Два потока развития и россия

Когда одного духовного учителя Востока спросили, как он видит будущую эволюцию человечества, он ответил: «Единство, чистота, божественность». Этот необычный ответ заставляет нас усомниться в возможности успешного развития поодиночке. Хотя многие поколения духовных подвижников уединялись, совершая аскетические подвиги, и нам всегда казалось, что это – единственно возможный путь духовного совершенствования, доступный, увы, лишь немногим.

Оказывается, желание добиваться чистоты и совершенства в одиночестве может быть очень опасным: усиливается и крепнет монстр эгоизма, любующийся своими достижениями и презирающий остальное павшее человечество. Недаром Серафим Саровский говорил, что в монастыре бесы как мухи, а в пУстыни – как тигры и львы.

Индивидуальный прогресс опасен, если он происходит в отрыве от социального окружения. Если же подобный отрыв от окружения происходит на государственном уровне, то он ведет к национальному самолюбованию и, в конечном счете, к фашизму.

Открывая же себя всем остальным людям, мы избавляемся от демона эго в самом начале своего пути. Мы учимся смотреть на мир глазами единого человеческого организма и даже всей живой природы.

Я хотел бы подчеркнуть эту мысль: любые личные усилия не могут быть полностью свободны от эгоизма, и лишь растворение в коллективном осознавании автоматически делает нас чистыми и открывает дальнейшую дорогу роста. Это – главное условие, на котором Жизнь открывает нам свои двери, делая нас сильными и непобедимыми, совершенными и счастливыми.

Надеюсь, что никто не заподозрит меня в пропаганде коммунистических идей. Реальный коммунизм прошлого – это объединение низшего против высшего, это бунт, нарушающий равновесие в природе. Это попытка насильно привить другим свое собственное узкое и ограниченное понимание счастья путем подавления и жестокости. Подытоживая опыт тысячелетий прошлого, мы можем обнаружить, что есть два главных потока развития человечества. Один из них, который мы условно назовем греко-римским, преувеличивает роль героев, выдающихся личностей. Важен только победитель – его имя закрепится в веках, а все остальные превратятся в пыль, и поэтому неважны – ими можно пренебречь, их можно раздавить, поработить. Это путь так называемого технического прогресса, и это же есть путь разъединения и разобщения. Человеческие силы вкладываются во внешние достижения, происходит как бы переплавка (и поэтому омертвление) высших человеческих творческих состояний в форму предметов материальной культуры. Сам же человек регрессирует, слабеет, попадает во власть пороков и болезней. Цивилизация самобетонируется – и точно так же микроорганизмы окружают себя кальциевой оболочкой.

Второй поток развития признает абсолютную самоценность каждой малой жизни. Даже слабый и лишенный видимых достоинств человек выполняет в этом мире свою уникальную роль, которую неспособны исполнить другие, даже более сильные. В этом потоке нет быстрого внешнего прогресса, но зато присутствуют сострадание, безусловная любовь и единение. Поэтому в нем происходит ускоренная эволюция человека как биологического существа, в нем накапливаются огромные природные силы, которые затем создают совершенство человеческой структуры.

Точно так же среди живущих в наших телах микроорганизмов в обычных условиях нет принципиальных патогенов – даже стафилококки играют свою незаменимую роль. И только если «сверху» совершаются ошибки, эти бактерии могут взбунтоваться. Но стоит нам исправить ошибку – все сразу же становится на место.

Кажущийся быстрым прогресс современного общества происходит лишь благодаря постоянному вовлечению в индустриальный процесс наций, обладающих древней национальной культурой. Это, прежде всего, этносы юго-восточной Азии. Относящиеся к ним люди внимательны, дружелюбны, спокойны и открыты. Уровень осознанности этих людей чрезвычайно высок. Поэтому они очень легко адаптируются даже, казалось бы, к весьма сложным современным производствам. Работая за очень малую с точки зрения жителей «цивилизованного» мира зарплату, они обеспечивают нам товарное (а часто и интеллектуальное) изобилие, по ошибке часто ассоциируемое с прогрессом.

