Цели и задачи государственного экзамена

Кафедра профилактической медицины

  Утверждаю проректор по учебной работе _______________ Проскурин А.Д.   «___» _______________ 20___г.  

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО БИОХИМИИ

020208.65 - ___Биохимия ________

(код) (наименование специальности)

Квалификация - __Биохимик _________

(наименование квалификации)

Оренбург 2011

Рецензент

Доктор биологических наук, профессор С.М. Завалеева

Рабочая программа государственного экзамена по биохимии/сост. О.А. Науменко, Е.С. Барышева – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011. – 27с.

Рабочая программа предназначена для проведения итоговой государственной аттестации специалиста-биохимика (выпускника очной формы обучения специальности 020208.65 – Биохимия) в формате государственного экзамена по Биохимии в конце 9-го семестра.

Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 020208.65 – Биохимия, утвержденного 02.03.2000г. приказом Министерства образования Российской Федерации №686.

Составитель: ____________________ Науменко О.А.

_____________________ Барышева Е.С.

22.03.2011 г.

  ã Науменко О.А., 2011 ã Барышева Е.С., 2011 ã ГОУ ОГУ, 2011
   

Содержание

    с.
Цели и задачи государственного экзамена……….
Организационно-методические данные государственного экзамена………..……………………………………
Содержание государственного экзамена………….
3.1 Выписка из ГОС ВПО «Требования к уровню подготовки выпускников по специальности 020208.65 – Биохимия» ……………………………...  
3.2 Разделы государственного экзамена и их содержание
Учебно-методическое обеспечение государственного экзамена………….
4.1 Рекомендуемая литература………………………………………….……….
4.1.1 Основная литература…………………………………………………………
4.1.2 Периодическая литература……..……………………………………………
Критерии оценки знаний…………………………………………………….
  Дополнения и изменения в рабочей программе……………………………

Цели и задачи государственного экзамена

Основная цель государственного экзамена по специальности020208.65 – Биохимия: выявление теоретической подготовки выпускника (специалиста- биохимика) к решению профессиональных задач.

Специалист - биохимик должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной базовой (общепрофессиональной) и специальной подготовкой.

Специалист-биохимик должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биохимии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:

- понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

- иметь представление об особенностях морфологии, физиологии и воспроизведении, географическом распространении и экологии основных таксонов растений, грибов и животных; об основных этапах онтогенеза, морфологических, функциональных и биохимических изменениях в ходе развития у представителей различных таксонов;

- иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;

- владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.);

- иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах на каждом уровне;

- знать современное учение о клетке, иметь представление об единстве и многообразии клеточных типов,

- знать основные черты строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, клеточный цикл и его регуляцию, иметь представление о регуляторных механизмах и путях обеспечения целостной реакции клетки;

- знать основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений, типы тканей;

- владеть методами световой микроскопии;

- иметь представление о методах культуры клеток, тканей и органов;

- знать особенности морфологии, физиологии и биохимии бактерий и вирусов;

- иметь представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, о мутагенезе и мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов; о генетике популяций, эволюционной генетике, генетике человека; быть знакомым с принципами генной инженерии и ее использовании в биотехнологии;

- знать основные черты физиологии растительной клетки; механизмы фотосинтеза, дыхания, водообмена, роста и развития растений; иметь представление о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимоотношений растений с окружающей средой, о механизмах устойчивости к влиянию неблагоприятных факторов;

- знать особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека: пищеварительной, выделительной, кровеносной, нервной, системы органов дыхания, двигательной, эндокринной, сенсорной, репродуктивной; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме;

- знать анатомические и физиологические особенности организма человека, биосоциальные аспекты его жизнедеятельности, иметь представление об этапах его эволюции;

- иметь представление о механизмах поведения и высшей нервной деятельности и методах их изучения;

- знать биохимические характеристики основных субклеточных компонентов, метаболические пути и молекулярные основы внутриклеточных процессов;

- знать и уметь использовать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем иметь представление о формировании иммунитета;

- знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем, иметь представление об устойчивости и неустойчивости в существовании организмов и надорганизменных систем, о механизмах взаимосвязи организма и среды;

