3.1. Выполните лабораторную работу № 5 «Нуклеопротеины». Нуклеопротеин, выделенный из дрожжей или другого объекта, перенесите в круглодонную колбу, добавьте 20 мл 10% раствора серной кислоты и 20 мл дистиллированной воды. Закройте колбу пробкой с обратным холодильником и осторожно кипятите содержимое в течение 1 часа. Гидролизат после охлаждения отфильтруйте и проделайте с ним следующие реакции. а) Биуретовая проба на полипептиды. К 1 мл гидролизата прибавьте 0,5 мл 10%-го раствора гидроксида натрия и несколько капель 1%-го раствора сульфата меди. Жидкость окрашивается в розовый или фиолетовый цвет. б) Серебряная проба на пуриновые основания. К 1 мл гидролизата прибавьте 5 капель 25 аммиачного раствора азотнокислого серебра. Через 3–5 мин. выпадает небольшой бурый осадок серебряных соединений пуриновых оснований. в) Качественная реакция Молиша на углевод (пентозу). К 10 каплям гидролизата дрожжей добавьте 2–3 капли 15%-го алкогольного раствора тимола, перемешайте и по стенке пробирки осторожно спустите равный объем концентрированной серной кислоты. Образуется красное окрашивание вследствие образования продукта конденсации фурфурола с тимолом. г) Молибденовая проба на фосфорную кислоту. К 5 каплям гидролизата прилейте 5 капель молибденового реактива и кипятите несколько мин. Жидкость окрашивается в лимонно-желтый цвет. При охлаждении образуется желтый кристаллический осадок комплексного соединения фосфорно-молибденовокислого аммония. 3.2. Сделайте выводпо лабораторной работе № 5. | Запишите цель работы, оборудование, реактивы в тетрадь СРС. Проведите качественное определение продуктов гидролиза: полипептид, азотистые основания, углевод (пентоза), фосфорная кислота. Время работы 20 мин. внимательно прочитайте ход работы. Кратко зафиксируйте ход работы и результаты. Самостоятельно. |
УЭ-4 | Цель: отчитаться по умению написания формул простых и смешанных триглицеридов и нуклеотидов ДНК и РНК. Примерные вопросы самостоятельной работы: 1. Написать формулу пальмитодиолеина. 2. Написать формулу нуклеотида (АМФ, д-ГДФ, УТФ). | Работа по вариантам. Время 10 мин. Оценка заносится в карту «Характеристика работы студента». |
УЭ-5 | 8. Подведение итогов занятия. 1. Прочитайте цель занятия и самостоятельно оцените степень ее достижения: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Отметьте самооценку в карте «Характеристика работы студента». 2. Домашнее задание. Если ваша самооценка «отлично», «хорошо», то готовьтесь к занятию 5 «Биологически активные вещества и их роль в обмене веществ».Если ваша самооценка «удовлетворительно» и ниже – проработайте занятие 4 еще раз. 3. Будьте готовы к выступлению по темам докладов модуля II. | Время 5 мин. Работайте вместе с группой. |
Модуль II. БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА И ИХ РОЛЬ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ
Комплексная цельовладения содержанием модуля II:
– изучить строение биологически активных веществ (витаминов, гормонов, ферментов);
– знать функции биологически активных веществ, их значение в обеспечении биохимических и физиологических процессов живого организма;
– овладеть теорией и методами формирования здорового образа жизни на основе отказа от вредных привычек;
– развивать навыки химического анализа биологического материала.
Занятие 5. Витамины – регуляторы биохимических процессов. Ферменты – биологические катализаторы
№ п/п УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации по выполнению заданий, оценка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-0 | Цель занятия: изучить химический состав витаминов и ферментов; знать функции витаминов и ферментов и их роль в обеспечении биохимических процессов в организме человека; уметь проводить качественные реакции на определение витаминов А, D, С и группы В в биологическом материале; уметь проводить реакции на выявление воздействия физико-химических факторов на активность ферментов; овладеть теорией и методами формирования здорового образа жизни на основе отказа от вредных привычек. | Внимательно прочитайте цель занятия. Запишите дату, номер и название занятия в тетради для СРС. вСРС являются УЭ-1–3, 6. аСРС являются УЭ-4, 5, 7. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-1 | Цель: изучить строение и общую характеристику витаминов. 1.1. Изучите материал по учебнику и лекциям. 1.2. Подготовьте ответы на вопросы: 1. Что такое витамины? 2. Какова потребность организма в витаминах и от чего она зависит? 3. В чем заключается механизм действия витаминов? Назовите важнейшие коферменты, в состав которых входят витамины. 4. На чем основана классификация витаминов? Какие группы витаминов известны? Назовите основных представителей отдельных классов. 5. Какие наблюдаются состояния организма в зависимости от обеспеченности витаминами? Что такое авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз? 6. Какова роль отдельных жирорастворимых и водорастворимых витаминов в регуляции обмена веществ? 7. Какие знаете витаминоподобные вещества? Какие из них усиливают энергообразование в скелетных мышцах? 8. Какие витамины обладают анаболическим эффектом? Что это означает? 9. Какие витамины обладают антиоксидантным действием? Есть ли необходимость в них при различных физических нагрузках? Почему? 10. Какие витамины участвуют в энергообеспечении скелетных мышц? 11. В связи с чем увеличиваются нормы потребления витаминов для спортсменов? 1.3. Задание для самоконтроля. t 1. Тест (выберите правильный ответ). 1. Приоритет открытия витаминов принадлежит:
2. Витамины участвуют в реакциях обмена в организме человека, потому что:
3. Близкие по химической структуре соединения, обладающие одинаковыми биологическими свойствами, являются:
4. Нарушения в организме, вызванные избыточным накоплением витамина, называют:
5. Признаком витаминов не является: а) большинство не синтезируются в организме человека; б) служат источником энергии и пластическим материалом; в) входят в состав активных групп ферментов; г) потребность в сутки невелика. | Самостоятельно. Литература: № 1. – С. 102–115. № 2. – С. 83–88. № 3. – С. 105–127. № 5. – С. 33–44. Письменно в тетради СРС. В случае затруднений найдите ответы на вопросы в учебнике. Проанализируйте свою работу. За каждый правильный ответ 1 балл. В тетради для СРС после проработанного теста поставьте оценку так: УЭ-1.3. Оценка «____». | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ-2 | Цель: систематизировать свои знания о витаминах. 3.1. Изучите характеристики жирорастворимых витаминов А, D, Е, К и F, а также водорастворимых витаминов В1, В2, В3, РР, В6, В12, В15, С, Р, Н, U по учебнику и лекциям. 3.2. Оформите сведения в виде таблицы 3.
3.3. Задание для самоконтроля: t 1. Тест (выберите правильный ответ). 1. Никотин и никотиновая кислота – это витамины:
2. Витамин В12 содержит в своем составе катион:
3. Антипелларгическим является витамин:
4. Витамин, регулирующий процесс свертывания крови, – это:
5. Витамин, регулирующий транспорт ионов кальция и фосфора через клеточные мембраны:
6. Физиологическое название витамина Н:
7. Какие витамины могут синтезироваться в организме (в виде исключения):
8. Для каких витаминов характерна взаимообусловленность действия:
9. Какие компоненты клеток прежде всего страдают при недостатке витамина Е:
10. Витамин, необходимый для синтеза глюкокортикоидных гормонов в корковом слое надпочечников: Наши рекомендации
|