Люди Востока не так часто выделяются какими-то особыми личными достижениями. И не потому, что не талантливы – просто их культура не позволяет им «высовываться» и навязывать себя. Зато никакие сообщества «гениальных» индивидуальностей Запада не сравнятся со слаженным коллективом людей Востока. Восточные люди умеют становиться единым организмом, превращаясь в колоссальную социальную силу.

Общепризнано, что Россия – это мост между Западом и Востоком. Мы, с одной стороны, не чужды идеи личных достижений, а с другой – мы умеем (к сожалению, в основном лишь во времена суровых испытаний) становиться и единым организмом, перед которым пасует отлаженная организационная машина Запада.

Каков же наш уникальный путь? Какова парадигма нашего социального развития? В чем состоит главная русская идея?

Я рискну предположить, что такой идеей как раз и является творческий синтез личной свободы и коллективного бытия, соборности. Но чтобы это предположение обросло конкретными идеями и практическими рекомендациями, я предлагаю еще раз внимательно рассмотреть идею единства и осознать, как она реализуется в живой природе.

Единство в мире природы

Собственно говоря, каждый живой организм уже является конкретной манифестацией идеи единства. Огромное количество живых клеток растения или животного удерживаются в гармоничном взаимодействии лишь благодаря множеству обратных связей, поддерживаемых потоками управляющей информации. Этим способом целостный организм внедряет в составляющие его части и подсистемы идею единого бытия. Если клетки принимают эту идею, организм живет и развивается. Если нет – происходит распад.

Если в живой природе вдруг отменить исполнение идеи единства, все организмы немедленно распадутся на одноклеточные составные части. Да и эти клетки долго не продержатся. Потому что если бы та же самая идея не пробивала себе дорогу в мире «неживой» природы, то вместо атомов и молекул пространство заполняли бы лишь элементарные частицы и поля. Хотя, как нам говорят современные физики, «элементарных», бесструктурных частиц не бывает. Каждая частица является своего рода окном, через которое можно увидеть отражение взаимодействия сотен других частиц.

Так называемые коллективные насекомые живут большими семьями – в десятки и сотни тысяч особей, в которых все нити управления стягиваются к матке – главному живому организму семьи, который вбирает в себя силы других организмов и благодаря этому становится способным вырабатывать необходимые управляющие сигналы. Эти сигналы обычно передаются на гормональном уровне.

Известно, что в случае гибели пчеломатки рой пчел сразу же становится беспомощным. Пчелы бестолково летают и даже не смеют ужалить агрессора. Иное дело, когда матка в полном здравии – пчелы тогда демонстрируют удивительную слаженность и взаимодействие.

Так что коллективный центр управления имеется не только у группы войск, но даже и у насекомых!

Интересно, что пчелы или муравьи не могут долго жить вне улья. Им жизненно необходимы гормоны, вырабатываемые маткой. Стоит пчеле или муравью отбиться от своего дома, они вскоре погибают от истощения – несмотря на то, что еды вокруг может быть предостаточно. Заблудившийся муравей умирает, не получив вовремя живительного гормонального мазка, которым в муравейнике награждают всех успешно работающих особей. Вырабатывать этот жизненный гормон самостоятельно рабочий муравей не в состоянии – его тело слишком неразвито для этого.

Едиными организмами живут, например, крысиные семьи. В них более сильные особи помогают более слабым, кормят их и даже уступают своих брачных партнеров! Что не мешает им, однако, поедать детенышей из соседних родов.

В волчьей стае, несмотря на частое выяснение отношений, волки никогда не наносят друг другу увечий – все сводится к демонстрации угрозы сильного слабому. Сильный никогда не тронет сдавшегося – подставившего шейную артерию. Это, между прочим, предполагает способность слабого оценить свои шансы и суметь вовремя сдаться – качество, которое человечеством в значительной степени утрачено.

Сдаваясь, более слабый как бы жертвует свою личность в пользу более сильного, а далее по индукции – единому бытию стаи. От этого выигрывают и сильные, и слабые. Биологический потенциал стаи не расходуется зря и применяется по назначению.

У птиц система сдачи на волю сильного отсутствует. Например, голуби, традиционно символизирующие мир и сотрудничество, могут методично заклевать до смерти побежденного соперника. Однако и у птиц можно наблюдать выраженное сотрудничество и взаимодействие во время сезонных перелетов, то есть в ситуациях, когда должны быть использованы все резервы, иначе неминуема гибель. Птицы очень организованно сменяют друг друга в перелетном косяке и подчиняются воле вожака.

