Цели и задачи государственного экзамена
Кафедра профилактической медицины
Утверждаю проректор по учебной работе _______________ Проскурин А.Д. «___» _______________ 20___г. |
ПРОГРАММА
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО БИОХИМИИ
020208.65 - ___Биохимия ________
(код) (наименование специальности)
Квалификация - __Биохимик _________
(наименование квалификации)
Оренбург 2011
Рецензент
Доктор биологических наук, профессор С.М. Завалеева
Рабочая программа государственного экзамена по биохимии/сост. О.А. Науменко, Е.С. Барышева – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2011. – 27с.
Рабочая программа предназначена для проведения итоговой государственной аттестации специалиста-биохимика (выпускника очной формы обучения специальности 020208.65 – Биохимия) в формате государственного экзамена по Биохимии в конце 9-го семестра.
Рабочая программа составлена с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 020208.65 – Биохимия, утвержденного 02.03.2000г. приказом Министерства образования Российской Федерации №686.
Составитель: ____________________ Науменко О.А.
_____________________ Барышева Е.С.
22.03.2011 г.
ã Науменко О.А., 2011 ã Барышева Е.С., 2011 ã ГОУ ОГУ, 2011 | |
Содержание
с. | ||
Цели и задачи государственного экзамена………. | ||
Организационно-методические данные государственного экзамена………..…………………………………… | ||
Содержание государственного экзамена…………. | ||
3.1 | Выписка из ГОС ВПО «Требования к уровню подготовки выпускников по специальности 020208.65 – Биохимия» ……………………………... | |
3.2 | Разделы государственного экзамена и их содержание | |
Учебно-методическое обеспечение государственного экзамена…………. | ||
4.1 | Рекомендуемая литература………………………………………….………. | |
4.1.1 | Основная литература………………………………………………………… | |
4.1.2 | Периодическая литература……..…………………………………………… | |
Критерии оценки знаний……………………………………………………. | ||
Дополнения и изменения в рабочей программе…………………………… |
Цели и задачи государственного экзамена
Основная цель государственного экзамена по специальности020208.65 – Биохимия: выявление теоретической подготовки выпускника (специалиста- биохимика) к решению профессиональных задач.
Специалист - биохимик должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной базовой (общепрофессиональной) и специальной подготовкой.
Специалист-биохимик должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биохимии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:
- понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;
- иметь представление об особенностях морфологии, физиологии и воспроизведении, географическом распространении и экологии основных таксонов растений, грибов и животных; об основных этапах онтогенеза, морфологических, функциональных и биохимических изменениях в ходе развития у представителей различных таксонов;
- иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;
- владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.);
- иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах на каждом уровне;
- знать современное учение о клетке, иметь представление об единстве и многообразии клеточных типов,
- знать основные черты строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, клеточный цикл и его регуляцию, иметь представление о регуляторных механизмах и путях обеспечения целостной реакции клетки;
- знать основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений, типы тканей;
- владеть методами световой микроскопии;
- иметь представление о методах культуры клеток, тканей и органов;
- знать особенности морфологии, физиологии и биохимии бактерий и вирусов;
- иметь представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, о мутагенезе и мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов; о генетике популяций, эволюционной генетике, генетике человека; быть знакомым с принципами генной инженерии и ее использовании в биотехнологии;
- знать основные черты физиологии растительной клетки; механизмы фотосинтеза, дыхания, водообмена, роста и развития растений; иметь представление о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимоотношений растений с окружающей средой, о механизмах устойчивости к влиянию неблагоприятных факторов;
- знать особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека: пищеварительной, выделительной, кровеносной, нервной, системы органов дыхания, двигательной, эндокринной, сенсорной, репродуктивной; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме;
- знать анатомические и физиологические особенности организма человека, биосоциальные аспекты его жизнедеятельности, иметь представление об этапах его эволюции;
- иметь представление о механизмах поведения и высшей нервной деятельности и методах их изучения;
- знать биохимические характеристики основных субклеточных компонентов, метаболические пути и молекулярные основы внутриклеточных процессов;
- знать и уметь использовать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем иметь представление о формировании иммунитета;
- знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем, иметь представление об устойчивости и неустойчивости в существовании организмов и надорганизменных систем, о механизмах взаимосвязи организма и среды;
- иметь представление об основаниях для экологической экспертизы, методах анализа и моделирования экологических процессов;
- знать экологические принципы рационального природопользования и охраны природы;
- знать основные положения теории эволюции, концепции видообразования, современные эволюционные подходы к изучению биологических процессов;
- владеть методами выделения и исследования субмикроскопических структур, электрофизиологическими методами, методами работы с лабораторными животными;
- уметь работать с растительными объектами с использованием методов физиологии растений;
- уметь работать с культурами тканей;
- владеть методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов;
- знать принципы построения и использования математических моделей в биологических процессов;
В области специализации выпускник должен:
- освоить основные теоретические положения биохимии как самостоятельной пограничной науки и овладеть арсеналом современных биохимических методов исследований;
- знать состав живого организма, строение и физико-химические свойства основных классов соединений: белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов; метаболизм этих соединений, механизмы регуляции метаболизма (нервной системой, гормонами);
- иметь представление о строении ферментов; знать механизмы реакций, катализируемые ферментами (на примере превращения белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов); молекулярные механизмы регуляции действия ферментов (типы регуляции); иерархию регуляции; типы катализа, используемые в ферментативных реакциях;
- знать кинетику ферментативных реакций, особенности кинетики биологических процессов, стационарное состояние биологических систем, принцип построения математических моделей биологических систем, колебательные процессы в биологии;
- знать классификацию термодинамических систем, законы термодинамики, термодинамические условия осуществления стационарного состояния, термодинамическое сопряжение реакций и тепловые эффекты в биологических системах, термодинамику транспортных процессов;
- знать механизмы окислительного и фотосинтетического фосфорилирования, молекулярные механизмы процессов энергетического сопряжения;
- иметь представления об основных типах сократительных и подвижных систем, о принципах преобразования энергии в механохимических системах, о молекулярных механизмах немышечной подвижности;
- иметь представление о биохимии рецепции – хеморецепции, рецепции медиаторов и гормонов;
- иметь представление о синтезе белка; последовательности и механизме реакций, регуляции и энергетическом обеспечении процесса; знать современные представления о механизмах формирования пространственной структуры белка, иерархический принцип сворачивания, промежуточные состояния в процессе организации нативной конформации, влияние скорости синтеза полипептидной цепи на ее сворачивание;
- иметь представление о топогенезе белков;
- иметь представление о пространственной организации биополимеров: макромолекулы, статистический характер конформации биополимеров; знать условия стабильности конфигурации макромолекул, факторы стабилизации макромолекул, надмолекулярных структур и биомембран, особенности пространственной организации белков, нуклеиновых кислот, углеводов (полисахаридов), липидов; модели фибриллярных и глобулярных белков, динамические свойства глобулярных белков, электронные свойства биополимеров;
- знать структурную организацию биологических мембран, характеристики мембранных белков и липидов, белок-липидные взаимодействия в биомембранах, физико-химические механизмы стабилизации биомембран, влияние внешних факторов на их структурно-функциональные характеристики; иметь представление о явлениях поляризации в мембранах, происхождении электрокинетического потенциала, о дисперсии электропроводности и диэлектрической проницаемости; знать особенности структуры живых клеток и тканей, лежащих в основе их электрических свойств;
- знать химические механизмы транспорта веществ через биомембраны, пассивный и активный транспорт, молекулярное строение и механизмы функционирования ионных каналов, происхождение потенциала покоя и потенциала действия, работу АТФ-аз, механизмы распространения возбуждения (одиночных импульсов и ряда импульсов);
- иметь представление о свободных радикалах и цепных реакциях окисления и их роли в биологических системах в норме и при развитии патологических процессов;
- иметь представление о сравнительной и эволюционной биохимии;
- владеть современными химическими и биохимическими методами исследования (модификация аминокислотных остатков в белках, разными видами хроматографии и электрофореза, полярографическими методами, спектроскопическими и др.), приемами построения моделей биологических процессов; уметь пользоваться программированием и компьютерной обработкой результатов экспериментов; владеть методами изотопного анализа.