- иметь представление об основаниях для экологической экспертизы, методах анализа и моделирования экологических процессов;

- знать экологические принципы рационального природопользования и охраны природы;

- знать основные положения теории эволюции, концепции видообразования, современные эволюционные подходы к изучению биологических процессов;

- владеть методами выделения и исследования субмикроскопических структур, электрофизиологическими методами, методами работы с лабораторными животными;

- уметь работать с растительными объектами с использованием методов физиологии растений;

- уметь работать с культурами тканей;

- владеть методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов;

- знать принципы построения и использования математических моделей в биологических процессов;

В области специализации выпускник должен:

- освоить основные теоретические положения биохимии как самостоятельной пограничной науки и овладеть арсеналом современных биохимических методов исследований;

- знать состав живого организма, строение и физико-химические свойства основных классов соединений: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов; метаболизм этих соединений, механизмы регуляции метаболизма (нервной системой, гормонами);

- иметь представление о строении ферментов; знать механизмы реакций, катализируемые ферментами (на примере превращения белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов); молекулярные механизмы регуляции действия ферментов (типы регуляции); иерархию регуляции; типы катализа, используемые в ферментативных реакциях;

- знать кинетику ферментативных реакций, особенности кинетики биологических процессов, стационарное состояние биологических систем, принцип построения математических моделей биологических систем, колебательные процессы в биологии;

- знать классификацию термодинамических систем, законы термодинамики, термодинамические условия осуществления стационарного состояния, термодинамическое сопряжение реакций и тепловые эффекты в биологических системах, термодинамику транспортных процессов;

- знать механизмы окислительного и фотосинтетического фосфорилирования, молекулярные механизмы процессов энергетического сопряжения;

- иметь представления об основных типах сократительных и подвижных систем, о принципах преобразования энергии в механохимических системах, о молекулярных механизмах немышечной подвижности;

- иметь представление о биохимии рецепции – хеморецепции, рецепции медиаторов и гормонов;

- иметь представление о синтезе белка; последовательности и механизме реакций, регуляции и энергетическом обеспечении процесса; знать современные представления о механизмах формирования пространственной структуры белка, иерархический принцип сворачивания, промежуточные состояния в процессе организации нативной конформации, влияние скорости синтеза полипептидной цепи на ее сворачивание;

- иметь представление о топогенезе белков;

- иметь представление о пространственной организации биополимеров: макромолекулы, статистический характер конформации биополимеров; знать условия стабильности конфигурации макромолекул, факторы стабилизации макромолекул, надмолекулярных структур и биомембран, особенности пространственной организации белков, нуклеиновых кислот, углеводов (полисахаридов), липидов; модели фибриллярных и глобулярных белков, динамические свойства глобулярных белков, электронные свойства биополимеров;

- знать структурную организацию биологических мембран, характеристики мембранных белков и липидов, белок-липидные взаимодействия в биомембранах, физико-химические механизмы стабилизации биомембран, влияние внешних факторов на их структурно-функциональные характеристики; иметь представление о явлениях поляризации в мембранах, происхождении электрокинетического потенциала, о дисперсии электропроводности и диэлектрической проницаемости; знать особенности структуры живых клеток и тканей, лежащих в основе их электрических свойств;

- знать химические механизмы транспорта веществ через биомембраны, пассивный и активный транспорт, молекулярное строение и механизмы функционирования ионных каналов, происхождение потенциала покоя и потенциала действия, работу АТФ-аз, механизмы распространения возбуждения (одиночных импульсов и ряда импульсов);

- иметь представление о свободных радикалах и цепных реакциях окисления и их роли в биологических системах в норме и при развитии патологических процессов;

- иметь представление о сравнительной и эволюционной биохимии;

- владеть современными химическими и биохимическими методами исследования (модификация аминокислотных остатков в белках, разными видами хроматографии и электрофореза, полярографическими методами, спектроскопическими и др.), приемами построения моделей биологических процессов; уметь пользоваться программированием и компьютерной обработкой результатов экспериментов; владеть методами изотопного анализа.

Наши рекомендации