Таких примеров в биологии имеется великое множество. Грибы сотрудничают с водорослями, птицы чистят зубы крокодилам. Эти факты только на первый взгляд кажутся курьезными и разрозненными. На самом деле они являются проявлением важного закона природы, в результате действия которого формируется и развивается природная среда – всеединство жизни, питающее и поддерживающее каждый живой организм.

Этот закон природы можно было бы попытаться сформулировать так.

Единство живой природы строится путем подчинения (жертвы) своего интереса как индивидуального существа в пользу своего же интереса как общественного (объединенного) существа.

Обратите внимание на разницу между этим законом и вульгаризированным представлением о принесении себя в жертву! В природе жертва себя не означает самоубийства. Она означает переориентацию усилий. Такая жертва становится естественной и оправданной, если посмотреть вокруг и на себя самого глазами единого организма Жизни. От такого переключения восприятия, гештальта, выигрывают и индивидуальный организм, и природная среда в целом.

Попытка сохранения индивидуальности любой ценой приводит к утрате взаимосвязей с природным целым – энергетических и информационных, остановке развития и физической гибели существа.

Если же вы смотрите на себя самого как на часть Природы, имеющую свои собственные права, то не станете причинять вреда ни себе, ни другим. Вы будете стараться оптимизировать ситуацию, минимизируя зло в масштабах всей Природы.

Однако для того, чтобы удерживать в себе этот достаточно «тяжелый» взгляд всей единой Природы, живое существо должно затрачивать значительное количество своего информационного ресурса. Постоянное созерцание целого – довольно трудоемкая задача, требующая освоения высоко абстрактных поведенческих функций и развитого мышления. Поэтому чем примитивнее организм, тем меньшее количество времени он способен проводить в объединенном состоянии. И поэтому жизнь идет путем циклического объединения-разъединения, частота которого нарастает в процессе эволюции.

Демократия и невежество

Высокоразвитые природные организмы состоят из дифференцированных, специализированных клеток, каждая из которых выполняет свою уникальную функцию. Даже без какой-либо одной из этих функций макро-организм заметно теряет в жизненности. Так что все клетки организма, как бы они ни различались, важны для Целого. И у них есть равные права на питание, дыхание и очищение. Они принимают от нервной системы управляющие сигналы и через нее же сигнализируют о своих нуждах.

На этом равенство заканчивается! Относительное влияние клеток или органов пропорционально важности тех жизненных функций, которые они выполняют. Но от этого различия никто не страдает – наоборот, весь организм выигрывает.

Клетки печени или желудка не пытаются указывать мозгу, что ему делать. Их функция – переваривать пищу, посылать информацию мозгу и подчиняться его сигналам. А уж на основании этой информации мозг принимает решения. Например, чем заняться всему организму: прилечь отдохнуть или отправиться на поиски пищи.

А вот сообщества патогенных бактерий и близкие к ним по духу раковые опухоли вполне «демократичны». В них все члены более-менее одинаковы и заняты только одним: ухватить для себя как можно больше, не заботясь ни о чем другом. Они ничему не подчиняются и уважают только силу. Именно для обуздания таких клеток организм должен создавать и держать наготове иммунную систему. Патогенные бактерии и раковые клетки не признают существование Целого и своим поведением всячески стараются разрушить любое проявление организованности и конструктивного взаимодействия.

Демократия часто превращается во власть безликой толпы, за которой стоит некто, умело дергающий за ниточки в своих личных интересах. Многочисленные протестные движения современного общества стартуют в социальных низах и приводятся в движение низшими инстинктами, но направляются ловкими манипуляторами. К таким протестующим позднее притягиваются уже люди с самым различным уровнем благосостояния или образования, объединяемые именно отрицанием организующей роли Целого. И тогда на сцену выходят злые гении. Такая «демократия» – это всегда апофеоз индивидуализма и эгоизма, конец развития и начало деградации.

Пытаться внедрить демократию в среду неразвитых существ – это преступная ошибка, за которой всегда прячется корыстный интерес.

Наши рекомендации