Типовой тест входного контроля
Выберите один правильный ответ
1. Электронная конфигурация, соответствующая низшей степени окисления серы:
1) …3s23p4; 2) …3s23p6; 3) …3s23p3; 4) …3s23p2 .
2. С разбавленной серной кислотой реагирует
1) Fe; 2) Сu; 3) C; 4) Ag.
3. Водный раствор сульфида натрия имеет среду:
1) кислую; 2) щелочную; 3) нейтральную.
Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия
1) Общая характеристика элементов VIА группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, валентные состояния, нахождение в природе, изотопный состав.
2) Способы получения кислорода и серы в лаборатории.
3) Физические и химические свойства простых веществ: кислорода, озона, серы.
4) Свойства гидридов типа Н2Э.
5) Халькогениды элементов-металлов.
6) Кислородсодержащие соединения элементов подгруппы серы со степенью окисления +4: оксиды типа ЭO2, кислоты типа H2ЭО3 и их соли.
7) Кислородсодержащие соединения элементов подгруппы серы со степенью окисления +6: оксиды типа ЭО3, кислоты типа Н2ЭО4 и их соли.
8) Тиосерная кислота и ее соли.
9) Биологическая роль элементов VIА группы: кислорода, серы, селена, теллура.
Самостоятельная работа студентов
Лабораторная работа.
Опыт 1. Получение кислорода
Ход работы
а) Разложение оксидов. В чистую сухую пробирку поместите небольшое количество диоксида марганца. Зажав пробирку в лапке штатива, нагрейте ее на горелке. Наблюдайте происходящее явление. Как можно определить, что при нагревании выделяется кислород? Напишите уравнения реакций.
б) Разложение солей. В две сухие пробирки поместите небольшие количества КМnO4 и KNO3. Нагрейте их. Какой газ при этом выделяется? Напишите уравнения реакций.
Опыт 2. Изучение свойств серной кислоты и ее солей
Ход работы
а) В пробирку с 2 мл воды после измерения ее температуры прилейте 1 мл концентрированной серной кислоты. Осторожно перемешайте раствор и зафиксируйте максимальную температуру. Почему происходит выделение тепла? Составьте термохимическое уравнение гидратации серной кислоты. Почему нельзя вливать воду в серную кислоту?
б) В пробирку всыпьте 1 г сахарной пудры, смочите 10 каплями воды, влейте 1 мл концентрированной серной кислоты и смесь перемешайте стеклянной палочкой, через некоторое время наблюдайте обугливание сахара и вспучивание образовавшейся угольной массы. Можно ли наблюдаемые реакции выразить соответствующими уравнениями?
в) На маленькую стружку меди подействуйте концентрированной серной кислотой при нагревании (под тягой). Осторожно по запаху определите газ, выделяющийся при реакции. Составьте уравнение реакции. Почему медь не растворяется в разбавленной серной кислоте?
г) В фарфоровую чашку поместите 0,5 г железного купороса. Сначала нагрейте, затем сильно прокалите. Подержите над кристаллами лакмусовую бумажку, смоченную водой. Что происходит? Напишите уравнение реакции.
д) К раствору серной кислоты добавьте раствор хлорида бария, выпадает белый осадок, который не растворяется в концентрированной соляной кислоте (отличие от ВаSО3). Напишите уравнение реакции. Проделайте аналогичный опыт с раствором нитрата свинца. Как отличить PbSO4 от BaSO4?
Сделайте обобщающий вывод о свойствах серной кислоты.
Контроль усвоения темы занятия
Типовой тест выходного контроля
Выберите один правильный ответ
1. Селен концентрируется в организме, в основном,
1) в печени и почках; 2) в коже и селезенке;
3) в сердце; 4) в мозге.
2. Сероводород – токсичное вещество, так как
1) является ингибитором цитохромоксидазы;
2) блокирует перенос электронов с цитохромоксидазы на кислород;
3) блокирует SH-группы ферментов.
3. Сумма коэффициентов в реакции SO2 + Br2 + H2O → HBr + …
1) 4; 2) 6; 3) 7; 4) 8.
Типовые задачи
1. Дайте сравнительную характеристику водородных соединений элементов VIA группы, указав и объяснив характер изменения:
а) термической устойчивости;
б) температур плавления и кипения;
в) кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств.
2. Сравните химическую активность озона и кислорода.
3. Почему ZnS и PbS можно получить обменной реакцией в водном растворе, а A12S3 и Сr2S3 нельзя? Укажите способ получения этих солей.
4. Осуществите превращения:
+KI + H2O CO2
а) KNO3 → O2 → O3 → O2 → KO2 → O2 → Na2O2 → H2O2 → O2;
б) FeS2 → SO2 → SO3 → H2SO4 → BaSO4 → BaS → H2S → PbS → SO2.
Подведение итогов занятия
7.6. Задание на дом. Подготовка к контрольной работе по модулю «Строение вещества. Водород. Галогены. Халькогены»
Место проведения самоподготовки: читальный зал и др.
Литература:Основная: [1] стр. 223-230, 349- 391.
Дополнительная: [2] стр. 25-57;
[3] стр. 462-617.
Занятие 4
Тема. Контрольная работа по модулю «Строение вещества. Водород. Галогены. Халькогены»
Учебные цели:обобщить материал занятий 1-3, проверить его усвоение.