Выполнение лабораторной работы
K, Ca, Na, Mg, Al, Mn, Zn, Fe, Ni, Sn, Pb, H, Cu, Ag, Hg, Pt, Au
K+, Ca2+, Na+, Mg2+, Al3+, Mn2+, Zn2+, Fe2+, Ni2+, Sn2+, Pb2+, H+, Cu2+, Ag+, Hg2+, Pt2+, Au3+
Выводы:
¨ Чем левее расположен металл, тем он химически более активен и обладает большей восстановительной способностью;
¨ Все металлы, расположенные левее водорода, вытесняют его из большинства разбавленных кислот;
¨ Каждый металл способен вытеснять из солей все другие металлы, расположенные в ряду напряжений правее его.
Металлы как восстановители могут вступать в реакции с различными окислителями: с простыми веществами (кислородом, хлором, серой, углеродом и др.), образуя соответственно оксиды, хлориды, сульфиды и карбиды; с кислотами; с солями других металлов. Для ознакомления с химическими свойствами металлов обратитесь к табл. 1.
Таблица 1
Химическая активность металлов
Свойство металлов | K Na Ca Mg Al Mn Zn Fe Cr Ni Sn Pb | Cu Hg Ag | Pt Au | |||||||
Нахождение в природе | Только в виде соединений | В виде соединений и в свободном состоянии | В свободном состоянии | |||||||
Промышл. способы получения | Электролиз расплавов | Восстановление (C, Al) или электролиз растворов | Выплавка из руды | |||||||
Окисляемость кислородом | Очень быстрая | Окисление при н.у. | Окисление при нагревании | Не окисляются | ||||||
Отношение к воде | Вытесняют Н2 из воды при н.у. | Вытесняют Н2 из воды при нагревании | Не реагируют с водой | |||||||
Отношение к кислотам | Реагируют с разб. и. конц. кислотами, выделяя Н2 или другие продукты восстановления кислот и образуя соль | Окисляются конц. кислотами–окислителями | Не окисляются конц. кислотами–окислителями | |||||||
Взаимодействие металлов с разбавленной и концентрированной азотной кислотой. В азотной кислоте окислителем является нитрат–анион NO3–. Характерная особенность азотной кислоты состоит в том, что при её действии на металлы не происходит выделения газообразного водорода. Дело в том, что азотная кислота, являясь сильным окислителем, способна восстанавливаться в водном растворе (особенно под действием света): 2HNO3 = =2NO2 + H2O + ½ O2. Поэтому водород, который мог бы выделиться из азотной кислоты при действии на неё металла, окисляется в воду образующимся атомарным кислородом. При восстановлении нитрат–аниона степень окисления азота уменьшается с +5 до +4, +3, +2, +1, 0, –3. При этом образуются различные оксиды азота. Степень окисления азота также зависит от концентрации кислоты и активности металла, например:
Активность металла | Концентрация кислоты | Продукт восстановления |
Высокая (Ео<0,5) | Разбавленная | N2O |
Средняя (0.5<Eo<0) | Разбавленная | NO, N2 |
Низкая (Eo>0) | Очень разбавленная | NH3, NO |
Любая (0<Eo, Eo<0) | Концентрированная | NO2 |
Выполнение лабораторной работы
1. Взаимодействие металла с солями.
Взять три пробирки, в каждую из которых опустить по кусочку цинка. В первую пробирку на ¼ объема прилить раствора хлорида железа (III), во вторую – сульфата меди, в третью – нитрата свинца. Что происходит на поверхности цинка? Написать уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, указать процессы окисления и восстановления, используя ряд напряжений металлов и таблицу 2.
2. Взаимодействие металлов с разбавленной серной кислотой.
В одну пробирку поместите кусочек железа, в другую – цинка, в третью – меди и прибавьте немного разбавленной серной кислоты. Объясните и опишите происходящие явления. Составить уравнения происходящих реакций в молекулярной и ионной формах, указать процессы окисления и восстановления.
3. Взаимодействие металлов с концентрированной серной кислотой
В одну пробирку поместить кусочек цинка, в другую – меди. Добавить в пробирки на ¼ от объёма концентрированной серной кислоты и осторожно (обязательно под тягой!) нагреть на спиртовке. Какие вещества получаются в каждом случае? Составить молекулярные уравнения, указать процессы окисления и восстановления в каждом случае, подобрать коэффициенты путём составления электронного баланса.
4. Взаимодействие меди с азотной кислотой
В две пробирки опустить по одному кусочку меди. В одну пробирку добавить ¼ разбавленной азотной кислоты, в другую столько же – концентрированной. Опыт производить под тягой!. Определить, какие продукты получаются. Написать уравнения для процессов окисления–восстановления и суммарное уравнение реакций, подобрать коэффициенты.
5. Взаимодействие магния с водой
Кусочек магниевой ленты очистить наждачной бумагой от налета оксида. В пробирку прилить ¼ дистиллированной воды и опустить в неё магний. Идёт ли реакция при комнатной температуре? Добавить в пробирку 2-3 капли фенолфталеина и осторожно нагреть её. Что наблюдается? Составить реакцию в молекулярной и ионной формах, выделить процессы окисления–восстановления.
Контрольные вопросы и упражнения.
1. Никелевые пластинки опущены в водные растворы хлорида железа (III) и хлорида меди (II). В каком случае протекает растворение никеля? Составить уравнения молекулярных и ионных реакций.
2. Возможно ли растворение меди в соляной, серной и азотной кислотах? Написать уравнения возможных реакций, указать окислительно-восстановительные процессы.
3. Какие металлы растворяются в разбавленной серной кислоте: железо, олово, висмут, платина? Ответ мотивировать составлением реакций, используя ряд напряжений металлов.